В Православии совершение Евхаристии — это всегда полнота радости, торжество Церкви: таинство явления Христа среди Его учеников, доказательство Его Воскресения.
Праздничная литургия несовместима с великопостным плачем о грехах, поэтому на время поста Устав предписывает совершать литургию только по субботам и воскресениям.
Литургия Преждеосвященных Даров не является литургией в полном смысле этого слова: во время нее не совершается само Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Причащаются за Преждеосвященной литургией, как явствует из самого наименования, Святыми Дарами, которые были освящены в предшествовавший ей воскресный день. А смысл этого богослужения прост: Церковь не может оставить верующих без самого важного — без той Пищи, вкушающий которую, по слову Спасителя, имеет жизнь вечную. Тем более — в то время, когда каждый христианин призван к усиленной духовной брани.
Богослужение начинается с Великой вечерни, но первый возглас священника — тот же, что и на литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Затем, как обычно, следуют 103 псалом («Благослови, душе моя, Господа»), великая ектения и 18 кафизма Псалтири, которая читается ежедневно во время Великого поста. Она состоит из псалмов 119.133, называемых «песнями восхождения»: их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним — это песнь людей, готовящихся к встрече с Богом.
Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье, и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед литургией. Согласно Уставу, все это делается молча: все молитвы уже были прочтены за воскресной литургией. Во время перенесения Даров чтение приостанавливается, а молящиеся в храме благоговейно падают ниц до земли.
После малого входа и пения «Свете тихий» читаются две указанные на этот день паремии — чтения из Ветхого Завета. Отрывки из Книги Бытия обращают наш мысленный взор к первозданному человеку и трагедии грехопадения: после преступления заповеди Божией изменяется сама природа человека — его тело лишается бессмертия, а душа оказывается порабощенной страстям.
Во время чтения первой паремии священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на престоле, затем берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!». Этот фрагмент богослужения имеет как символический, так и исторический смысл. Он был установленв те времена, когда во время Великого поста происходило оглашение желающих принять святое Крещение. Свеча — символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему. Этот возглас священника верующие также встречают земным поклоном.
После второй паремии из Книги Притчей Соломоновых, которая вселяет в нас упование на милосердие Божие, поется вечерний 140.й псалом «Да исправится молитва моя». Канонарх пропевает его стихи, стоя перед отверстыми Царскими Вратами, моление всего народа совершается с преклонением колен.
После молитвы «Господи и Владыко живота моего» следуют ектении, а затем — звучат умилительные и вместе с тем страшные слова: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы. Се Жертва Тайная дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Происходит Великий вход — Сам Христос приходит к верующим в Него, и народ, и певцы в храме благоговейно преклоняются ниц до земли.
Снова звучит молитва Ефрема Сирина с земными поклонами, затем ектения и пение «Отче наш». На Преждеосвященной литургии слова этой молитвы звучат особенно проникновенно, ведь, по толкованию святых отцов, «хлеб наш насущный» — это и есть Небесный, Евхаристический Хлеб, Святые Таины, потребность в которых с особенной силой ощущается именно во время великопостного подвига. «Вкусите и видите, яко благ Господь» — призывает верующих, после возгласа «Преждеосвященная Святая святым», причастный стих литургии Преждеосвященных Даров.
К сожалению, многие православные христиане, даже воцерковленные, соблюдающие Великий пост, и в этот период приходят в храм только по воскресеньям, лишая себя того духовного богатства, которое может подать ему великопостное богослужение. Приходится встречаться и с ложными стереотипами — например, мнением, что причащаться Преждеосвященными Дарами можно не всем, а только тяжко болящим. На самом деле это измышление не имеет никакого основания ни в истории Церкви, ни в ее богослужебной жизни. Не причащают Преждеосвященными Дарами только младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова, поскольку Крови в данном случае в Евхаристической Чаше нет, Ею заранее напитывается освященный на воскресной литургии Агнец.
Преждеосвященная литургия — это время особого предстояния пред Богом, время, когда Он как никогда близок человеческому сердцу, когда сами Небесные Силы невидимо сослужат священнику. Эти незабываемые минуты приобщения к Церкви Небесной, пережитые человеком, навсегда останутся в его сердце.
Февраль 2007 №3(3)
Наталья Горенок