«Верю, что существует мир, созданный Богом, и человек его душа…» (М. М. Пришвин)

В январе 2023 года исполнилось 150 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина – классика русской литературы, известного своими этнографическими книгами, произведениями о природе, охотничьими и детскими рассказами, дневниками, публицистическими статьями.

Уже в первых произведениях М.М. Пришвина («В краю непуганых птиц» – 1907 г., «За волшебным колобком» – 1908 г.) проявилась самобытность его прозы: простой и выпуклый язык, поэтическая точность наблюдений, притчевое или вспомогательное значение сюжета. И особенности поэтики, и сама натуралистическая тематика произведений Пришвина связаны с его гармоничным видением мира. Пришвин писал в дневнике от 28 апреля 1929 г.: «Верю, что существует мир, созданный Богом, и человек его душа». Созерцание природы в произведениях Пришвина связано с осознанием творческой роли человека в мире, с осознанием единства мира и человека. Для творчества Пришвина на всех этапах характерна духовная проблематика.

Родился М.М. Пришвин 23 января 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Имение принадлежало отцу будущего писателя – Михаилу Дмитриевичу Пришвину. Он проиграл его в карты, его разбил паралич, и он умер, оставив жену с пятью детьми без средств к существованию. Но вдова сумела преодолеть трагическую ситуацию и дать своим детям хорошее образование. Много лет спустя Пришвин написал: «Конечно, и тело, и душа этой родины была моя мать, высокая, загорелая, как мне казалось, всемогущая женщина… Яблоки в саду и ягоды, и птицы, и небо, и воля полей, и лесная таинственная тень, и вся природа – это все было в матери. Понимаю теперь в этом первое прикосновение к моей детской душе чувства родины, потому что потом, взрослым, вынужденный учиться за границей, испытывал то же самое чувство, что называется тоской по родине». Эти и многие другие переживания детства отражены писателем в автобиографическом романе «Кащеева цепь».

В 1883 г. Пришвин поступил в Елецкую гимназию, в которой учился в то время Иван Бунин – будущий классик русской и мировой литературы. Гимназическая жизнь Пришвина не отличалась успехами в учебе. Зато на счету гимназиста Пришвина были и побег в «неведомую»  страну, и конфликты с учителями, из-за которых ему пришлось продолжить образование в Тюменском реальном училище (под присмотром родного дяди, который взялся всерьез за перевоспитание племянника). По совету дяди Пришвин в 1893 г. поступил в Рижский политехнический институт. Там он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки (на родину, в Елец).

Высшее образование получил в 1902 г. на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Вернулся в Россию, женился (и в этом браке у него родилось трое детей)… Работал в должности агронома в Луге, писал книги и статьи по специальности для газет. Первое литературное произведение (рассказ «Сашок») появилось уже в 1906 году.

Огромную роль в жизни Пришвина сыграл известный этнограф Н.Е. Ончуков, с которым писатель познакомился в 1906 году. В результате Пришвин совершил поездку по северу, где записал 38 сказок. Впоследствии они вошли в сборник Ончукова «Северные сказки». Пришвинские путевые впечатления стали основой его книги «В краю непуганых птиц» (1907 г.). Впоследствии в книге «За волшебным колобком», посвященной новому путешествию писателя на север (Соловки, Поморье), Пришвин напишет: «Мое занятие – этнография, изучение жизни людей. Почему бы не понимать его как изучение души человеческой… Все сказки и былины говорят о какой-то неведомой человеческой душе». Именно эта книга принесла Пришвину литературную известность, и он завязывает дружеские отношения с М. Горьким, А. Толстым, А. Блоком, А.Ремизовым… Третье путешествие Пришвин совершает в Заволжье и к Китежу, а в 1909 г. выпускает книгу об этом путешествии – «У стен града невидимого».

В течение всего периода потрясений (Первая мировая война, революция, гражданская война) Пришвин работал военным корреспондентом. После войны устроился учителем в сельской школе. В начале 30-х годов решил посетить Дальний Восток. Там он написал книгу «Дорогие звери». Под впечатлением от строительства Беломор-Балтийского канала Пришвин пишет роман-сказку «Осударева дорога». В 1935 г. вместе с сыном совершает еще одну поездку на север. В результате появились очерки «Берендеева чаща» и повесть-сказка «Корабельная роща».

В 1940 г. Пришвин женился на Валерии Лиорко, которая стала его помощницей, другом и музой. Впоследствии она много времени посвятила архивам писателя, издала несколько книг о его жизни и творчестве и много лет руководила музеем Пришвина.

С 1941 по 1943 гг. писатель жил в эвакуации в Ярославской области. Участвовал в компании против уничтожения лесов торфоразработчиками. Вернувшись в Москву, передает в издательство «Советский писатель» свои рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». Его повесть «Кладовая солнца» вышла в свет в 1945 г.

С 1946 по 1953 гг. писатель жил и работал на своей летней даче в деревне Дунино в Звенигородском районе Московской области. Сейчас там музей М.М. Пришвина. Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 г. в возрасте 80 лет. За полтора года до смерти писатель записал в своем дневнике одно из важнейших своих убеждений: «Быть русским, любить Россию – это духовное состояние…»

Для раннего периода творчества писателя характерен интерес к народной вере. В начале века Пришвин посещал заседания религиозно-философского общества… Как писал автор в очерке «Голубиная книга» (1924), «Я очень интересовался русским человеком в отношении его к церкви … и к язычеству…» С этим связаны религиозные темы и мотивы в прозе этого периода.

В ранних произведениях Пришвина присутствуют элементы поэтики серебряного века – и в стиле, и в содержании («Иван-Осляничек», 1913; «Саморок», 1914).

Своеoбразным промежуточным итогом исканий становится приход к спасению и утешение в общении с природой, через которую художник находит путь к самому себе.

Второй период творчества писателя связан с революцией и гражданской войной. Увлекавшийся марксизмом, Пришвин положительно отнесся к февральской революции. Но «октябрьский переворот, – как писал А.М. Подоксенов, – художник воспринял не просто как очередную русскую смуту, но и как библейский апокалипсис, как время распятия Христа». В этот период Пришвин активно занимается публицистикой, в его художественном творчестве и в дневниковых записях также отражены мучительные размышления о значении и цели происходящего. В дневниках, а также в повести «Цвет и крест» (1918) автор показывает смещение всех привычных представлений и выражает полную растерянность… Он констатирует страшные перемены в людях: «Раздумываю о двух “мы”: мы – товарищи и мы – православные… В итоге из русского человека, природу которого во всем мире считали за мягкую, женственную, вышла Горилла» («Цвет и крест»). Писатель утверждается в идее необходимости защиты природы, народа, личности. Творческая деятельность в этот период мыслится Пришвиным прежде всего как преодоление разрушительных стихий, стремление сохранить хрупкую гармонию: «Природа остается могучей только внутри нас, в борьбе с личными целями, на то, что мы обыкновенно называем природой – леса, озера, реки – все это слабо, как ребенок, и умоляет доброго человека о защите от человека-зверя» («Морская чаша», 1919). Зачастую революция в произведениях Пришвина показана как противостояние между утратившими человеческий облик мужиками и не менее страшными большевиками, которые одни своими жесткими мерами способны обуздать разгульную вольницу.

Осознание и приятие революции Пришвиным происходит постепенно и не полностью – напуганный ее разрушительной силой, писатель относится к ней с тревогой и недоверием. В этот период утверждается характерная пришвинская мысль о том, что жизнь личности, осознающей себя и мир, это во многом тайная жизнь: «… я, может быть, больше многих знаю и чувствую конец на кресте, но крест – моя тайна, моя ночь, для других я виден, как день, как цвета» («Дневники», 1918–1919).

В дневниках, которые Пришвин вел на протяжении все своей жизни (1905 –1954), Пришвин осмысливал многие болезненные вопросы эпохи: сталинские репрессии, унижение крестьянства, социальную несправедливость, варварское отношение к природе, репрессии власти против Православной Церкви… Например, чувствуется огромная душевная боль писателя, когда он описывает события, происходившие в Троице-Сергиевой Лавре в 1962 г.: «Две женщины делали вид, что рассматривают мощи прп. Сергия, как вдруг одна перекрестилась, и только бы вот губам ее коснуться стекла, вдруг стерегущий мощи коммунист резко крикнул: «Нельзя!». Рассказывали, будто одна женщина из Москвы не посмотрела на запрет, прикладывалась и молилась на коленях. У нее взяли документы и в Москве лишили комнаты». Или: «В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому, и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол…»

Опорой, помогающей сохранять твердость духа и видеть в мире гармоничное начало, для Пришвина остаются краеведение, изучение народа и общение с природой.

Третий период творчества писателя характеризуется стремлением к личному спасению через приобщение к правде. Как писал автор в 1946 г., «Из клочков моих признаний в дневнике в конце концов должна выйти книга «Дорога к другу» …Здесь путь мой был из одиночества в люди…» («Глаза земли»).

Если итогом второго периода творчества Пришвина является охранительная позиция (молчание и попытки сохранить хрупкую единственную гармонию), то третий период знаменуется возвращением к людям. Как обобщила А.Ю. Павлова, «в дневниковых записях 20-30-х гг. три темы оказываются на переднем плане: революция, религия, концепция личности». Пришвин пытается примирить два начала – «христианское» и «советское» в обретении себя и служении людям, при этом христианское начало для писателя приоритетно (неслучайно Пришвин на переписи населения в 1937 г. назвал себя православным христианином).

Поздний период творчества Пришвина характеризуется стремлением к примирению различных начал, к осознанию мира в его целостности. При всей противоречивой сложности мироощущения писателя, для него характерен оптимизм, а также ощущение вечной мировой гармонии, приобщение к ритмам жизни природы.

В художественном мире Пришвина главную роль играет тема становления личности, творчество как жизнестроительство. В книге «Глаза земли» так формулируется отношение писателя к художественному «я»: «О себе я говорю не для себя: я по себе других людей узнаю и природу…»

В рассказе «Мои тетрадки» (1940) Пришвин писал: «на высокой елке, на самом верхнем ее “пальчике”, сидит маленький птичик. Он такой маленький, что песенка его до земли не доходит и остается вся там наверху. Птичик этот крохотный пел, чтобы песенка славила птичку. Так я тогда и нашел ответ на вопрос: что такое талант. Это способность делать больше, чем нужно делать только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться».

Пришвинское понимание творческой личности связано с христианским гуманизмом: писатель высоко оценивает скромного создателя, славящего мировую гармонию, т.к. человек представляется ему высшей ценностью как образ и подобие Божие. В видении мира у Пришвина отражаются прежде всего созидательные, оптимистические стороны христианской духовности.

Варвара Проценко