Вера должна быть правильной (из истории Вселенских Соборов)

«Желаем, чтобы… учение о предметах веры было правильным, и всякое сомнение было устраняемо единомыслием, единославием и согласным изложением и учением всех святых отцов…» (из Деяний VII Вселенского Собора)

На каждой Божественной литургии и каждый день в утренних молитвах, даже сами того не осознавая, мы вспоминаем Первый Вселенский Собор и его участников. Что же нам не дает забыть о событиях, произошедших 16 веков назад? Конечно же, это Символ веры – фундамент православного вероучения, на который мы опираемся. Во время его чтения мы должны понимать, что важно не просто верить, что Бог есть, ведь в это и бесы веруют, а за нашей верой должны стоять действия – потому что вера без дел мертва. И одно из необходимых дел веры – это узнавать ее.

Святые учат, что вера каждого человека должна быть целостной – и умом, и сердцем каждый должен понять и усвоить: во что он верит, как верит и почему именно так. Это важно – ведь святые, когда отстаивали те или иные вопросы веры, полагали жизнь свою, чтобы доказать истину. И теперь, благодаря семи Вселенским Соборам, мы четко знаем, что Христос – это Бог, а не высшее творение Божие; что Дух Святой – это тоже Бог, и Он равен как Отцу, так и Сыну; что Богородицу нельзя называть Христородицей, ведь во Христе две природы – Он истинный Бог и Человек; что важно почитать иконы, ведь мы поклоняемся не дереву и краскам, а через образ восходим к первообразу. Все эти догматы важны для спасения, и если их неправильно понимать, то человек может впасть в ересь, а любая ересь удаляет человека от Бога. Поэтому очень важно правильно верить. По словам отцов, «незнание своей веры есть ее оскорбление, и ревновать о том, чтобы узнать о своей вере, самонужнейшее дело». А писатель Н.С. Лесков очень верно подметил: «Наш народ крещен, но не просвещен». Действительно, нам иногда кажется, что главное – молиться Богу, жить по заповедям, а всё остальное – лишние умствования. Что изучать особо ничего не надо, что богословие – удел избранных фанатиков, что тайну Пресвятой Троицы – единства в троичности – всё равно не понять человеческим умом, не осмыслить это никогда, и значит, не надо осмыслять. Но ведь Господь Себя открыл человечеству именно как Троицу! Зачем? Чтобы мы сказали: да всё равно в голове у нас это не укладывается, и забыли об Откровении? Конечно, нет. И всем нам обязательно надо коснуться богословия – начать с книги «Закон Божий», а потом посмотреть – каких глубин потребует ум, что читать дальше, кого слушать, с кем разговаривать. Ведь Православие уникально тем, что здесь каждый может найти себе меру. Когда все мы от единой Чаши причащаемся, развитие интеллекта роли не играет – всем открыт вход на Небо на Литургии, самое важное, самое высокое доступно всем. Но вот по части богословских глубин надо помнить – для каждого своя мера, у всех она разная. Конечно, начинать надо с малого. Это как с кулинарией – сначала просто яичницу жаришь, а потом потихоньку добираешься и до тортов. Так и с Православием. Стоит начать – и потихоньку заинтересуешься, втянешься, и будешь им жить. Только наука эта в тысячи раз важнее тортов. А потому следует ее изучать. Кто не читал Библию, постарайтесь начать. Кто не ходил на приходские собрания по изучению Православия – загляните и послушайте. Кто не смотрел фильм «Остров» – посмотрите… и т.д.

***

Но вернемся к разговору о Символе веры. Те непреложные истины, которые мы в нем исповедуем, 16 веков назад еще не были четко сформулированы и, идя за покупками на базар, ты мог вернуться ни с чем, ведь продавцы спорили, сколько природ во Христе, забыв обо всем. Нам сейчас в это сложно поверить, но попытаться понять, о чем же до хрипоты спорили Отцы на семи Соборах, называемых Вселенскими, полезно будет всем.

Сейчас мы дадим лишь краткий очерк того, что происходило на Первом Вселенском Соборе. В 4 в. на Востоке в сердце православного мира разгорелась новая ересь – арианство, по имени ее создателя Ария. Он учил, что Христос не является Богом и не сопричастен Богу Отцу, а есть лишь Его высшее творение и сотворен из ничего. В ответ на эту ересь было решено созвать Собор, чтобы разобраться в этом вопросе и решить, является ли Иисус Христос истинным Богом.

Первый Вселенский собор состоялся в городе Никее в 325 г. На нем присутствовали 318 епископов, многие пресвитеры и диаконы. Святитель Афанасий Великий, тогда еще диакон, руководил прениями. Также защищали чистоту Православия такие святые мужи, как Спиридон Тримифунтский и, по преданию, свт. Николай Чудотворец, который дал пощечину Арию. Председательствовал на соборе, по мнению одних ученых, Осия Кордубский, по мнению других – Евстафий Антиохийский. В ходе Собора было окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днем было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования Христианской Церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

Но главной заслугой Собора было осуждение арианской ереси, хотя сделать это было очень непросто. После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианство на основании одних только ссылок на Священное Писание Собору был предложен крещальный Символ веры Кесарийской Церкви, но – с добавлением одного важного термина: «единосущный», который и не дал арианам принять этот Символ. Данный термин сделался краеугольным камнем для ариан, так как он раскрывает сущность Сына, а именно то, что Он единосущен Отцу, то есть имеет такую же сущность, как и у Отца – Божественную. Значит Иисус Христос является по своей природе Богом. Так на Первом Вселенском Соборе были утверждены первые семь членов Символа веры, который мы поем за каждой Литургией и читаем в утренних молитвах. А не подписавшие его епископы были удалены с Собора и вместе с Арием отправлены в ссылку.

Однако после Никейского Собора 325 г. арианство не прекратилось. Наоборот, вторая и третья четверти 4 в. стали временем распространения арианства и гонений на его противников, главным из которых был свт. Афанасий Великий, епископ Александрийский. Четыре раза этот исповедник Православия лишался своего престола и отправлялся в изгнание, где писал сочинения против арианской ереси. Своими архипастырскими и богословскими трудами свт. Афанасий (называемый Отцом Православия) положил основание для окончательной победы над арианством на Втором Вселенском Соборе, до которого сам не дожил. Перед кончиной он был преисполнен надежды, т.к. видел начатки деятельности каппадокийских богословов – достойных продолжателей его дела. Вторичное осуждение арианства произошло в 381 г. на Втором Вселенском Соборе, где был окончательно сформирован и утвержден Никео-Цареградский Символ веры – догматическое исповедание нашей веры на все времена.

***

При чтении Символ веры следует помнить, какой ценой оплачено и сохранено каждое его слово (и не только в эпоху Вселенских Соборов – но и во все века христианства). Мы благодарны всем, «подвиг совершившим и веру соблюдшим». Посильная лепта требуется и от нас: обязанность хранить, беречь веру лежит на каждом из христиан. А как хранить то, чего не знаешь и не понимаешь? С увещеванием к нам обращается представитель святоотечества 19 в. свт. Феофан Затворник (†1894): «вера наша в нашу веру, т.е. убеждение в истине православного исповедания, должна быть разумной… Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру… Как узнавать? Нет нужды для сего возноситься на небо или переплывать моря. Истинная вера не сокрыта… Читай Исповедание православное и Катехизис… слушай проповеди, спроси пастыря, внимай чтению Слова Божия и богослужению. У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть незнающие ее».

Иерей Кирилл Андриенко, 28 августа 2021 год

Отцы каппадокийцы и троичное богословие

Период 4–8 вв. известен в истории Церкви как эпоха Вселенских Соборов и время богословского оформления христианского вероучения. Каждый Собор собирался в связи с той или иной ересью, волновавшей Церковь. Опровергая ее, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу православной догматики.

4в. стал в этом плане веком «троичным». Богословие Святой Троицы формировалось главным образом в борьбе с арианством – ересью, отвергавшей Божество Сына Божия. Отрицая единосущие Сына Отцу, она угрожала самой сути христианства – учению о спасении: если Иисус Христос не Воплотившийся Бог – Богочеловек, а лишь человек, то спасение не состоялось.

Термин «единосущия» Христа Отцу, принятый на I Вселенском Соборе для опровержения ереси, был многим непонятен и нуждался в дополнительном разъяснении. Великой проблемой 4 в. стало найти терминологию, выражающую Божественное единство и различие – одновременность в Боге «Еди́ницы» и «Троицы». При этом суть библейской веры нужно было запечатлеть в словах, адекватных времени и понятных всем. Титаническими («нечеловеческими», по выражению В. Лосского) усилиями отцов Церкви задача была решена. Выдающаяся роль в этом принадлежит «великим каппадокийцам»: Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, называемым «троицей, славящей Святую Троицу». Они же сформулировали учение о Святом Духе как единосущном и равном Отцу и Сыну. В выдвинутой отцами формуле: «единая сущность при трех Ипостасях» Церковь признала точное определение содержимой ею троической веры. Безусловным вождем каппадокийцев является св. Василий Великий.

Св. Василий Великий обличал ересь Ария в 4 в. В 20 в. это делал представитель св. отцов новейшего времени известный сербский богослов прп. Иустин Попович ( 1979 г.). Он предупреждает: арианство живо; оно и сегодня стремится продолжить дело развоплощения Богочеловека Иисуса Христа, дело Иуды – «ведь Церковь называет Ария “вторым Иудой”».

Современное арианство. Из сочинений прп. Иустина Поповича

Арианство еще не обрело своей могилы; ныне оно современнее и распространеннее, чем когда-либо… всё сведено к человеку – всё, включая и Богочеловека Христа… Повсюду и систематически Господь Иисус Христос низводится к человеку. Богочеловека постоянно развоплощают, непрестанно совершая дело Ария…

Откуда сегодня столько арианства? – Оттуда, что человек стал мерилом всех вещей, всех существ видимых и невидимых. Измеряя собою всё, человек… отвергает и отбрасывает всё, что шире, выше и бесконечнее человека. Узкое мерило сужает Богочеловека до человека. Обруч греха стягивает горделивый разум человека, так что тот не видит и не признает никакой реальности, большей, чем он… Нет ничего абсолютного ни над миром, ни над человеком, ни в мире, ни в человеке, ни вокруг мира, ни вокруг человека… От этого современного релятивизма (относительности), как и от релятивизма древнего, арианского,  спасает только вера в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в Его единосущие с Богом Отцом…

Христианство является христианством благодаря Богочеловеку, Его богочеловеческой идеологии и богочеловеческой методике. Это основная истина относительно которой не может быть никаких компромиссов…

Только как Богочеловек Христос является высшей ценностью и непогрешимым критерием. Надо быть откровенным и последовательным до конца: если Христос не Богочеловек, тогда он наглейший самозванец, ибо провозгласил себя Богом и Господом… Но евангельская историческая действительность неопровержимо показывает и доказывает, что Иисус Христос по всему и во всем – совершенный Богочеловек. Поэтому человек не может быть христианином без веры в Богочеловека и Его богочеловеческое тело – Церковь, которой Он оставил всю Свою чудесную Личность. Спасительная и животворящая сила Церкви Христовой обнаруживается в вечно живой и вездесущей Личности Богочеловека. Всякое замещение Богочеловека каким бы то ни было человеком и всякое выделение из христианства только того, что отвечает индивидуальному вкусу и разуму человека, превращает христианство в поверхностный и беспомощный гуманизм…

Только своей богочеловеческой силой христианство есть соль земли. Растворенное же в гуманизме, христианство теряет вкус, становится безвкусной солью, которая, по истинным словам Спасителя, ни на что не годна, разве только на то, чтобы ее рассыпали и попирали (Мф. 5,13). Всякое стремление и попытка соотнести христианство с духом времени… отнимают у христианства ту специфическую ценность, которая делает его единственной богочеловеческой религией в мире… Не сообразование и приспособление Богочеловека Христа к духу времени, а сообразование и приспособление духа времени к Христовой вечности, Христовой Богочеловечности – это и есть единая истинная миссия Церкви Христовой в этом мире, Церкви Апостольской и Православной…

Подготовила Людмила Кузнецова, 28 августа 2021 год