Значимые находки при реставрации Свято-Троицкого собора Саратова в начале ХХI века

УДК 908

Воронихин Андрей Владимирович, кандидат исторических наук, свободный исследователь, Россия
Воронихина Ирина Васильевна, куратор музея Свято-Троицкого собора г. Саратова, Россия

 А.В. Воронихин, И.В. Воронихина
Музей Свято-Троицкого собора г. Саратова
Саратов, Россия

Значимые находки при реставрации Свято-Троицкого собора Саратова в начале ХХвека

Аннотация. В статье на основе коллекции музея Троицкого собора Саратова описаны значимые находки, найденные при реставрации храма в 2004-2014 гг. Во время реставрационных работ выявлены семь захоронений в нижнем храме собора, а в перекрытиях колокольни во время переустройства в ней внутренней лестницы найдено собрание крестов и икон старообрядческой металлопластики. Среди атрибутированных артефактов археологические экспонаты и предметы церковной утвари XVIII, ХIХ, ХХ веков.

Ключевые слова: реставрация Троицкого собора, захоронения, оклады на иконы, деревянная скульптура, покровец, культурные артефакты.

 A.V. Voronikhin, I.V. Voronikhina

Museum of the Holy Trinity Cathedral of Saratov

Saratov, Russia

Significant finds during the restoration of the Holy Trinity Cathedral of Saratov at the beginning of the XXI century

Annotation. The article, based on the collection of the Museum of the Trinity Cathedral of Saratov, describes significant finds found during the restoration of the temple in 2004-2014. During the restoration work, seven graves were identified in the lower church of the cathedral, and a collection of crosses and icons of Old Believers metal-plastic was found in the bell tower ceilings during the reconstruction of the internal staircase in it. Among the attributed artifacts are archaeological exhibits and items of church utensils of the XIX, XX centuries.

Key words: restoration of the Trinity Cathedral, burials, salaries for icons, wooden sculpture, pokrovets, cultural artifacts.

Саратовский собор Живоначальной Троицы, который горожане чаще называют Свято-Троицким или старым собором является не только кафедральным храмом Саратовской митрополии, но и имеет статус объекта культурного наследия народов РФ федерального значения. Старый собор – самый возрастной памятник Саратова, он ведет свою историю с конца ХVII века.

В начале 2000-х годов, когда настоятелем собора служил протоиерей Василий Стрелков, чтобы не допустить разрушения храма были укреплены фундаменты собора и колокольни.

Во время последней, самой масштабной реставрации Троицкого собора в 2004-2014 гг. были обнаружены интересные археологические артефакты и значимые находки, позволяющие дополнить сведения по истории старого собора Саратова.

Инициатором реставрации был Высокопреосвященнейший Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский (с 2020 г. – митрополит Симбирский и Новоспасский). Основные труды легли на плечи настоятеля собора (в 2004-2011) игумена Пахомия (Брускова), впоследствии епископа Покровского и Николаевского (2011-2023), (ныне – епископа Чистопольского и Нижнекамского) и его помощников. Владыка Пахомий буквально «дневал и ночевал» на стройке, непосредственно руководя процессом реставрации, тщательно вникая во все малейшие подробности и тонкости этого процесса (Фото 1-2).

Фото 1-2. Игумен Пахомий на территории Троицкого собора

 При проведении реставрационных работ 2004-2007 гг. в нижнем храме собора после вскрытия полов были обнаружены несколько захоронений. Пять могил находились в первой трапезной, две – во второй. Большая часть из них представляет склепы, сложенные из большемерного кирпича. Обследовать эти захоронения не стали, закрыли могилы новым полом из керамических плиток. По авторитетному мнению протоиерея Михаила Беликова, который детально восстановил историю старого собора, факт того, что эти захоронения «не примыкают к стенам (за исключением одной, (восьмой по счету. – Авт.)), а находятся почти посередине помещения трапезной», свидетельствует о том, что «каменный собор был поставлен на краю кладбища, находившегося при деревянном Троицком соборе, в результате чего несколько могил оказались внутри нового храма» [1, С. 186-187]. (Схема 1). При снятии грунта вокруг собора во время работ 2004-2007 гг. захоронения были обнаружены и с северной и северо-восточных сторон от постройки. Еще раньше – в 1970-х гг. во время проведения теплотрассы с северной стены собора, а также при строительстве в 1990-х гг. здания новой крестильной было обнаружено «множество человеческих останков», которые были собраны в несколько больших коробок и перезахоронены на территории собора под деревянным крестом[1, С. 188].

Схема 1 расположения захоронений в Троицком соборе. Рисунок М.П. Беликова

 До начала последних реставрационных работ вход в Нижний храм был вровень с дорогой, а теперь, чтобы попасть туда, мы спускаемся по ступенькам вниз, т. е. уровень прилегающей к храму территории был приведен в соответствие с уровнем начала строительства храма. Были сняты культурные слои, накопившиеся за три века существования собора. Уровень пола в нижнем храме также был углублен и приведен к первоначальному. Собор находится на месте основания правобережного Саратова и вся территория вокруг него таит в себе множество материальных артефактов. По объективным причинам профессиональные раскопки на момент реставрационных работ не были проведены.

Храм изначально располагался на обширной площади; непосредственно рядом с ним находились административные учреждения города и торговые ряды. Неудивительно, что в культурном слое были обнаружены многочисленные фрагменты керамической и стеклянной посуды, трактирные расписные стаканы, флакончики необычной формы (возможно, парфюмерные), свистульки, забавное стеклянное яйцо-погремушка, керамические кацеи (ручные кадильницы) (Фото 3). Большая часть этих предметов находится сейчас в экспозиции музея Троицкого собора.

Фото 3. Археологические находки при реставрации Троицкого собора

 Была сделана находка и в духе приключенческих романов: в земле был сокрыт большой ящик с металлическими окладами на иконы; некоторые из них – серебряные. Оклады сильно пострадали от времени, покрылись патиной (Фото 4).

Фото 4. Один из найденных в земле окладов иконы до реставрации

 Большая их часть пока не расчищена. Но удалось отреставрировать оклад высокой художественной ценности. После золочения он занял достойное место в экспозиции музея Троицкого собора (Фото 5).

Фото 5. Оклад иконы после реставрации

Некоторые находки внутри храма позволили проследить изменения его облика в связи с достройки новой трапезной в ХVIII веке. На фасаде первой трапезной были выявлены следы первого декоративного карниза, выполненного в виде каменного подзора из сужающихся к низу зубцов, которые на концах завершаются кирпичным украшением в виде кружка с крестом. Такое украшение нигде в соборе больше не повторяется. Первоначально оно находилось с внешней стороны храма, но было утрачено в ходе реконструкции собора в ХVIII веке, оказавшись замурованным на внутренней стене. (Фото 6).

В слоях «подушки», устроенной на сводах нижнего храма, были найдены несколько поминальных записок разных времен, а также старинные кованные железные гвозди и штыри. Самая же значительная находка – фрагменты деревянных скульптурных изображений святых, возможно, апостолов-евангелистов. Один обломок скульптуры и небольшой фрагмент золоченой деревянной резьбы были найдены в слое строительного мусора в первой трапезной верхнего храма, другой фрагмент – в слоях «подушки» в верхней «настоящей» церкви [1, С. 348-349].

Фото 7. Фрагменты деревянных скульптурных изображений святых

По оценке специалистов Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева скульптура относится к ХVIII веку, она полихромная, выполнена в стиле барокко и сейчас редко встречается. Фрагменты, найденные в Троицком соборе, после обработки реставраторами были переданы в музей собора (Фото 7).

При демонтаже иконостаса верхнего храма был обнаружен скрытый за иконами сверток – завернутый в ткань большой металлический поднос с покровцом (Фото 8). В отличие от роскошных старых покровцов с вышивкой золотыми и серебряными нитями, этот был вырезан из обычной обивочной ткани, а в центре его наклеена репродукция с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Не трудно догадаться, что это – артефакт того времени, когда собор был возвращен верующим в 1942 году (шла Великая Отечественная война) и для богослужения приходилось приспосабливать сделанные наспех предметы.

Фото 8. Металлический поднос с покровцом

Удивительна история обнаружения целой коллекции старообрядческой металлопластики (около 200 предметов). Своеобразный клад икон и крестов был найден в перекрытиях колокольни во время переустройства в ней внутренней лестницы. Остается только гадать, когда и кем он был так искусно спрятан. И ведь пришло время, когда благодарные потомки оценили усилия предков. Наиболее ценная часть этого значительного собрания доступна для обозрения и экспонируется в музее Троицкого собора. В качестве эксперта к описанию найденных икон и крестов был привлечен протоиерей Михаил Воробьев, известный православный краевед и специалист в области старообрядческой металлопластики, с 2021 г. – штатный клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска.

Одним из самых интересных предметов коллекции Троицкого собора является небольшой поморский крест с расширяющимся подножием, погрудными изображениями двух предстоящих, серафимом в навершии и Нерукотворным образом Спаса в оглавии. Первые кресты такого рода отливались в медницах Выга [2]. Крест Троицкого собора отличается нечастым подножием, гладким, не имеющим никакого рисунка и чрезвычайно редкой и дорогой красной эмалью (Фото 9).

Другим, не менее интересным предметом коллекции, является большой киотных крест с двумя предстоящими и образом Господа Саваофа в навершии, выполненный в явной барочной стилистике. Особенно нарядной является обратная сторона, украшенная высокорельефным растительным орнаментом, на фоне которого в шести картушах размещен традиционный для оборотов старообрядческих крестов текст светильна: «Крест – хранитель всея вселенныя…» (Фото 10-11).

Кресты данного типа являются весьма редкими. Большинство из них дошло до нашего времени в очень плохой сохранности. Крест Троицкого собора имеет превосходную сохранность, а сохранившаяся почти полностью позолота делает его уникальным экспонатом.

Кроме «выговского литья» в коллекции представлены работы гуслицких, уральских и московских мастеров.

Фото 10-11. Киотный крест и его оборотная сторона. XVIII в.

Например, редкий образец Спаса – «Спас Благое Молчание». Русские иконописцы, начиная с ХVI столетия, осмеливались изображать Вторую Ипостась Троицы и до ее Воплощения. Хотя законность таких образов оспаривалась церковными соборами ХVI и ХVII веков, они продолжали воспроизводиться до конца ХIХ века и нашли свое отражение и в медном литье.

Одним из самых красивых предметов коллекции является многоэмальная икона Феодоровской Богоматери. Центральное изображение Богородицы находится в углублении, имитирующем традиционный ковчег. Внешняя рамка иконы украшена орнаментом из винограда.

«Коллекция меднолитых крестов и икон музея Саратовского Троицкого собора достаточно полно представляет весь спектр поздней старообрядческой металлопластики. До последнего времени этот раздел церковного искусства не считался особенно заметным явлением русской церковной культуры, оставаясь вотчиной немногочисленных любителей и коллекционеров. Только в последние годы эстетика медного старообрядческого литья была замечена отечественным и зарубежным искусствоведением… Систематическое изучение старообрядческой металлопластики с подробным описанием разнообразных артефактов – дело будущего. Именно поэтому небольшая, но достаточно разнообразная коллекция музея Троицкого собора представляет материал не только для любителей церковной старины, но и для серьезных научных исследований по истории старообрядчества» [3] – считает протоиерей Михаил Воробьев.

Обнаруженные в ходе реставрационных работ находки обогащают историю Свято-Троицкого собора новыми подробностями и деталями. Большинство из них бережно собраны и экспонируются в музее кафедрального собора Саратова.

Митрополит Лонгин, ректор СГУ Л.Ю. Коссович и протоиерей М. Воробьев на экспозиции старообрядческих крестов и икон в музее Свято-Троицкого собора. 15 сентября 2012 г.

Список использованной литературы и источников

  1. Беликов М.П., протоиерей. Старый собор и старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов, 2015.
  2. Первым крупным центром старообрядческого литья стал Выг. Здесь на берегу одноименной реки в 1694 г. возникло Выговское старообрядческое общежительство, объединившее мужское и женское монастырское поселение. Среди прочих изделий: разнообразных икон, складней, застежек для книг, – в медницах Выга, обустроенных в многочисленных поморских скитах, отливались и разнообразные кресты, в том числе наперсные и киотные.
  3. Воробьев М.В., протоиерей. Коллекция старообрядческой металлопластики музея Саратовского Троицкого собора [Электр. ресурс]. — Режим доступа: https://trsobor.ru/lite/?ysclid=ln8jr5rqe0656758276/ (дата обращения 02.10.2023).