Другие святыни

Иверская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Августовская» Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Икона святителя Спиридона Тримифунтского. Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона Икона святителя Николая Чудотворца Икона преподобного Серафима Саровского Икона святителя Феодосия Черниговского Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского

Иверская икона Божией Матери

ikIverskПо преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. В XI веке инок афонской Иверской обители старец Гавриил увидел на море огненный столп над иконой Богоматери. В сонном видении ему явилась Богородица и повелела взять Свою икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре. На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

Иверская икона – чтимый в Свято-Троицком соборе образ Богородицы. Она находится в верхнем Троицком храме собора.

Икона Божией Матери «Августовская»

Икона Божией Матери «Августовская», а точное ее название «Образ Пресвятые Богородицы Августовской, явленной героям воинам», была написана в 1914 году. На Западном фронте целый полк вечером над Августовским лесом в Восточной Польше видел явление Божией Матери. В изумлении и трепете воины пали на колени и стали молиться. Через некоторое время был бой, в котором наши войска одержали победу. Это чудо стало известно по всему фронту, и было решено написать икону для поддержки духа в наших войсках. До нас дошло очень небольшое количество этих икон. Поэтому каждая икона Божией Матери «Августовская» уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность. Нахождение этой иконы в Свято-Троицком соборе далеко не случайно. «Августовская» икона Божией Матери была широко распространена именно в Поволжье. Ее принесли на Волгу казаки, которые видели это чудо.

BogorodicaAvgustovskaya2Во время гонений на Церковь большинство этих икон было уничтожено. О них снова вспомнили во время Второй Мировой войны, когда Пресвятая Богородица снова стала являться русским воинам. Так, во время Сталинградской битвы в разгар сражения солдаты неоднократно видели Женщину в белых одеждах. Об этих явлениях так много говорили, что в Москву было послано донесение. После этого чуда многие верующие вновь достали спасенные из закрытых, порушенных храмов списки последней воинской иконы России – образа Пресвятой Богородицы Августовской.

Одна из таких икон сохранилась и в Свято-Троицком соборе. За эти годы образ Богородицы сильно потемнел, покрылся слоем пыли, частично было утрачено изображение. Самое большое число утрат было в нижней части иконы, испещренной пробоинами почти одинаковой величины, вокруг которых обуглился левкас. Скорее всего, в икону стреляли дробью.

Теперь эта икона вновь предстала перед верующими как живой образ нашей трагической и величественной истории, послание глубокой народной веры, которое дошло до нас через страшные кровавые годы XX века. «Августовская» икона Свято-Троицкого собора не только уникальна как историческое явление, она обладает редкими художественными качествами. Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено то конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу.

В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь. Она немного наклонилась в сторону и жестом правой руки обращается к солдатам, левой прижимает Младенца Христа. Гиматий (плащ) у Нее лазурно-голубой, написанный, скорее всего, диаптазом – краской, получаемой из редкого уральского камня. Очень выразителен лик Богоматери. Он, безусловно, является центром иконы.

Земля изображена реалистично, что стало вполне традиционным уже в конце XIX века. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма вполне конкретные походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени – кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Может быть, этот жест и создает весь эмоциональный строй иконы. Он как возглас распространяется по всей иконе. Иконописец деликатно изобразил его самым удаленным от нас, иначе его чувства выглядели бы как экзальтация сознания и нарушали бы благоговейный восторг от происходящего. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. Эта трогательная деталь вызывает улыбку, но она же и роднит и соединяет наши чувства с чувствами этого солдата – простого мужика, взятого на фронт от сохи.

Вся земля написана в холодных серо-зеленых тонах, солдаты – в буро-коричневых. В реальности такое освещение бывает только тогда, когда солнце только что село. В иконе золотой фон заменяет небо. Но удивительно, что никакого противоречия ты не ощущаешь, светоносное золото переживается как закатное небо, и его легкие последние лучи освещают упавшего на колени солдата, застывшего в крестном знамении. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать даже шире – два мировоззрения. Один – натурный, реалистичный, второй –иконный, надмирный. XIX век – век бурного развития реализма во всех видах искусства: литературе, живописи, музыке. Он не мог не влиять на иконописцев, которые должны были создавать образы, отрешенные от мирской суеты.

Десятилетиями иконописцы выверяли каждую линию образа, каждый жест, каждый силуэт. Передавали накопленное от поколения к поколению. Поэтому изображение Богоматери и Младенца совершенно в своем роде. Изображение же солдат на коленях кажется неумелым. Пространственные ракурсы даются иконописцу с трудом. Но не будем спешить с оценкой. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего религиозного чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который, кстати, никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX века был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества.

Народное искусство еще называют наивным искусством. Это название, как никогда, подходит к данному изображению. «Будьте как дети», – говорит Господь, и именно эту наивную детскую простоту веры мы видим у этих солдат, упавших на колени перед явившейся им Богородицей. Может быть, в этой простоте и есть надмирный реализм иконы.

Борис Криницын

Икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Одна из святынь Свято-Троицкого собора икона святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей его святых мощей. До назначения на столичную кафедру он на протяжении многих лет проповедовал христианство среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски.

Будущий святитель родился 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском Иркутской губернии и получил при Крещении имя Иоанн. По окончании семинарии служил в Иркутской Благовещенской церкви, где снискал любовь прихожан и уважение священноначалия.

В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на остров Уналашку, входящий в группу Алеутских островов.

InnokentMoskВладыка оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а посылать насильно было нельзя. И вдруг, после беседы с приехавшим в Иркутск жителем острова, служить на этом острове вызвался отец Иоанн Вениаминов. 7 мая 1823 года он со всем семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата, отправился в путешествие, длившееся около года.

Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке служили еще три священника-миссионера. Несмотря на кратковременность проповеди на Алеутских островах, христианство в этих краях имело большой успех. Особенно усердно принимали его алеуты. Редкие из них при посещении священника уклонялись по лени или нерадению от Исповеди и Причастия. Так как пища их была всегда одинакова, то они в дни говения совсем ничего не ели. Во время богослужения алеуты стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме.

Однако к моменту прибытия отца Иоанна на Уналашке не было даже храма, и богослужение совершалось в ветхой часовне. Поэтому первой заботой миссионера стало строительство храма. Для этого ему пришлось обучать алеутов плотничному и столярному делу. Одновременно отец Иоанн изучал алеутский язык. В дальнейшем он изобрел для алеутов азбуку и начал перевод священных и богослужебных книг.

За миссионерские труды отец Иоанн Вениаминов был награжден наперсным крестом. Через несколько лет он был переведен на остров Ситху в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа – калошей. Новая паства отца Иоанна сильно отличалась от алеутов. По характеру они были горды, мстительны и самолюбивы. О проповеди христианства среди калошей не могло быть и речи, так как к русским они относились с большим подозрением. Но после того, как произошло чудесное спасение от оспы крещеных людей, открылась возможность проповеди и среди этого народа.

Во время пребывания на Ситхе отец Иоанн начал книгу «Замечания о калошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-американских владениях», которая, как и грамматика алеутского языка, удостоилась лестных отзывов специалистов, внесла много нового в лингвистику.

В 1838 году отец Иоанн отправился в Петербург, чтобы просить в Святейшем Синоде об увеличении количества священников, служащих на Алеутских островах, и о разрешении на издание богослужебных книг на алеутском языке. В это же время он организовал сбор пожертвований на миссионерскую деятельность в Москве и Петербурге.

В Москве он встретился с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», – говорил он.

В это время в Иркутске скончалась супруга отца Иоанна. Митрополит Филарет, утешая его, уговаривал принять монашество. После того, как шестеро его детей были устроены на казенный счет, отец Иоанн принял постриг с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. На следующий день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Между тем в Святейшем Синоде было принято решение об образовании новой епархии. Император Николай Павлович настоял на том, чтобы епископом Камчатским, Курильским и Алеутским был назначен архимандрит Иннокентий. А в 1850 году он был возведен в сан архиепископа.

С принятием нового звания круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых была острая необходимость. Каждому поставляемому священнику он давал подробные наставления, убеждал действовать только силой проповеди, а не принуждением или заманчивыми обещаниями. Православные миссионеры подвергали местных жителей, искавших Крещения, строгому испытанию и не крестили без подготовки. Потому и случаев отпадения в язычество практически не было.

Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке. Население училось очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России.

Впоследствии Владыка был переведен в Якутск и продолжил проповедь на территории Сибири. Ему пришлось проповедовать среди якутов и тунгусов. Якуты, принимая крещение, главным образом, из-за подарков и некоторых льгот, оставались, по сути, язычниками. Владыка Иннокентий открывал в Якутии храмы и часовни, переводил на якутский язык священные и богослужебные книги, для чего им была организована специальная комиссия. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Якутов до того тронуло это событие, что их старшины просили владыку Иннокентия, чтобы этот день навсегда стал праздничным. Кроме того, велась работа по переводу священных и богослужебных книг на тунгусский язык.

Архиепископ Иннокентий содействовал присоединению к России земель вдоль Амура. Он предпринял путешествие, результатом которого стала подробная записка «Нечто об Амуре».

Преклонный возраст и слабое здоровье заставляли владыку подумать о покое. Но не к покою, а к новой деятельности готовил его Господь. В 1867 году скончался митрополит Московский Филарет, и на его место был назначен архиепископ Иннокентий.

За новыми заботами он не забывал миссионерского призвания. С целью проповеди на окраинах России в 1870 году было учреждено миссионерское общество. Оно встретило большое сочувствие во всех уголках России.

Умер архиепископ 31 марта 1879 года и был погребен в Троице-Сергиевой Лавре. 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви, по инициативе Православной Церкви в Америке, причислил митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, к лику святых. В настоящее время мощи святителя пребывают в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Успехом своей проповеди святитель Иннокентий обязан ревности, трудолюбию и стремлению жить жизнью своих чад, делать христианскую веру понятной для них. Неутомимый святитель Иннокентий поистине стал достойным преемником и подражателем апостолов Христовых.

Икона святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Церковь особо чтит память этих святых, называя их «великими святителями» и «вселенскими учителями». Святители Василий Великий и Григорий Богослов жили в четвертом веке в Кессарии Каппадокийской. Во многом благодаря их трудам была осуждена ересь арианства. Они оставили множество богословских сочинений, а святитель Василий Великий известен также как составитель литургии, которую служат в православных храмах десять раз в год. Святитель Иоанн Златоуст был епископом в Константинополе и прославился как талантливый проповедник, богослов, ревностный пастырь. За обличение нечестий, происходивших при царском дворе, святитель был отправлен в ссылку. Святитель Иоанн Златоуст также известен как составитель литургии, которая носит его имя.

Икона для Успенского храма Свято-Троицкого собора была написана в Москве в 2007 году.

 Икона святителя Спиридона Тримифунтского

IMG_9021

Святитель Спиридон родился в конце третьего века на острове Кипр в крестьянской семье. По своей простоте и чистоте сердца он был человеком поистине равноангельным, помогал нуждающимся, исцелял неизлечимо больных. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого, он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. Святитель Спиридон принимал участие в работе I Вселенского Собора, доказывая единосущие Отца и Сына. Мощи святителя первоначально покоились на острове Кипр, а затем в седьмом веке были перенесены на остров Корфу, где и почивают доныне.

Икона для Успенского храма Свято-Троицкого собора была написана в Москве в 2007 году.

Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских

I

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед смертью монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Икона для Успенского храма Свято-Троицкого собора была написана в Москве в 2006 году.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона

ikvmnPanteleimon

Святой родился в семье знатного язычника в г. Никомидии (на северо-западе Малой Азии). Его мать святая праведная Еввула была тайной христианкой. Отец отдал отрока на обучение к православному врачу Евфросину. Вскоре слава о способностях молодого врача дошла до столицы империи – Рима. Но не она увлекала юношу. Сердце его жаждало познать истину. Наставником стал священник Ермолай (впоследствии священномученик), крестивший его. Когда же отец святого увидел, как сын, помолившись, исцелил слепого, он вместе с исцеленным принял святое Крещение.

Святой Пантелеимон лечил всех, но, прежде всего, неимущих и заточенных в тюрьмах. Он всегда благовествовал о «Враче душ и телес» — Спасителе. Это вызывало ненависть врачей-язычников, и они донесли на него римскому императору Максимилиану. Святого Пантелеимона предали мучениям. Но пытки не смогли сломить его волю и лишить жизни. Тогда святой великомученик был обезглавлен в 305 году. Тело его брошено в костер, но не сгорело в нем, и было тайно погребено христианами.

В Свято-Троицком соборе находится икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с житийными клеймами. Этот образ был передан со Святой горы Афон из келии святого Иоанна Златоуста старцем иеросхимонахом Кириллом в 1893 году, о чем свидетельствует надпись на иконе. В 2007 году икона была отреставрирована.

Икона святителя Николая Чудотворца

iksvNikolai

Святитель Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликии во второй половине 3 века в семье благочестивых родителей. Дядя Николая, епископ Патары, отметил благочестие юноши и посоветовал родителям отдать его на службу Богу. Священник Николай был очень отзывчив и милостив. Когда умерли его родители, он раздал все свое наследство бедным.

После смерти архиепископа Мир и всей Ликии епископы той области собрались, чтобы избрать достойного преемника, но никак не могли договориться между собою. Наконец, старейшему из них было видение — ему явился светлый Муж и велел ночью встать у церковных дверей и ждать того, кто первым придет в церковь: «Его зовут Николай, это и есть Мой избранник». Этим избранником стал святой Николай.

Во времена гонений на христиан, он проповедовал Христа и был посажен в тюрьму. Когда на византийский престол вступил благоверный царь Константин, гонения прекратились, и святой Николай вернулся к своей пастве.

Святой участвовал в работе I Вселенского собора, на котором были утверждены догматы православной веры и предан анафеме еретик Арий. Тихий и кроткий святитель Николай так разгорелся божественной ревностью о правой вере, что ударил богохульника Ария по щеке. Присутствовавшие на соборе были разгневаны этим поступком и сняли со святого архиерейский омофор. Но ревность и дерзновение святого были угодны Богу — самые достойные из священнослужителей увидели справа от святого Николая Господа Иисуса Христа, благословляющего и подающего ему Евангелие, а слева Богородицу, протягивающую омофор.

В Свято-Троицком соборе находится икона святителя Николая, написанная в 19 веке. Икона была отреставрирована в 2005 году.

Икона преподобного Серафима Саровского

IMG_2161

Преподобный Серафим избрал монашеский путь на 19-м году жизни и почти пятьдесят пять лет жил безвыходно в Саровской пустыни. Он прошел там все степени подвижничества: нес общие монастырские послушания, потом послушания в звании иеродиакона и иеромонаха, подвизался в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и жил в совершенном затворе. Среди этих разнообразных подвигов он сохранял дух глубокого смирения, Преподобный стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. Он поучал вере и наставлял в благочестии многие тысячи людей, которые ежедневно стекались в Саров из разных стран, чтобы принять благословение отца Серафима и выслушать от него советы и наставления. Сверхъестественные благодатные дары, которые обнаруживались в нем духом прозорливости и силою исцелений, придавали особенную действенность его наставлениям. Весть о его подвижнической жизни передавалась из одного места в другое и наполнила всю Россию. Скончался он 2-го (15-го нов. ст.) января в 1833 году. Открытие его нетленных мощей было совершено 19-го (22-го нов. ст.) июля 1903 года.

iksvSerafimВ Свято-Троицком соборе находятся два чтимых образа преподобного Серафима Саровского. Один из них написан в начале 20 в. Поясное изображение святого на нем восходит к его прижизненному портрету работы художника О. Серебрякова. Этот образ был освящен в Саровском монастыре на святых мощах преподобного Серафима 15 ноября 1910 г. Об этом свидетельствуют надпись на обороте иконы и сургучная печать Саровского монастыря. Икона была отреставрирована в 2006 г. На второй иконе, с частицей погребального облачения преподобного Серафима, святой изображен в полный рост. Обе иконы находятся в нижнем Успенском храме Свято-Троицкого собора.

Икона святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского

Будущий святитель Феодосий родился в конце 30-х годов 17 века в Малороссии в благочестивой дворянской семье. С ранних лет он испытал тяжесть условий, в которых находились православные христиане под властью католической Польши.

PIA_3849-1Образование свое юноша начал в родительском доме, а продолжил в Киевской Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре (впоследствии Киево-Могилянская Духовная Академия). В это время начальником и руководителем ее был «великий столп церковный», известный впоследствии архиепископ Лазарь (Баранович), к которому на всю свою жизнь святитель Феодосий сохранил чувство сыновнего почтения.

По окончании обучения святитель Феодосий решил посвятить свою жизнь Богу. И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство знаменитого учителя, и святость самого места воспитания – все способствовало стремлению к иноческой жизни. Он принял постриг в Киево-Печерской Лавре с наречением имени в честь ее основателя преподобного Феодосия, которого особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы жизни в прославленной обители. Святитель Феодосий искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, постоянно сталкиваясь с мирской суетой шумного города.

В 1662 году будущий святитель Феодосий, как свидетельствует местная Черниговская летопись, был назначен игуменом Корсунского монастыря. Жизнь в этой пустынной обители более соответствовала его аскетической настроенности. Но в 1664 году его перевели в Киево-Выдубецкий монастырь, совершенно разоренный войной. Святитель Феодосий восстановил и благоустроил эту обитель, однако здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений. При этом он выказывал глубокую мудрость и иноческое смирение.

В 1687 году умирает Елецкий архимандрит Иоанникий Голятовский, и на его место назначается, после 24-летнего управления Выдубицким монастырем, святитель Феодосий. Преосвященнейший Лазарь в то же время возлагает на него множество дел по управлению епархией. В 1691 году архимандрит Феодосий – тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря – был назначен, по просьбе архиепископа Лазаря, его наместником по управлению делами Киевской митрополии.

В 1692 году Владыка Лазарь пожелал еще при своей жизни видеть помощника в святительском сане, чтобы он смог вполне помогать ему при жизни и быть достойным преемником после смерти. Было направлено прошение об этом Патриарху Адриану. 11 сентября 1692 года святитель Феодосий был наречен епископом Черниговским, а 13 сентября – посвящен в святительский сан. Таким образом, Черниговская епархия стала управляться сразу двумя великими подвижниками. Отношения их были полны любви и доверия друг к другу. Но недолго черниговская паства утешалась духовной радостью видеть предстоящими у Престола Божия сразу двух святителей. Через два года Преосвященнейший Лазарь отошел ко Господу. О его кончине особенно скорбел святитель Феодосий. На всю жизнь сохранил он в своем сердце благочестивые наставления и образ наставника.

Святитель Феодосий еще в сане игумена и архимандрита отличался добротой и заботой о людях, чем вызывал к себе всеобщую любовь. Особенно старался он развить у верующих горячую любовь к Богу и ревность о спасении, которыми горела его святая душа. Заботился святитель и о жизни подвижнической. Он не только поддерживал и благоустраивал существующие монастыри, но и старался об учреждении новых обителей.

1696 год стал последним в земной жизни святителя Феодосия. Мощи его, обретенные через 200 лет после кончины, были положены в Черниговском Борисоглебском соборе. В 1896 году определением Святейшего Синода святитель Феодосий Черниговский причислен к лику святых.

Святитель Феодосий, при жизни своей не оставлявший паству заботой и попечением, стал небесным покровителем ее и по кончине. По молитвам к нему во все времена совершалось множество чудес и исцелений.

Игуменья Черниговского Елецкого монастыря Амвросия рассказывала интересную историю, связанную с именем святителя Феодосия. Она услышала ее от одного из своих наставников: «Шло заседание военного Совета во время обороны Ленинграда. Никто не мог придумать: что дальше делать, как снять блокаду. Сидели молча и вдруг услышали голос: “Просите святителя Феодосия, он вам поможет!” Оцепенев, мы промолчали несколько минут, потом вышли на улицу и стали спрашивать людей: “Кто такой святитель Феодосий?” Никто не знал. Мы попросили, чтобы привели священника. Приводят нам отца Алексия (будущего Патриарха). Он говорит: “Так это Черниговский чудотворец. Его мощи у вас в музее. Везите его в церковь, будем молиться”. И только отслужили службу и молебен святителю Феодосию, как прорвали блокаду. А дорога эта так и называется “Дорога Святителя Феодосия”, или “Дорога Жизни”».

Схиархимандрит Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура. Родился в селе Карыльское Черниговской губернии в 1868 году в бедной семье. Отец Луки рано умер, матушка же его была немощной и часто болела. Обладал красивым голосом; пел в церковном хоре. Учился в начальной земской школе, которую окончил в 13 лет, и был оставлен помощником учителя. В Коропе познакомился с бывшим регентом императорского хора, который оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству; освоил игру на скрипке. По возвращении домой стал регентом своего хора. Обучился шитью и своим трудом начал зарабатывать, чтобы помогать семье; к 17 годам стал профессиональным портным.

По кончине его матери решил уйти в монастырь, но старший брат Варфоломей настоял, чтобы он не покидал семью. Со своим другом юности Симеоном ходил пешком в Киев к отцу Ионе, чтобы тот благословил получить духовное образование. Но отец Иона сказал им: «Ваша семинария при вас» — и не благословил. Вместе же с Симеоном ездил на Афон. После настойчивых просьб Симеон был принят в число братии Афонского монастыря. А Луке один из афонских старцев сказал: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь».

В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Чрез два года был рукоположён в иеродиакона, в 1916 году — в иеромонаха.

Во время обновленческого раскола отец Лаврентий решительно стал на сторону Патриарха Тихона. Жёсткой была его позиция в отношении Русской Церкви за рубежом.

В 1930 году, после закрытия храма, перешёл на нелегальное положение. В 1930—1942 годы тайно жил на частной квартире, принимая духовных детей по ночам. После занятия Чернигова германскими властями во время войны организовал две монашеские общины: мужскую (35 человек) и женскую (70 человек). Последняя разместилась в Троицком Черниговском монастыре, где на Пасху 1942 года открыл храм, ставший одним из центров религиозной жизни Черниговской области. Лаврентий Черниговский благословил на служение церкви будущего митрополита всея Украины Владимира (Сабодана), приезжавшего к нему в детстве со своей матерью.

Скончался 19 января 1950 года; похоронен в малом храме бывшего Троицкого Черниговского монастыря.

Икона святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских с частицами их мощей находится в верхнем — Троицком храме Свято-Троицкого собора. Люди с верою к ней притекающие получают по молитвам великих чудотворцев скорую помощь и исцеления.

Икона святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского

PIA_0229_Иннокентий_Пензенский

Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский (в миру Смирнов Иларион), родился 30 мая 1784 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии. В 1806 г. он окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. Еще во время обучения начал преподавательскую деятельность. 10 августа 1809 г. будущий святитель назначен префектом семинарии, 13 октября того же года митрополитом Московским Платоном (Левшиным) пострижен в монашество. В 1811 г. св. Иннокентия назначают бакалавром церковной истории в Петербургской Духовной академии. В июне 1812 г. возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 г. св. Иннокентий был утвержден ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии.

В 1814 г. он был назначен цензором издаваемой духовной литературы и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга. Св. Иннокентий обладал даром проповедника и духовного писателя. Ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст. и св. Анны II ст. Способности и деятельность Иннокентия обещали ему почет и известность, но Господь сподобил ревностного раба Своего завершить жизнь не в славе, а в скорбях, понесенных за истину.

В 1818 г. цензор архимандрит Иннокентий допустил к печати книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», резко обличавшую «внутреннее христианство» — учение с направлением ложного мистицизма, широко распространенного в высших слоях общества. Приверженец этого учения обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын организовал травлю автора и цензора книги. Св. Иннокентия удалили из Петербурга. Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским, но, учитывая слабое здоровье святителя, кафедру заменили на Пензенско-Саратовскую.

Чуть более полугода владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим архиереем Пензенским. Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность владыки, но и все его существо, все поступки, слова. В начале августа 1919 г. владыка Иннокентий прибыл в Саратов, где произнес в кафедральном Свято-Троицком соборе проповедь на слова псалмопевца: «Возвеличим Господа со мною».

10 октября 1819 г. свт. Иннокентий отошел ко Господу. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Праведник был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы. В конце 19 в. началась подготовка канонизации владыки, было составлено его житие, но большевистский переворот прервал эту работу. В 90-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 г. были обретены его святые мощи. На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Память его празднуется 23 октября.

В Свято-Троицком соборе находится икона свт. Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, с частицей его святых мощей.

Иверская икона Божьей Матери, привезенная со св. горы Афон

PIA_7447-1

В 2010 году в Свято-Троицкий собор была привезена Иверская икона Божией Матери, написанная и освященная на Святой Горе Афон. Она была написана по заказу прихожан насельниками афонского Никольского скита Буразери, или Белозерка. Это почти точная копия той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами. Паломники из разных стран приезжают на Афон, чтобы поклониться ей. Множество списков с этого образа было написано на Святой Горе. И вот теперь один из них находится у нас, в трапезной части верхнего – Троицкого — храма.

На написание иконы потребовалось более 4 лет. Ведь иконописцев в братстве не так много, а количество заказов с каждым разом увеличивается. Появление этой святыни в Троицком соборе – знаменательное событие для всего города и епархии. Теперь каждый желающий может помолиться у этого образа.

Мощевик с частицей мощей и иконой священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского

2011-09-11-02

Священномученик Гермоген, в миру Георгий Ефремович Долганев, родился 25 апреля 1858 в семье священника Херсонской епархии. В Новороссийском университете, размещавшемся в Одессе, он закончил юридический факультет и прослушал полный курс математического факультета, посещая одновременно лекции на историко-филологическом. В 1890, в возрасте тридцати двух лет, он, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии, принимает монашеский постриг с именем Гермоген и через два года рукополагается в сан иеромонаха.

Служил ректором Тифлисской семинарии, будучи уже в сане архимандрита, 14 января 1901 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а через два года стал ее правящим архиереем. Видя ужасающий упадок нравов, большое внимание уделял духовному просвещению народа. В 1904 г. создал в епархии особую комиссию «по изданию книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания для распространения их в народе путем продажи и даровой раздачи». В годы смуты стал одним из организаторов Союза Русского Народа в Саратове, затем инициатором создания и почетным председателем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа. Выступал решительным противником принятия в ряды правых организаций старообрядцев.

Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам  епископ, он же и руководил ими. Большое внимание он уделял изданию простой и доступной религиозной литературы для народа.

Епископ Гермоген не раз проявлял свою бескомпромиссность и в оценке деяний местных губернских властей: он воспротивился празднованию юбилея Л.Н. Толстого; протестовал против постановки сомнительных, с точки зрения Православия, пьес в саратовском театре, чем заслужил себе славу «мракобеса» в либеральной печати.

Вместе с иеромонахом Илиодором пытался в 1911 г. положить конец влиянию на императорскую честь Г. Распутина, с которым прежде был близок. В результате этого впал в немилость, в 1912 лишен епархии и сослан в Жировицкий монастырь. Впоследствии переведен в Николо-Угрешский монастырь под Москвой.

IMG_1938После февраля 1917 г. был назначен на кафедру в Тобольск. Активно участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, духовно и нравственно поддерживал царственных узников, пытался оказать им помощь. В Вербное воскресение 15 апреля 1918 г. организовал крестный ход несмотря на угрозы властей. В тот же вечер епископа Гермогена арестовали и препроводили в тюрьму Екатеринбурга.

13 июня Владыку привезли на поезде в Тюмень, где доставили на пароход «Ермак», оттуда через два дня – на пароход «Ока». Привязав ему на шею тяжелый камень, революционные бандиты сбросили Владыку в реку. 3 июля его честные останки вместе с камнем были вынесены на берег реки и обнаружены крестьянами. 2 августа состоялось погребение сщмч. Гермогена в Софийско — Успенском соборе Тобольска.

Епископ Гермоген (Долганев) причислен к лику святых определением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г. День памяти – 29 июня по н. ст.

3 сентября 2005 г. обретены мощи священномученика и перенесены в Покровский  храм Тобольского кремля.

В 2011 г. из Тобольской епархии в Саратовскую область передана частица святых мощей сщмч. Гермогена, которая будет постоянно пребывать в Свято – Троицком соборе г. Саратова.

Ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского.

23 октября 2017 г., в день памяти святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского, возглавлявшего архиерейскую кафедру с марта по октябрь 1819 года, по окончании Божественной литургии, которую совершили Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Епископ Сердобский и Спасский Митрофан в Успенском кафедральном соборе г. Пензы, часть мощей святителя была передана Саратовской епархии.

Святитель Иннокентий возглавлял Пензенскую и Саратовскую кафедру немногим более полугода, но, несмотря на столь короткий срок, он успел снискать искреннюю любовь людей, видевших его праведную жизнь, подлинную христианскую любовь, искреннюю молитву.

Святитель Иннокентий родился в 1774 году в селе Павлово (ныне — г. Павловский Посад) в семье бедного дьячка местной Воскресенской церкви. Родители стремились дать мальчику хорошее образование, которое в XVIII веке было доступно очень немногим.

Будущий святитель обладал незаурядными способностями, благодаря которым он уже в 29 лет стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии. Святитель Иннокентий все свои силы отдавал на то, чтобы устранить негативные последствия церковной реформы Петра I — вернуть в систему духовного просвещения живое религиозное содержание, избавиться от элементов католической и протестантской философии, построить обучение на основе православного богословия. Непосильные нагрузки серьезно подорвали его здоровье — он заболел чахоткой.

По мере сил архимандрит Иннокентий также старался противодействовать наплыву душевредной мистической литературы, что привело к острому конфликту с могущественным чиновником того времени — обер-прокурором Святейшего Синода князем А.Н.  Голицыным, который исповедовал некое абстрактное «универсальное христианство». В результате конфликта архимандрита Иннокентия удалили из столицы и назначили на Пензенскую и Саратовскую кафедру. Епископская хиротония произошла 3 марта 1819 в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

В связи с состоянием здоровья, в Пензу новый архиерей прибыл только 21 июня. Несмотря на недомогание, он проявил активность и упорство в своих архипастырских трудах.

Естественно, что новый епископ решил осмотреть свою епархию и отправился в поездку, в ходе которой посетил и второй кафедральный город — Саратов. О богослужении в саратовском Троицком соборе Владыка писал духовной дочери и близкому другу княгине Софье Сергеевне Мещерской: «Хотелось обнять всех и во едином союзе возвеличить беспредельно Великого». Владыка отмечал, что собор, притвор, крыльцо были заполнены людьми. На следующий день, уже на будничной службе, епископ снова увидел множество народа и, радуясь такому усердию паствы к богослужениям, с теплом наставлял прихожан в духовной жизни.

С восторгом и умилением он вспоминал о том почитании и любви, с которыми встретила своего архипастыря паства Пензенской и Саратовской земель: «Боже мой! Так почитают и грешников, облеченных саном священным! И окаянный Иннокентий должен был благословлять окаянною рукою многие сотни людей, — может быть и праведных! Должен принимать честь от благочестивого народа!».

Во время этой поездки по епархии болезнь святителя Иннокентия сильно обострилась, и он вынужден был вернуться в Пензу. 23 октября 1819 года, в 18 часов 25 минут, святитель Иннокентий скончался.

Синодальная Комиссия по канонизации святых представила к общецерковному прославлению святителя Иннокентия (Смирнова, 1784-1819) как «праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил этого подвижника веры к лику святых. А в 2016 году имя святителя Иннокентия было включено в Собор Саратовских святых.