Вопрос священнику

 Канон, запивка после Причастия, мощи святых – эти слова хорошо знакомы воцерковленным прихожанам. Но все ли правильно понимают их значение? Публикуем ответы  священников храмов г. Саратова на эти  и другие вопросы, связанные с приходской жизнью.

Отвечает священник Александр Станотин:
– Для кого предназначены продукты на каноне в Церкви?

– Храм – дом Божий, дом куда мы приходим, чтобы помолиться не только за живых, но и за умерших. В каждом храме есть отведенное место, где христианин может помолиться за своих умерших сродников – канон. Это, как правило столик, на котором располагается квадратный подсвечник с распятием. Но помянуть своих умерших родственников мы можем не только молитвой, но и приношением. По древней традиции в храм можно принести продукты питания в память о умерших. Наглядным примером могут послужить родительские субботы, когда на канунном столе мы можем увидеть и продуктовые пожертвования с записками за кого надо помолиться.

У человека, редко приходящего в храм, может возникнуть вопрос, куда потом все это девается?

По традиции эти продукты отдаются не только священнослужителям, которые по ветхозаветному установлению «питаются от алтаря», но и приносятся в храмовую трапезную для общей трапезы, и раздаются работникам храма, чтобы они помолились за тех, за кого было подано приношение.

– Что можно принести из продуктов питания в храм?

Все продукты, кроме мясных, сырой рыбы, сильно пахнущих и испорченных продуктов. А рядом положить записку за кого надо помолиться. Только необходимо помнить, что некрещеных и самоубийц в Церкви не поминают.

– Для чего нужна запивка после Причастия и обязательно ли ее принимать?

– Зачем необходимо запивать Святые Дары после причастия? Эта практика одна из древних в Церкви и связанна с пониманием того, что Святое Причастие есть великая Святыня данная Богом верующим в Него о Которой Сам Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6,55). Поэтому, приняв Святые Дары и отходя от Чаши, мы должны всячески быть к себе внимательными и не отвечать на всевозможные поздравления с принятием Святого Причастия, чтобы случайно не обронить Святыню. Подойти к столику, где стоит запивка и молча ее принять, съесть просфору и запить теплой водой. Это необходимо, чтобы во рту не осталось случайно и малейшей частицы. Вдруг чихнем или кашлянем, и частица выпадет. Этого не должно случиться! Поэтому запивка и поставляется в храме для причастников, а не для уставших и проголодавшихся прихожан!

Традиция запивки после причастия имеет такое же древнее происхождение, как и само причастие. Помните, как Христос повелел апостолам собрать в корзины остатки хлеба и рыбы после того, как накормил в пустыне множество людей?…»Чтобы ничего не пропало…». А здесь – Хлеб жизни…
Поэтому теплота является проявлением не только благоговения христианина по отношению к Телу Христову. Это еще и исполнение заповедей как о бережливости, так и о любви к Самому Заповедавшему ее – к Господу Иисусу Христу.

Отвечает священник Кирилл Андриенко:
– Чем подтверждается подлинность мощей в мощевиках? Они настоящие?

– Проблема подлинности мощей и реликвий существует давно как на Востоке, так и на Западе христианского мира. Часто можно столкнуться с подложными реликвиями и мощами. Наиболее распространённым ныне способом отличить подложные мощи от настоящих являются сопроводительные документы, которые содержат подписи и печати лиц, удостоверяющих подлинность мощей. Также чтобы подтвердить подлинность мощей в Русской Православной Церкви образована Комиссия по канонизации святых. В комиссию входят священники, археологи, антропологои и другие эксперты. Эксперты исследуют состояние мощей, сравнивают их с известными описаниями и иконографическими изображениями святых, а также применяют методы установления возраста останков и хрупкости костей. В последнее время для проверки подлинности прибегают к современным методам исследования человеческих останков. Так ,например, в 2000 г. методом радиоуглеродного анализа были проверены мощи апостола и евангелиста Луки, хранящиеся в Падуе. Проверка подтвердила, что останки принадлежат человеку, скончавшемуся в I веке от Р.Х. В данном конкретном случае мы располагаем историческими источниками, позволяющими проследить историю этих останков и с высокой долей вероятности говорить об их подлинности. Было подтверждено, что этот человек умер примерно в 84 года, апостол Лука умер в этом же возрасте, и костная ткань принадлежит тому же человеку, чей череп хранится в соборе святого Вита в Праге. Особое внимание уделяется также сопроводительным документам, которые могут подтвердить происхождение мощей и их идентификацию. В случае сложных и спорных ситуаций, мощи могут быть отправлены на экспертизу в специализированные лаборатории для дополнительного анализа.

Если все исследования свидетельствуют о подлинности мощей, их принимают и помещают в мощевик для поклонения верующим. Это подтверждение подлинности проводится с соблюдением всех требований и норм, установленных церковью, и является важным шагом в процессе канонизации или принятия данного святого в числе особых помощников перед Богом.

Троицкий листок, 07.01.2024 год