Одной из главных задач Саратовского Радищевского музея было сформировать собрание древнерусской иконы и представить искусство ведущих иконописных школ, так как без понимания отечественной иконописи невозможно полное представление о русской культуре. Коллекция была заложена еще основателем музея Алексеем Петровичем Боголюбовым, который передал в собрание ряд мемориальных предметов своей семьи. Уже в начале ХХ столетия в Радищевских музей из частных коллекций поступили произведения новгородской, ростовской, московской иконописных школ. В 1958 году из Ярославского художественного музея были переданы девять икон, которые представили в саратовском собрании ярославскую иконописную традицию. Среди них своим миниатюрным письмом особо выделяется икона «Воскресение-Сошествие во ад» конца XVII века.
В XVII столетии в Ярославле увеличилась интенсивность общественной и, как следствие, художественной жизни, что прежде всего отразилось в расширении храмового строительства. Появилось большое число новых церквей, интерьеры которых были сплошь украшены росписями, располагавшимися ярусами в семь-восемь рядов. На стены храмов словно бы выплеснулась шумная жизнь города с его многолюдьем и круговоротом событий.
В это время монументальная и станковая живопись активно влияли друг на друга. Темами для многих фресковых циклов и икон часто избирались объемные литературные произведения, художники стремились перевести их на язык живописи как можно ближе к тексту. Это привело к созданию живописных памятников с обширными житийными и бытийными циклами, многочисленными побочными сценами, размещенными в архитектурном или пейзажном окружении. Наиболее популярным становится «мелочное» письмо с большим количеством деталей, обладающее повышенной информативностью. Подобные памятники нередко теряли целостность иконописного образа, для их восприятия требовалось длительное время и напряженное внимание; иными словами, приходилось «читать» как книги.
Эти особенности отличают и икону «Воскресение-Сошествие во ад» из саратовской коллекции. Данное произведение – небольшой молельный образ, детали которого невозможно рассмотреть невооруженным глазом. В то же время в его основе лежит развернутый вариант иконографии, совмещающий историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова.
Иконография образа Воскресения Христова имеет длительную историю формирования, прежде всего потому что само событие описано достаточно скупо. Евангелие упоминает о «великом трусе» и «отвалении» ангелом камня от входа в погребальную пещеру. Кроме того в евангельских текстах присутствует указание на то, что когда Христос испустил дух, то «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении его, вошли во святой град, и явились многим» (Матфей, XXVII, 52–53). Данная тема получила развитие и обогащение целым рядом новых подробностей в апокрифических сочинениях («Евангелие Никодима» и «Слово Евсевия»).
В итоге в середине XVII столетия окончательно сформировалась композиционная схема, которую можно видеть и в саратовском памятнике. Обе сцены – Воскресения и Сошествия во ад – изображены строго одна над другой и композиционно связаны диагональю шествия праведников из ада в рай. Спаситель изображен дважды: в верхней части он возвышается над гробом, представленным здесь в виде саркофага со сброшенными погребальными пеленами, рядом с ним расположен и отвергнутый камень. Основной сюжет дополнен изображениями событий, предшествовавших Воскресению. Это Распятие Христово, Положение во гроб, явление Ангела женам-мироносицам, обретение плащаницы апостолом Петром, явление Христа Марии Магдалине…
В нижней части иконы Христос спускается в преисподнюю, попирая ногами разрушенные створки ада. Следуя за Ним, ангельское воинство побивает властителей ада. Спасителя окружают «восставшие от тлена» праведники, в великой радости они направляются в обольстительные райские кущи…
Сюжетные линии иконы воспринимаются только при ближайшем рассмотрении, она наполнена деталями, которые дробят ее на небольшие композиционные фрагменты. Художник старался отразить происходящее как можно подробнее, благодаря чему в жертву была принесена хронологическая последовательность сцен. Из-за ограниченного пространства фигуры изображены по пояс и «перекрывают» друг друга. Содержание изобразительного ряда дополняется надписями на полях. Не менее примечателен колорит произведения, который строится на сочетании контрастных темно-зеленых и малиновых тонов, оттененных выбеленными лещадками – уступами крутых декоративных горок, на которых представлены происходящие события.
Икона «Воскресение–Сошествие во ад» написана высокопрофессиональным художником с ювелирной виртуозностью. Ее стилистическое и колористическое решение демонстрирует стремление искусства данной эпохи к декоративизации сакрального произведения. Саратовский зритель имеет возможность увидеть в постоянной экспозиции музея еще один образ данной иконографии из ярославской коллекции.
Ирина Ильина