Жить по воле Божией

str2Иерея Виталия Колпаченко – настоятеля храма в честь Воздвижения Креста Господня в Хвалынске и по совместительству директора православной гимназии в этом городе – отличают спокойный оптимизм и умение радоваться жизни. При том, что забот у человека, на протяжении нескольких лет возглавлявшего три храма, а теперь занимающегося непростым делом организации православной гимназии, хватило бы на несколько человек. В чем секрет успешной приходской деятельности, как воспитать детей православными, как жить по-христиански в современном мире – на эти вопросы отец Виталий отвечает читателям нашей газеты.

– Отец Виталий, Вы за свое, сравнительно недолгое, служение построили три храма, теперь служите в четвертом. На Ваш взгляд, с чего начинается рождение прихода?

– С молитвы. Божественная литургия созидает приход. Это самое главное, для чего создается и существует храм. При этом неважно, в каком виде в данный момент находится здание храма, – строится ли оно, реставрируется или вообще располагается в приспособленном помещении (как это было поначалу у нас в п. Возрождение). Люди объединяются, в первую очередь, вокруг молитвы и вокруг Евхаристии.

От человеческих усилий зависит глубина подхода к молитве, усердие, желание создать общину. А Господь видит, действительно ли это необходимо людям, и помогает. Потому что храм строит не человек, храм строит Бог. И много раз я видел, как действует Промысел Божий в этом деле, как приводит Господь людей, которые помогают построить храм, организовать приход

Важно при созидании прихода, когда одновременно идет и строительство храма, сохранить мир в душе. Потому что часто возникают конфликтные ситуации со строителями, с помощниками. Мы часто хотим ускорить этот процесс, поторопить, а у Бога свои сроки. И порой бывает лучше уступить, ведь кто уступает, тот больше приобретает.

Иногда Господь не дает людям храма. Вроде бы все для этого есть: и крупный населенный пункт, и люди состоятельные. А храма нет. Не назрела у жителей такая потребность – построить дом Божий. Ведь приход открывается либо когда кто-то взял это дело полностью на себя, либо когда люди почувствовали в нем необходимость.

Я часто говорю прихожанам: посмотрите, какие большие храмы строились в селах. Почему? В воскресный день все жители этого села обязательно были в храме. А сейчас у многих людей нет потребности отдать седьмой день Господу своему, нет жажды Причастия. А без этого нет и духовной жизни. Как говорил епископ Арсений (Жадановский), двигатель духовной жизни – Причастие Святых Христовых Таин.

– Не секрет, что во многих храмах приходская жизнь начинается буквально с нуля. Храма не было, не только родители, но и бабушки и дедушки сегодняшних прихожан в церковь не ходили. На чей опыт опереться, на какой традиции строить церковную жизнь нашим современникам?

– Такая доля выпала нашему поколению. Не только у мирян, но и у многих священников нет этой традиции. Никто не передавал, не прививал, не воспитывал отношение к Богу, к Церкви. Я лично чувствую, как это тяжело. Приходится идти порой вслепую, совершать ошибки, учиться на своем опыте. Но когда ты искренне стараешься служить Богу, Он покрывает многое и выводит на истинный путь.

Прихожане должны советоваться со священником, спрашивать его. И если даже он не сможет дать ответ на какой-то вопрос или скажет что-то не совсем точно, жизнь внесет свои коррективы. Главное, чтобы у нас было желание идти к Богу, искреннее искание Богообщения.

– Что радует и что огорчает Вас как настоятеля прихода в поведении прихожан?

– Очень радует, когда кто-то первый раз приходит в храм, на Исповедь и глубоко кается, жаждет изменить свою жизнь.

Печалит, когда человек много лет ходит в храм не ради близости Бога, а как на принудительную работу. И никак не поймет, что ходить в храм надо не потому, что отец Виталий на улице встретит и спросит, почему ты не ходишь, а потому что нельзя жить без Бога, без Литургии.

Чтобы избежать такого отношения, нужно изначально иметь установку постараться быть святым. Как говорит апостол Павел: Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес 4, 7). Это задание нам на всю жизнь. Без святости человек не увидит Бога. При этом следует помнить, что святость – это не высокое мнение о себе, это умение видеть свои грехи и постоянно каяться в них.

Когда нет такого понимания цели и смысла нашей жизни, человек живет как хочется, а по воскресениям для самоуспокоения ходит в храм. Он не понимает, как далек он от того, к чему его призвал Господь. Желания совершенства нет. Согрешил, ну ничего страшного, завтра покаюсь. Получается, один кирпич кладем и сразу же снимаем. И остаемся все время на уровне фундамента.

– Вы несколько лет служили в поселке Возрождение Хвалынского района, теперь служите в небольшом районном городке Хвалынске. Не сложно ли Вам в такой глубинке? Ведь не секрет, что служение, работа в деревне не пользуются сегодня популярностью.

– Место служения человеку дает Господь. Если есть воля Божия служить в глубинке, человек, находясь в русле воли Божией, получает благодать, помощь от Бога. Если ты делаешь то, что Господь о тебе задумал, это всегда радостно. Надо смотреть не как я хочу, а как Ты, Господи.

А если ты не на своем месте, будь оно хоть в Саратове, в Москве или в Нью-Йорке, тебе не принесут радости достаток и внешнее благополучие. Потому что для священника истинное благополучие – это его связь с Богом. А если ты не исполняешь Его волю, о какой связи может идти речь?

Крест надо любить. И жизненные обстоятельства, которые выпадают на долю человеку, все на благо. Так Господь очищает нашу душу, готовит к Царствию Небесному. Поэтому надо сразу отметать желание приспособиться, найти теплое местечко, бороться с соблазном мирского духа. Это важно не только для священников, но для всех христиан.

Тенденция приспосабливаться к миру очень явно видна в наше время – время внешнего благополучия. Нам сейчас очень сложно держать себя в духовном тонусе. Почему во времена гонений вера разгорается? Христиане понимают, что в любой момент они могут предстать на суд Божий и давать отчет о своей жизни. Мы же сейчас воспринимаем смерть как нечто далекое, что произойдет с нами очень нескоро. Между тем, духовная жизнь начинается именно тогда, когда человек старается помнить день смертный. А мы, стремясь здесь устроиться потеплее, отнюдь не о Царствии Небесном думаем.

Это не значит, что мы не должны иметь земных попечений. Просто всему свои пропорции: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Я много раз в своей жизни находил подтверждение этих слов. Когда ты заботишься о других, то другие позаботятся о тебе. Если же ты сам заботишься только о себе, Господь складывает с Себя попечение о тебе.

– Что лично Вам дало знакомство с Хвалынском?

– Сложно сказать. Скорее, какие-то личные впечатления связаны с Крествоздвиженским храмом, в котором я сейчас служу. Много лет назад мы с матушкой в нем венчались. Мой день рождения приходится на престольный праздник Воздвижения Креста Господня.

Вспоминается мне также один забавный эпизод. Поздней весной 2000 г., когда я еще работал учителем в средней школе с. Благодатное, ну очень захотелось мне побеседовать с батюшкой. Добрался до Хвалынска на попутках, а священник куда-то уехал. У меня знакомых в городе нет, никто на ночлег не пускает. Прошусь в храм, сторож не пускает. Так и проспал всю ночь на лавочке около храма, в котором через 10 лет стал настоятелем.

А Хвалынск для меня просто очередное место служения. Если благословили, значит есть на то воля Божия, и я спокоен. Если перевели меня из Возрождения, значит на старом месте я сделал все что мог.

– Сейчас много говорят о преподавании ОПК в школах. Есть множество противников такого, даже самого минимального, присутствия Церкви в образовательном процессе, в жизни школы. У Вас есть интересный опыт преподавания истории в общеобразовательной школе. Как реагировали на священника-учителя Ваши коллеги и ученики?

– Понимаете, это ведь было в последний год моего служения в п. Возрождение, где я прослужил без малого семь лет. За эти годы возникли дружеские отношения и с директором школы, и с учителями. И если поначалу кто-то был настроен к Церкви враждебно, то с годами их отношение стало, по крайней мере, ровным. В таком деле поспешно действовать нельзя, нужно чтобы отношения созрели.

Ученики реагировали хорошо. Чаще негативное отношение исходит от взрослых, которые не хотят признавать свои грехи, бороться со страстями. А священник самим фактом присутствия проповедует: «Покайтесь».

Мне самому преподавать детям было очень интересно. Причем порой мы на уроках были вынуждены разбирать не только исторические факты, но и давать нравственные оценки поведению учеников. В пятом классе, который мне достался, из 26 учеников было 19 мальчиков. Чтобы удержать внимание, я разделил класс на две команды и объявил соревнование. Участники команды-победительницы в конце полугодия должны были получить богато иллюстрированные энциклопедии Древнего мира.

К последнему уроку уже было ясно, кто побеждает в игре. Я купил книги на всех. Только одну стопку оставил в учительской, а вторую принес в класс и положил на учительский стол. И когда дети увидели эти книги, что тут началось! Если раньше дневники и рабочие тетради ходили проверять по одному человеку из команды, теперь, чтобы снять лишние баллы с победителей, пошли все. Ругань, раздражение, дело дошло до настоящей драки!

str3Со звонком я вошел в класс и сказал: «Да, мы теперь видим, что есть команды победившая и проигравшая. Но то, что произошло сегодня на перемене, не красит ни одних, ни других. Я действительно обещал вручить подарки победителям. Но вам теперь их будет приятно получить? Что же с вами произошло?» Мы стали разбирать, записывая на доске, что ребята гневались, завидовали, раздражались. А потом все вместе стали думать, как можно загладить свою вину? Ученики стали отвечать: «Надо прощать, надо любить друг друга, надо попросить прощения».

Потом я сказал: «Да, вы победители. Но самая большая победа – это победа над собой. Вы победители. А хотите стать героями? Для этого вы должны подарить книги проигравшим. Кто хочет стать героем?» И после небольшой паузы руки подняли все участники команды победителей. Они подарили книги, а я продолжил: «Молодцы, теперь вы стали настоящими героями. А я, как и обещал, вручаю книги команде победителей». И принес книги из учительской. Какая была радость в классе!

Вот так поступает с нами и Господь. Он для каждого заготовил свои дары, но вручит их в свое время. А мы, подобно этим детям, бьемся за деньги, за должности, не желая уступить и порадоваться друг за друга.

– А Вы не считаете, что устраивать соревнование среди детей непедагогично и неправославно? Не лучше ли было сделать так, чтобы победила дружба?

– Не считаю. В жизни у этих детей будут поражения, будут проигрыши. Надо научить достойно их переносить, извлекая из поражений еще большую пользу, чем из побед. А если мы сейчас это уберем из игр, то не подготовим их к взрослой жизни. Нужно научить их достойно и побеждать, и проигрывать. Причем, в первую очередь, именно проигрывать. Нужно объяснить, что поражение это не всегда только плохо. Ведь таким образом мы приобретаем опыт, и в следующий раз можем сделать что-то лучше. В то же время обижаться на победителей не надо, ведь ты сам виноват, что не подготовился, не работал. А специально делать ничью в такой ситуации было нечестно. То, что произошло на уроке, гораздо больше было похоже на реальную жизнь, и поможет детям извлечь настоящий урок. Кстати, я ничего такого не предвидел, просто шел проводить обычный урок истории Древнего мира, как нарочно, на тему «Яблоко раздора». А получился настоящий урок ОПК.

– Кстати об ОПК. Каким Вы видите преподавателя этой дисциплины в обычной школе?

– Я не знаю, что запомнят дети, когда выйдут из школы. Но главное, что должно отложиться в их сердцах, что Православие – это не сумма энциклопедических знаний, а радость, тепло и любовь. В идеале ОПК должен преподавать глубоко воцерковленный человек, который молится за своих учеников. Если нет молитвы, это преподаватель чего угодно, только не православной дисциплины

– Вы директор православной гимназии в Хвалынске, которая начала работать осенью этого года. Есть ли у Вас идеальный образ православной гимназии, к которому Вы стремитесь? Или предполагаете, что процесс развития гимназии должен идти спонтанно, без заранее заданных схем?

– Мы будем стараться, чтобы с Божией помощью в педагогическом коллективе сложились теплые человеческие отношения, которые затем распространились бы на учеников. Конечно, конфликтные ситуации, обиды будут, но надо научиться их преодолевать, духовно возрастая. В идеале мы хотим не скопировать некий внешний шаблон, а создать гимназию, в который будет особая атмосфера радости, тепла и сердечной простоты. Эту атмосферу невозможно воспроизвести слепым подражанием образцам прошлого. Она должна родиться под влиянием особенностей каждого человека, который входит в наш коллектив.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям в праздник Рождества Христова?

– Желаю, чтобы в этот праздник, когда Господь дает всем так много благодати, мы смогли ее воспринять, сохранить и возрастить. Ведь одна из проблем духовной жизни как раз и состоит в том, что Господь подает нам благодать, а мы ее не бережем и расплескиваем. Желаю, чтобы все мы подольше удержали эту благодать, возрастили, а не растеряли за дни святок.

Марина Шмелева