Человек двухсоставен – он состоит из тела и души. Внешний человек трудится физически и укрепляется пищей обычной. Внутренний человек – душа – в соответствии со своей бестелесной сущностью требует иных трудов и иного питания. Каких именно?
Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о необходимости дать душе правильное душевное делание: «Уму надо предоставить упражняться в богоугодных мыслях, а сердцу в богоугодных чувствованиях. Иначе, надо, чтобы ум и сердце приняли и усвоили себе Евангелие». Пищей души в этом делании является чтение Слова Божия. «Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою». (Свт. Иоанн Златоуст).
На Руси народ – иноки и миряне – издавна прилежал к чтению и слушанию духовных книг. «По книгам спасались русские люди древнего времени, опускаясь, по летописному выражению, в их неисчетную глубину, к источникам мудрости и износя оттуда каждый для себя «бисеры драги», – писал прп. Паисий Величковский.
В годы богоборчества традиция назидания духовными писаниями прервалась. Одной из причин этого было отсутствие духовных книг. Вспомним, что всего два десятка лет назад трудно было достать даже Евангелие. Сейчас духовных книг – великое множество. Думаю, что ни одно из предшествующих поколений христиан не имело такого изобилия душеполезной литературы. К сожалению, кроме хороших книг, имеются книги душевредные, выдаваемые за духовные. Поэтому важное значение имеет выбор книг.
За решением вопроса, что и как читать, обратимся к святоотеческим творениям – в последующем изложении все советы заимствованы из наставлений св. Отцов Православной Церкви.
Первое, чего св. Отцы безоговорочно требуют от нас, – отказ от чтения книг о Христе, христианской вере и нравственности, написанных вне лона Православной Церкви. Это книги сектантов, инославных, иноверных и им подобных авторов. Читать их не нужно, чтобы не усвоить себе ложных мыслей, в них содержащихся. Отцы говорят, что слово не является нейтральным в духовном отношении. Истине соприсутствует Дух Святой – Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. «Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого?» – спрашивает сщмч. Петр Дамаскин. А свт. Игнатий, порицая безразборчивое чтение, пишет: «Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви …, усвоенных от чтения книг еретических».
Вторая предосторожность при выборе книг связана с духовными произведениями современных авторов. По выражению ст. Паисия Святогорца, их следует просеивать через «святоотеческое сито». Обретается это «сито» постоянным чтением святоотеческих книг. В последующем оно позволит с большей уверенностью отделять «зерна от плевел».
И третья предосторожность состоит в том, что и сами святоотеческие творения также следует читать с духовной трезвостью и рассуждением. Читать для сведения можно все. Но в руководство к духовной жизни нужно избрать чтение, соответствующее образу жизни, чтобы, по словам свт. Игнатия, «можно было не только любоваться и наслаждаться чтением писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу». При избрании святоотеческих книг нужно обладать некоторым самопознанием, дабы не напасть на автора, совершенно не соответствующего нашему устроению и мере духовного развития. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Удивляться трудам сих святых дело похвальное, ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное».
Что же, в первую очередь, необходимо читать христианину?
Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов – истинное Слово Божие, написанное пророками и апостолами по внушению Святого Духа, содержащее в себе учение Божие, открытое людям для наставления их в вере и благочестии. Свт. Афанасий Великий говорит: «Если я оставлю Писание – откуда познание? Если оставлю познание – откуда вера?»
Вначале преимущественно следует читать Новый Завет – Евангелие. Это та книга, по которой человек будет судим Богом, и, смотря по тому, каким был здесь по отношению к ней, получит в удел или вечное блаженство, или вечные казни.
При этом правила Церкви требуют, чтобы Евангелие и другие книги Св. Писания были понимаемы по истолкованию св. Отцов, а не произвольно. От произвольного толкования Писания родились все ереси. Вспомним, что многочисленные сектантские проповедники обычно начинают беседу с предложения поразмыслить над какой-либо фразой Писания, произвольно ими толкуемой. Этот прием не нов. Прп. Викентий Лиринский еще в 5 в. писал: «Если кто спросит какого-нибудь еретика … на каком основании учишь, что я должен оставить всеобщую и древнюю веру Кафолической Церкви, он тотчас представит тебе тысячу свидетельств … из Закона, из Псалмов, из апостолов, из пророков, чтобы, истолковав их на новый лад, низвергнуть несчастную душу из кафолического ковчега в омут ереси. … »
Далее следует сказать о святоотеческом чтении. Ценность святоотеческих творений велика. В книгах св. Отцов изложена православная аскетика – наука подвижничества, духовного опыта. Они не содержат ничего измышленного, вводят нас в личный живой опыт св. Отцов, написаны их кровью и потом. Св. Отцы – наши путеводители по пути христианского совершенствования. Они прошли в Царство Небесное и оставили нам свои заметки о пути, по которому шли, чтобы мы не сбились с дороги.
Полезно читать св. Отцов и еще в одном отношении – «Ты видишь свое ничтожество и это смиряет наше мнимое благочестие». (Схиигум. Иоанн Валаамский).
И несколько слов о житиях святых. Во все времена в России этот вид чтения был одним из наиболее любимых. Жизнь и подвиги святых всегда основаны на Евангелии, на исполнении заповедей Христовых Поэтому жития их являются верным руководством в духовной жизни. Особенно полезно назидаться примером святых и подвижников благочестия нашего времени или недавнего прошлого. Их жизнь показывает нам, что, живя в условиях, схожих с теми, в которых живем мы, можно сохранить веру и исполнить закон Христов.
Невозможно в небольшой заметке рассказать обо всех книгах. Хочу пожелать вам – ЧИТАЙТЕ. И прошу вас прислушаться к словам еще одного автора, на сей раз не св. Отца, а просто нашего русского поэта: «Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь…»
Библиотекарь Свято-Троицкого собора Людмила Кузнецова