Вопрос Архиерею

2014-02-05-01Нужно ли оправдываться, когда ругают на работе? Как понять, что ты смирился, а не подавил свои эмоции? Как реагировать на похвалу?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Когда по работе меня ругают, обвиняют в чем-то, то я сильно смущаюсь, теряюсь и ничего не могу сказать в свою защиту. Уже после я прихожу в себя и начинаю понимать, что моей вины нет, вспоминаю факты, свидетельствующие об этом. Начинаю сильно переживать. Нужно ли оправдываться? Может быть, Господь таким образом пытается исцелить мою душу? Анна

Уважаемая Анна! Если Вы действительно не совершили каких-то неправильных поступков, если обвинения, по-Вашему, не совсем справедливы, нужно привести те аргументы, которые у Вас есть. Это работа, и здесь несколько иные отношения, чем, скажем, в монастыре на послушании. Но слишком расстраиваться по этому поводу, сильно переживать тоже не стоит. Надо положиться на волю Божию.

Что такое смирение? Часто говорят: нужно смиряться. Что это значит? Как понять, что ты смирился, а не подавил свои эмоции? Можно ли воспитать в себе смирение?

Христианское смирение – это принятие воли Божией. Когда человек всё, что происходит с ним в жизни, принимает именно как волю Божию о себе, и в любых неприятных для него обстоятельствах, прежде всего, ищет свою вину, а не обвиняет других людей.

Смирение необходимо каждому христианину, и его, как и любую другую добродетель, нужно в себе воспитывать. Замечательные слова об этом есть у аввы Дорофея: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его». Нужно стараться приучать себя спокойно переносить все случающееся с нами, в том числе и оскорбления от других людей.

Как отличить смирение от подавления эмоций? Начинается смирение именно с подавления эмоций — это первая ступень, которую нужно пройти тому, кто желает обрести смирение. Нужно научиться контролировать свои эмоции, как минимум, перестать проявлять их внешне. Но останавливаться на этом нельзя, потому что это еще не смирение, а просто правило хорошего тона. А смирение начинается тогда, когда и в сердце человека угаснет возмущение. Этот дар Господь подает человеку, который трудится над собой.

У меня такой вопрос: если ты нанес обиду человеку со злости, потом раскаялся, попросил прощение и у человека и у Бога, а этот человек тебя не прощает, что тогда делать? Что еще можете посоветовать?

Нужно молиться об этом человеке и стараться делать как можно больше добрых дел для него.

Как реагировать на похвалу, особенно, если это касается работы?

Даже правила хорошего тона говорят, что на похвалу вообще никак не надо реагировать, лучше промолчать. Ни в коем случае не надо спорить: «Ох, ну что вы, что вы, я гораздо хуже, чем вам кажется…». Это будет неполезно ни тому, кто хвалит, ни тому, кого хвалят. Похвалу лучше пропустить мимо ушей и продолжать разговор с предыдущей темы.

Хочу попросить совета или разъяснения. Я не так давно пришла к вере, и все понимаю разумом, а не сердцем. Поэтому мне очень трудно дается исполнение повседневных и обязательных действий. Молитвенное правило, посещение богослужений воскресных, а тем более праздничных, подготовка к причастию… Я знаю, что должна все это исполнять и исполняю, но с трудом и неохотой. Нет того, что называется благодать, когда с радостью встаешь на молитву. Есть ли какие-то поучения, или советы, или чтение для таких людей, как я? Наталья.

Уважаемая Наталья! Я надеюсь, что когда Вы пришли к Богу, у Вас какое-то время все же было состояние, которое давало Вам возможность делать то, о чем Вы пишете, с радостью. Но так бывает только в самом начале церковной жизни человека. Дело в том, что духовная жизнь — это труд. Царствие Божие, как сказано в Евангелии, берется усилием. Думать, что какие-то добрые чувства осенят человека просто так, независимо от его устроения и его усилий, наивно и легкомысленно. Именно для этого и существуют пост и молитва — это те средства, которые помогают человеку привести в определенное состояние свое сердце.

Можно объяснить это с помощью такого примера: человеческое сердце воспринимает благодать Божию как приемник принимает радиоволны. Но для этого приемник нужно настроить, привести в порядок, содержать в чистоте, в рабочем состоянии, для того, чтобы все механизмы, настроенные на прием, работали правильно. Так же и человеческое сердце: нам необходимы и молитва, и пост, и воздержание, и добрые дела, и борьба со своим ветхим человеком. Всё это служит стяжанию благодати. Об этом очень хорошо говорил преподобный Серафим Саровский: цель христианской жизни – стяжание благодати Божией, ей посвящены все наши внешние действия без исключения.

В какие-то моменты нужно и понуждать себя на доброе. Кроме того, у человека бывают разные состояния: усталость, уныние. Тут надо разобраться, и может быть, в чем-то изменить свою жизнь. Периоды уныния и отчаяния бывали даже у великих святых. Духовная жизнь и состоит в том, чтобы научиться подобные состояния преодолевать и идти вперед, вместе с Богом.

Это в общих чертах. Более полно можно ответить только при личной беседе, зная обстоятельства человека, его характер, устроение, жизненные условия, потому что сколько людей — столько и путей к Богу, столько разных вопросов и проблем. Здесь очень важно личное общение со священником.

www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-01-10-19-52-21-voprosy