Иконы музея Троицкого собора

Собрание икон Троицкого собора достаточно традиционно и по своему характеру напоминает иконописные коллекции всех храмов Саратовской митрополии. Убранство церквей Саратова и других городов губернии складывалось под воздействием многочисленных факторов. Несмотря на размеры и значимость Саратова в провинциальной российской жизни, в нем так и не сложилось достаточно заметной и стилистически своеобразной иконописной школы. Тем не менее, здесь существовало много мастерских, находившихся под влиянием столичных и других российских иконописных центров. Большое хождение имели в городе привозные иконы, которые пополняли частные коллекции и собрания местных церквей. Сохранились сведения, что для убранства наиболее значимых храмов привлекались иногородние иконописцы, в частности, представители ярославской иконописной школы, которые расписывали стены и создавали большие иконы для иконостасов. Не менее интересное явление – так называемая народная икона, авторы которой сумели создать уникальные произведения, сохранившие истинно народный религиозный дух.

Трудный 20 в. разрушил единство иконописного ансамбля тех саратовских храмов, в которых оно было. К концу столетия восстанавливаемые церкви пополнились чудесным образом сохраненными разрозненными памятниками. Верные прихожане приносили фрагменты иконостасов и не-большие иконы, предназначенные для домашнего обихода. Таким образом, в конце 20 в. все саратовские церкви, а в их главе и Троицкий собор, стали обладателями очень неоднородных, но, несомненно, интересных иконописных собраний.

Хотя памятники Троицкого собора чаще всего представляют 19 в., среди них встречаются и более ранние произведения. К ним можно отнести плохо сохранившуюся икону святителя Николая Чудотворца, предположительно 18 в. Произведение создано в лучших традициях древнерусского иконописания. Образ святителя написан на доске с двойным ковчегом в темных приглушенных тонах и сдержанной манере, которые свидетельствуют о старообрядческом происхождении памятника.

str8-2Золото-красная икона Богоматери Казанской, произведение удиви-тельного профессионализма и одухотворенности, написана иконописцами Ветки – знаменитейшего центра старообрядчества конца 17–19 вв. Памятник передает все тонкости ветковского письма – излюбленный золотой фон, сияющий бакан – красная полупрозрачная краска особого оттенка, мягкие объемы личного с тонкой подрумянкой. Высокое качество письма и характерные признаки стиля дают возможность датировать икону концом 18–первой половиной 19 в.

Одной из самых популярных сюжетных икон, украшавших как храмы, так и частные молельни, был образ – «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками». В собрании собора представлен памятник 19 в., написанный мастерами известной сызранской иконописной школы, которая приобрела особую популярность во второй половине столетия.

Один из самых значительных российских иконописных центров с конца 18 в. и до начала 20 в. – Палех, представлен образом Богоматери Казанской первой половины 19 в. Он демонстрирует характерные стилистические черты палехского иконописания, и, прежде всего – уникальную способность палешан, с помощью многочисленных тончайших плавей, создавать лики, наполненные внутренним духовным светом.

Палехскими мастерами были написаны и две уникальные двусторонние иконы второй половины 19 в., вышедшие из одной мастерской и, видимо, для одного заказчика – «Спас Нерукотворный» с образом святителя Николая Чудотворца (Можайского) на обороте и Богоматерь Знамение с полнофигурным изображением Архангела Михаила. Скорее всего, эти иконы создавались для выноса во время торжественных процессий. Праздничный характер памятников передан с помощью светлого фона, а также нарядного виртуозного письма и гармоничной красочной гаммы. Лик Спасителя завораживает своей внушительностью и внутренней глубиной. Образы святителя Николая, Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила, написанные в традициях строгоновского письма, поражают изяществом рисунка и отделки, хотя два последних серьезно пострадали от утраты первоначального фона.str8-4

Богоматерь Смоленская 19 в. украшена яркими золочеными узорами на синем фоне. По этим характерным узорам, так называемым «петухам», можно определить место создания иконы – Холуй. Мастера знаменитого иконописного села Холуй сочетали в своем искусстве любовь к реальным формам и повышенную цветовую декоративность.

Иконы, написанные в стилистике так называемого «академического» письма, обильно украшали те саратовские храмы, которые действовали в 19 в. Длительное время представлявшие официальную Православную Церковь, они заменяли иконописные памятники, созданные в традициях древнерусского искусства. В собрании Троицкого собора можно увидеть авторскую икону «Спас Нерукотворный», написанную масляной краской предельно натуралистично и с большим чувством. На обороте можно разобрать подпись: «1859 года. Ноября / Пис. Художникъ Императорской / Академiи Алек-сей Лебедевъ».

Не менее традиционны были в 19 в. и подокладницы – иконы, написанные специально под богатый оклад. Так был написан масляной краской «Спас Вседержитель» под серебряный оклад с клеймом 1894 г. и образ Богоматери Казанской, украшенный мастерски выполненным серебряным окладом 1879 г.

str8-3Нередки в саратовских иконописных собраниях и иконы афонского письма. В Троицком соборе подобные памятники до сих пор играют значительную роль в оформлении храмового пространства и любимы прихожанами. Написанные в сложной смешанной технике афонские иконы отображают Божественные образы, исполненные необыкновенной величественности и одновременно кротости. В музее можно увидеть икону святого великомученика Пантелеимона конца 19 в., написанную на Афоне, что удостоверяется штампом на обороте: «Благословенiе / Св: Аөонской Горы/ Русскаго Пантелеймонова / Монастыря», и образ «Иисус Христос – Царь Славы» 19 в., благословленный в Русской келии Святого Николая Чудотворца на горе Афон.

К чудотворным и особо почитаемым иконам храма относится образ Пресвятой Богоматери Иверской первой половины 19 в. Икона написана в традициях афонской живописи. Центральный образ Богоматери с младенцем окружен изображениями Пресвятой Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов в круглых розетках. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте описаны обстоятельства явленного иконою чуда: «Сïя Чтыя икона въ 1849 году находясь въ шакще судна / купца Пономарева набайкале, когда судно разбило бурею / хозяевъ и рабочихъ выбросило невредимыми на островъ. / Всехъ беспокоила мысль чемъ здесь они будутъ пита / тся такъ какъ отъ судна и припасовъ ничего неосталось, наберегъ острова одинъ рабочïй пошелъ по воду и уви / делъ вводе уберега бочку с хлебомъ и около бочки / стоячею въ воде сïю икону».

 str8-1 IMG_6291-767

Паломнические иконы, привезенные из поездок по святым местам, бы-ли традиционны для русской православной жизни. Как правило, небольшие, иногда миниатюрные, привозные иконы украшали быт православного верующего, но позднее, в качестве подношения, попадали в восстанавливаемые церкви, возрождая их незримые связи с центрами русского православия.
В собрании музея Троицкого собора хранится миниатюрная икона «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел», написанная в Киево-Печерской Лавре и освященная там же в 1891 г.

Реликвией из другого особо чтимого российского духовного центра – Троице-Сергиевой Лавры, несомненно, является образ «Явление Пресвятой Богородицы преподобному отцу Сергию» 19 в. Этот сюжет был особенно популярен среди памятных икон, создаваемых для паломников Лавры и по-читателей святого Сергия Радонежского. Эта крошечная икона отличается детальным миниатюрным письмом.

Такими же «памятными» иконами являются два изящных миниатюрных образа 19 в.: «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Рождество Пресвятой Богородицы». Многофигурные композиции этих произведений сочетаются с небольшими их размерами, что заставляет предположить особый замысел их создателей или заказчиков.

Большое хождение в Саратове и окрестных городах имела так называемая народная икона – произведения, написанные мастерами из народа, лишенными академической выучки. Для народной иконы характерны условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и ограниченное количество красок. Мастера отбрасывали все лишнее, как в технике письма, так и в иконографии, но это не мешало иконе быть очень выразительной и эмоциональной. Так, минимальными средствами были написаны «Архангел Михаил – Воевода небесных сил» и «Святые преподобные Зосима и Савватий» – сюжеты, которые имели особую популярность в саратовском Поволжье и в старообрядческой среде. К произведениям местной мастерской относится и образ пророка Иоанна Предтечи, написанный более тщательно, «по олову» – тонкому слою олова, покрытого олифой, что имитирует позолоту, и с тиснением по левкасу.
Древний Троицкий собор только начинает изучать свое уникальное собрание иконописных памятников, раскрывая все новые и новые страницы своей многовековой истории.

Ирина Ильина