Живая традиция монашества

str4 (2)В апреле этого года группа паломников нашего собора во главе с настоятелем отправилась на Афон, чтобы привезти Иверскую икону Божией Матери. Своими впечатлениями о посещении Святой Горы с читателями нашей газеты делится настоятель Свято-Троицкого собора игумен Пахомий (ныне епископ Покровский и Николаевский).Как известно, доброе дело всегда связано с искушениями. Так было и с нашей поездкой в Грецию. Мы начали планировать ее за несколько месяцев и поначалу все шло нормально, но за несколько недель до отъезда начались трудности. Потеря документов оформляющей стороной, забастовка греческого консульства, из-за которой впоследствии невозможно было купить билет на прямой рейс до Салоник и пришлось лететь через Вену, извержение вулкана, отменившее авиарейсы по Европе, – все эти события сделали нашу поездку настоящим приключением. Но с Божией помощью все закончилось хорошо, и мы прибыли в г. Салоники.

Одним из первых пунктов нашего паломничества, оставившего очень сильные впечатления в наших сердцах, стало место упокоения великого старца Паисия Святогорца, сочинения которого необыкновенно популярны в России. Он прожил большую часть своей жизни на Афоне, подвизался на Синае, однако погребен недалеко от Салоник в с. Суроти. Здесь находится женский монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, основанный старцем Паисием. В настоящее время это одна из самых устроенных и во внутреннем, и во внешнем отношении греческих женских обителей, а также очень почитаемое место паломничества.

Мы приехали в монастырь за полчаса до закрытия, однако успели помолиться у мощей прп. Арсения Каппадокийского, пообщаться с монахинями и, конечно, посетить могилу старца Паисия. Тысячи паломников приезжают сюда, чтобы помолиться на могиле старца, попросить его помощи и заступничества. Этот замечательный подвижник, который при жизни был очень строг к себе, но необычайно снисходителен и милостив к окружающим, который многим помог найти свой путь к Богу и утвердиться в вере, остался в памяти этих людей как близкий и родной человек.

Также мы посетили монастырь св. Анастасии Узорешительницы недалеко от Салоник, побывали в г. Вереи, где в 1 в. проповедовал ап. Павел, и, конечно же, поклонились святыням, находящимся в Салониках, среди которых наиболее известны мощи вмч. Димитрия Солунского и свт. Григория Паламы.

Следует отметить, что Греция страна необычайно интересная. Когда едешь по дороге и вдруг среди полей виноградника замечаешь гробницу македонских царей или царей династии Птоломеев 3 в. до н.э., в которую можно свободно войти, посмотреть фрески, когда проезжаешь мимо города, где родился Аристотель или находится гробница Гиппократа, это производит сильное впечатление. Когда поднимаешься по ступеням, с которых ап. Павел проповедовал Евангелие, душу охватывает необычайное волнение. Для греков это обыденность, а для европейца посещение легендарных мест, о которых все мы слышали с раннего детства, становится целым событием в жизни.

У многих людей, которые стремятся посетить Грецию, и в частности Афон, возникает вопрос, как быть с языковым барьером? По собственному опыту могу судить: проблем с общением не возникает. В северной Греции живет очень много выходцев из бывшего Советского Союза, так называемых понтийских греков. В 19 в., убегая из Малой Азии, из-под власти турок, их предки переселились на территорию Российской империи. В последние годы понтийские греки в большинстве своем вернулись на Родину, но русский язык помнят и знают. Кроме того, здесь много сербов, молдаван, болгар. И даже если собеседники говорят только по-гречески, каким-то чудесным образом все понимаешь. Мне кажется, что когда людей разных культур, национальностей, традиций объединяют вера, единая Церковь, им намного легче понять друг друга.

Афон

Но вот, наконец, наступил долгожданный день, когда мы с моими спутниками отправились на Святую Гору.

Говорить и писать об Афоне, с одной стороны, очень просто, а с другой –очень сложно. Потому что за последние годы в России были изданы воспоминания множества паломников на Святую Гору: и тех, кто жил в прежние века, и наших современников. Написано много книг о подвижниках-святогорцах и монастырях Афона. И сегодня, пожалуй, нет в России верующего человека, который хотя бы что-то не слышал о Святой Горе.

Для человека, посетившего Святую Гору впервые, эта поездка становится определенной вехой, значительным этапом на жизненном пути. Афон – это уникальное место, где на протяжении тысячи с лишним лет не прерывалась традиция монашеской жизни. Преподобные афониты, такие, как прпп. Афанасий Афонский, Павел Ксиропотамский, Петр Афонский и многие другие, своими подвигами и трудами создали определенную систему монашеской жизни, которая существует и поныне.

Мы сегодня говорим о возрождении русского монашества, но, к сожалению, в советское время традиция была полностью уничтожена, и нам приходится вслепую искать формы этой жизни. Афон – это место, которое Матерь Божия сберегла для христиан как некий заповедник монашеской, церковной жизни. Так жили отцы и 10, и 100, и 1000 лет назад.

Когда молишься в храме 10 в., построенном на месте языческого капища, когда сидишь под сенью кипариса, посаженного руками прп. Афанасия Афонского тысячу лет назад, когда прикладываешься к иконам, написанным еще в доиконоборческий период, возникает ощущение вечности, нерушимости этой жизни. И даже в трапезной братию и гостей рассаживают за столами, вырубленными из мрамора в 10 в., за которыми обедали десятки поколений монахов, края которых буквально отполированы от следов тысяч рук.

На стенах афонских храмов фрески 14–16 вв. К иконам 14 в. свободно прикладываются насельники и паломники, перед ними зажигают свечи. Иверскую икону Божией Матери, которой более тысячи лет, на престольный праздник несут крестным ходом десятки паломников, выносят к морю, где совершается молебен на месте ее чудесного явления. Наши музейные работники пришли бы в ужас от такого отношения к древним святыням. А на Афоне святыни живут естественной церковной жизнью. Живут и люди. Миряне приезжают на Афон, вместе с монахами поют на клиросе. Существует традиция, в которой Греческая Церковь воспитывает своих чад, которые становятся добрыми монахами или мирянами.

Безусловно, времена меняются, прогресс приходит и на Святую Гору. Прокладываются автомобильные дороги между монастырями, для того чтобы облегчить перевоз грузов. Хотя асфальта там и сегодня нет, как нет и электричества, – храмы, кельи освещаются только свечами. И до сих пор существуют афонские тропки, по которым монахи и паломники проходят по нескольку километров, чтобы попасть на богослужение в соседнюю обитель. Приятно отметить, что русские паломники предпочитают именно пешие переходы. Потому что по-настоящему прочувствовать паломничество на Афон можно, когда ты пешком по каменистым тропам проделал путь в десять километров, затем посетил всенощное бдение, которое продолжается всю ночь, а с утра снова отправляешься в путь. При этом, хотя тело изнывает от усталости, душа поет и ликует от радости.

Конечно, монахи в отличие от паломников не делают каждый день таких переходов. Они имеют возможность после службы несколько часов отдохнуть, восстановить силы. Да и будничное богослужение ненамного длиннее обычного монастырского в России, хотя и совершается в другие часы. Но все равно для жизни на Афоне нужна немалая решимость, это действительно подвиг.

Особенно поражает жизнеутверждающая сила монастырей. В них есть и совсем юные послушники, есть старцы, но большинство насельников обители составляют монахи среднего возраста: от 30 до 50 лет. На них держатся и богослужение, и послушания.

Конечно, и Греции в последние годы коснулась секуляризация, меньше людей приходит в монастыри. Но в целом процентное соотношение церковных людей больше, чем в России. Традиционность семейной жизни позволяет людям правильно сделать выбор жизненного пути. И если они выбирают монашество, то делают это осознанно. Придя в монастырь, молодой человек видит отцов, проживших здесь всю жизнь, учится у них.

Но даже для Греции Афон – особенное место. В афонских монастырях, как правило, большое количество монахов, строгий Устав, образцовое богослужение, красивое пение, безусловное послушание настоятелю и старцам. Особо трогает трезвость афонской жизни. Никакой надуманности, никакой экзальтации и восторженности.

Поражает необычное для русского человека сочетание свободы во Христе и при этом идеального порядка. И в обычной жизни, и тем более во время богослужения каждый из насельников обители знает, что делать. Такое впечатление, что существует сценарий, в котором у каждого своя роль и который каждый знает наизусть. Игумен во время богослужения не говорит ни слова, за исключением редких возгласов. В Ватопедской обители, которую мы посетили, богослужение возглавлял гость – епископ из Ливана, с ним несколько спутников-арабов, также принимали участие несколько русских, румынских священнослужителей, конечно и сами насельники. Всего около 20 человек. При этом порядок на службе был идеальный. К каждому гостю был приставлен монах, который очень незаметно за ним наблюдал и помогал в случае ошибки или растерянности. Во всем видна прежде всего искренняя забота о гостях, идеальный порядок и поразительная осознанность действий.

Богослужение

Безусловным центром афонской жизни является богослужение, все остальное строится вокруг него. Во время службы, особенно праздничной, прерываются все послушания, все заботы, и насельники отправляются в храм. Храму уделяется первоочередное внимание, все остальное на втором месте.

Афонское богослужение – это мистическое священнодействие. Оно производит колоссальное впечатление на душу молящегося человека. Само устройство византийского храма, великие святыни, хранящиеся здесь, мерцание свечей – все настраивает душу на молитву.

Праздничное торжественное богослужение совершается неторопливо, продуманно, очень четко, с большой любовью и с большим вниманием. Кажется, что не только молящиеся в храме, но и сами поющие, служащие испытывают большое моральное удовлетворение, от продуманности и размеренности своих действий.

Правда, в греческом богослужении меньше пышности, внешней эффектности, нежели в русском. И порой русскому человеку, привыкшему обращать большое внимание на внешнее, действия греков могут показаться небрежными, порой даже неблагоговейными. Но это не так. Просто для монахов храм, монастырь – это по-настоящему родной дом. Их отношение к Богу, к Божией Матери исполнено настоящей сыновней любви, идущей из глубины сердца и не требующей подчеркнутой внешней демонстрации. Эта органичная монашеская жизнь накладывает отпечаток на весь облик насельников афонских обителей.

str5 (2)Славянские обители

За время нашего пребывания на Святой Горе мы несколько дней прожили в болгарском монастыре Зограф. По моему мнению, это одно из самых красивых мест на Афоне. Я очень люблю этот монастырь, с насельниками которого меня связывают дружеские отношения. На Афоне Зограф называют домом вмч. Георгия. Действительно, такого благоговейного отношения к этому святому, такого количества его икон нет, пожалуй, ни в одном другом монастыре не только на Святой Горе, но и на всем христианском Востоке. Болгары с большой любовью относятся к русским паломникам. Господь сподобил меня и послужить в этой обители, и побывать у моего друга келиота иеродиакона Афанасия в отшельнической келье.

Из Зографа мы отправились в сербский монастырь Хиландар. Он был основан в 12 в. свт. Саввой Сербским и его отцом царем Стефаном. В 2003 г. монастырь очень сильно пострадал от пожара, в настоящее время он активно восстанавливается. Нужно сказать, что сербы очень поддерживают свой монастырь на Афоне. Два раза в год проводятся общенациональные сборы на помощь сербскому монастырю.

Направляясь в сербский монастырь, по дороге мы встретили машину, кинули в кузов свои вещи и пошли дальше налегке. Тогда один из моих спутников сказал, что нет на земле другого такого места, где вот так же говорят на разных языках и все понимают друг друга, где чужим людям можно отдать свои вещи и быть уверенным, что о них позаботятся.

В монастыре поначалу нас встретили очень неприветливо. Мы не предупредили о своем посещении, за что получили строгий выговор от гостиничего. Однако в его словах не было раздражения и злости, он отчитал нас скорее для порядка, а потом прекрасно разместил.

Здесь же, в архондарике, мы познакомились с сербскими паломниками. После службы мы долго разговаривали с ними о церковной жизни, о политике, и просто о человеческих отношениях.

Вечером после службы один из наших спутников решил прогуляться по территории обители. Я нашел его рядом с большой группой сербских паломников, которые пили чай у входа в монастырь. Они обсуждали самые различные вопросы. А потом сербы запели русские песни. Это было одновременно и трогательно, и забавно. Когда же мой знакомый сказал, что его сына зовут Савва, сербы пришли в полный восторг.

Конечно, зашел разговор и о том, что Россия не поддержала Сербию в 1999 г. в войне с НАТО. Оказалось, что наши знакомые живут под Белградом, перенесли бомбардировки. Для них это страшная боль, незаживающая рана. Но при этом у сербов нет обиды на русский народ, они до сих пор верят в Россию, считают нас своими братьями. Эта встреча надолго запомнилась всем нам. Я думаю, что существует безусловная симпатия между нациями, и отношения русских людей и сербов прекрасное тому доказательство.

Последним местом нашего посещения на Афоне стала келия Буразери, или Белозерка, где для нашего собора была написана Иверская икона Пресвятой Богородицы. Эта келия одна из самых благоустроенных на Афоне как во внешнем, так и во внутреннем отношении. Здесь нас прекрасно встретили, настоятель игумен Арсений показал нам иконописную мастерскую. Иверская икона достаточно долго до нашего приезда стояла в храме. Мы отслужили Литургию, причастились. И после самых теплых пожеланий и напутствий вместе с иконой отправились в обратный путь.

***

Паломнические поездки в другие страны помогают человеку познакомиться с разными традициями православных народов. Но разные народы, культуры объединяет общая вера. Особенно это чувствуется на Афоне, где человек, независимо от возраста и положения, прежде всего – христианин. Все здесь ищут одного – святости, благодати, подвига. На Афоне человек видит не только множество святынь, но, в первую очередь, живую традицию монашеской жизни. И прикоснуться к ней – настоящее счастье.

Игумен Пахомий (Брусков)

(Ныне Епископ Покровский и Николаевский)