«Сама жизнь и письменные свидетельства о жизни новомучеников Российских – не живой ли пример, как стоять в истине, как относиться к политике, как не погрязнуть во враждебной духу христианскому сваре. Черпайте из этих источников, вода-то живая» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).
Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово и просияла за это время подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мученичества и исповедничества для России явился 20 в. – время жесточайших гонений на Русскую Церковь.
Русская Голгофа
(Из проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за 70 лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников. В этот день (день их памяти) мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях – принял мученическую кончину за веру Христову.
Первый, кто встал во главе новомучеников Российских, это Патриарх и отец, Святейший Тихон… Он писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской Земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся… погубить дело Христово… Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас вместе с собою <…> Если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить всё, веря, что не без воли Божией совершается это с нами и не останется бесплодным подвиг наш…» Таков путь Христа, таков путь Его Церкви. Таков путь каждого, кто стал христианином…
Принимая патриарший посох в 1918 г., митрополит Тихон знал предлежащий ему путь и не отрекся от крестного подвига. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано “плач и стон, и горе…” (Иез. 2,10). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни… Но да будет воля Божия!» – сказал Владыка Тихон в день своего избрания. И его умирание началось с первых дней.
Против христианства, вооруженного лишь крестом и молитвой, ополчились власть и вся сила зла в безумном порыве уничтожить, растоптать в нем Христа. И Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу…
С Всероссийского Собора Русской Православной Церкви в 1917–1918 гг., не дождавшись его окончания, только получив благословение Богом дарованного Патриарха, уехал на страдание и смерть митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)… Отстаивая единство Украинской Церкви со Всероссийской Православной Церковью, владыка Владимир незадолго до своей гибели сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я на всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову, за веру православную, чтобы не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно начиналось»…
И там, где крестилась Русь во Христа, где руками апостола Андрея Первозванного было воздвигнуто знамение победы – Крест Христов, в Киеве над Днепром, был вознесен на крест преемник апостольского служения священномученик Владимир, и с этого же места началось крещение Русской Церкви огнем и кровью.
Без суда, без объявления вины, как на разбойника, вышли взять митрополита неведомые, не знаемые никем новые хозяева жизни со штыками и огнем…
Это было первое кровавое злодеяние, и, «судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим… что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки России», – сказал святой Патриарх Тихон о священномученике митрополите Владимире и о всех будущих священномучениках и мучениках земли Российской, которым должно было явиться вслед за этой первой жертвой…
Всероссийский Патриарх Тихон в тяжелые, смутные дни скорби принял на себя долг вещать русским людям слово истины и любви. Вместе со всем народом страдал и плакал Патриарх над поруганной Родиной… Его слова могут быть известным компасом на Руси и теперь, когда Церковь опять переживает множество скорбей и бед.
«Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза», – слова Святейшего Патриарха Тихона. И как Патриарх Тихон хранил Церковь в чистоте Православия в период церковной разрухи, гонений и раскола, так и нас теперь призывает он последовать его примеру, идти по его пути. «Грех растлил нашу землю», «очистим сердца наши покаянием и молитвой», – проповедовал он нашим бабушкам и дедушкам, то есть своим современникам. Не дойдет ли его голос теперь до нас, их внуков, когда грозный ветер бед стучит без исключения в каждую дверь?
«Русь Святая, храни веру православную…»
О свт. Афанасии (Сахарове), епископе Ковровском, замечательном литургисте и ревнителе Церковного Устава, авторе службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, хочется сказать особо. Владыка, ныне причисленный к лику святых как исповедник, из 33-х лет архиерейства около 3-х лет находился на епархиальном служении и около 30-ти провел в тюрьмах, ссылках и лагерях, не переставая при этом благодарить Бога за то, что «удостоился «немного», по его словам, пострадать за Христа. Трудов по составлению и редактированию службы он не оставлял и в тюремном заключении. Впервые празднование Всем Российским святым было совершено в камере Владимирской тюрьмы. Эта служба стала архипастырским призывом к деятельной любви и молитве за Отечество.
Показательно обстоятельство: в 37-м году, в самый разгар сталинских репрессий, когда одно упоминание о вере могло повлечь за собой расстрел, тюрьму, ссылку, на проходящей в стране переписи населения более половины его взрослой части объявили – можно сказать, исповедали – себя верующими.
Крест и спасение
Письма отца Иоанна из заключения
Уготовайте душу свою не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения – это ведь завещал уже в свое время прп. Сергий Радонежский, а что о нынешнем времени говорить?
Примите все скорби, какие переживаете, как очистительное наказание… и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от руки Божией.
Камо бежим от лица Божия, от любви Божией? Любовь Божия возвела нас на Крест, и только этот Крест нам во спасение. И спасаемся Спасителем нашим. На него же уповаем и в самые неспасительные моменты жизни.
Скорби, скорби! Когда же они кончатся или ослабнут? Но надо ли им кончаться? Не в них ли сокрыта тайна моего спасения? Опять пред взором спасительный Крест, и слышен голос: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет. Да, всё при мне. Спаситель со мной! А скорби и страдания земной жизни – они до конца, они и свидетельствуют о правильном пути, о пути, начертанном Христом. Господи благослови! Иду дальше!
Подготовила Людмила Кузнецова, 7 января 2023 год