Обращение к религии в поисках цельности духа, надежного ориентира в нравственном совершенствовании человека и преобразовании мира определило особенности творчества многих русских писателей. Об одном из них, талантливом мастере русского слова Н.С. Лескове, и пойдет речь в статье Варвары Проценко.
В творчестве Николая Семеновича Лескова (1831 – 1895) – одного из крупнейших русских мастеров слова второй половины 19 в., значительно повлиявшего на развитие отечественной литературы, – с особой очевидностью представлена христианская картина мироздания. Понять лесковский художественный мир вне религиозного контекста, религиозно-нравственных раздумий, устремлений и обретений художника невозможно точно так же, как и постичь истинное своеобразие отечественной литературы.
Писатели и мыслители русского зарубежья первой волны эмиграции (И. Ильин, Б. Зайцев, П. Струве) справедливо называли Лескова «величайшим христианином среди русских писателей». Грядущее возрождение России никогда не ставилось под сомнение Лесковым, который сумел в своих произведениях не только показать национальные характеры «героев-праведников», создать свой художественный «иконостас» святых земли русской, но и воссоздать сам дух нации.
Жизнь и творчество
Родился Николай Семенович Лесков в семье мелкого чиновника (из семинаристов), служившего заседателем Орловской палаты уголовного суда. Детство проходило в поместье его родственников, затем в Орле, потом в купленном отцом селе Панине Кромского уезда. В детстве Лесков воспитывался в обстановке церковности и религиозных настроений матери. После смерти отца Лесков поступил в 1847 г. в Орловскую палату уголовного суда. В 1849 г. перевелся в Киев, где его дядя, профессор медицины С.П. Алферьев, ввел его в просвещенный круг киевского общества.
В качестве вольнослушателя Лесков посещает в Киевском университете лекции по агрономии, криминалистике, государственному праву, анатомии, изучил украинский, польский языки. В 1857 г. вышел в отставку и поступил на частную службу к управляющему крупными поместьями А.Я. Шкоту – родственнику со стороны матери, обрусевшему англичанину. Исполняя его поручения, Лесков сопровождал большую партию крестьян-переселенцев из Орловской губернии по Оке и Волге в саратовские степи. Лесков наблюдал распродажу крестьянского хозяйства, путешествие на переселенческой барже. В 1860 г. Лесков печатался в столичных изданиях. В 1861 г. он переехал в Петербург, занялся литературным творчеством.
Начинал Лесков как журналист очерками и статьями о крестьянском расселении, об искоренении пьянства, о правах человека на свободу. Сблизился с писателем Мельниковым-Печерским, печатался в журнале «Отечественные записки». Первые произведения – краткие рассказы «Погасшее дело», «Язвительный», трагический крестьянский роман «Житие одной бабы» (1862-63 гг.). В 1864 г. Лесков создает повесть «Леди Макбет Мценского уезда» – историю страсти и преступления Катерины Измайловой. Ф.М. Достоевский, высоко оценив повесть, печатает ее в своем журнале «Эпоха».
В 60-70 гг. писатель публикует антинигилистические романы «Некуда», «На ножах», рассказ «Овцебык». Полемика с шестидесятниками, и особенно с Чернышевским, содержится и в романе «Обойденные».
В поиске праведников
Роман «Соборяне» (1872 г.) начинает серию произведений о народных праведниках. В нем показана жизнь Старгорода, рассказывается о распрях среди местных старообрядцев, о напряженных религиозных исканиях мирян. На этом фоне раскрывается характер священника Савелия Туберозова.
Душевное обаяние большинства положительных героев Лескова в том, что они крепко связаны с православным мироощущением, которое было тогда одновременно по преимуществу русским. История свидетельствует, что русский народ не только принял Православие, но именно через него обрел и утвердил свое национальное самосознание. Без этой истины невозможно понять ни героев Лескова, ни их самозабвенной любви к людям и России, ни пафоса его творчества.
Писатель создавал свои произведения о «праведниках» в пореформенную пору, когда человек отчасти «потерялся» в сложившихся по-новому социальных обстоятельствах. Как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, Лесков пытается защитить общечеловеческие ценности, которые постепенно начинают разрушаться.
Изображая «праведников», Лесков резко противопоставляет их всем другим людям, живущим по законам природных инстинктов. Стремление «праведников» к добру и справедливости искренно и бескорыстно. В борьбе за торжество справедливости они отдают себя до конца, не останавливаясь ни перед какими трудностями. С точки зрения обычных людей, «праведники» – это чудаки.
Атмосфера очарованности жизнью, пронизывающая произведения Лескова, во многом определила и характер центрального героя в его творчестве, человека цельной натуры, богато одаренного, щедрой души, настоящего богатыря. Такой герой предстает в повести «Очарованный странник» (1873 г.) Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через страшные испытания, много раз находившийся на краю гибели, воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа.
Жизнь Иван Северьянович Флягин принимает со всем ее пестрым, многоликим и сложным содержанием. «Очарованный богатырь» не испытывает желания снять с себя чары жизни, и все ее трудности разбиваются о его незыблемую духовную стойкость. Долгие годы живя в плену, все свои помыслы и стремления он направляет к одной цели: «вернуться домой и увидеть свое отечество». Флягин готов «за народ … помереть», если видит, что ему угрожает опасность.
Герой Лескова много раз погибал, но так и не погиб. Постоянное балансирование на краю гибели – его судьба. Его спокойствие и невозмутимость основаны на собственном опыте, который свидетельствует о том, что силы зла, в том числе и сама смерть, бессильны восторжествовать в борьбе с ним. Люди, подобные Ивану Северьяновичу Флягину, по убеждению писателя, олицетворяют собой сущность жизни и неистребимы, как сама жизнь.
В описанных в повести событиях раскрывается религиозная истина, суть которой есть обретение собственной души в пути. Лесков выстраивает следующий смысловой ряд: грешник – скиталец – странник – праведник.
Повесть «Очарованный странник» связана с традициями житийной литературы. Важный сюжетный элемент жития – борьба подвижника с искушениями. Вся повесть Лескова – рассказ о том, как герой пытается победить «беса-губителя». Однако искушения герой видит в явлениях весьма своеобразных: «конь, одержимый бесом», «баринок-магнитезер», монастырская корова. Явно комическое снижение образа вместо его традиционного для житийной литературы возвеличивания. Вместо ожидания посмертных чудес в повести звучит мотив будущего подвига. К концу повести герой собирается на Соловки «к Зосиме и Савватию благословиться» и «перед смертью поклониться», потому что, как он признается своим слушателям, скоро случится война и ему «за народ очень помереть хочется». Для писателя важен не факт праведничества, но путь спасения от греха, когда душа-странница ищет его искупления. В Православии путь к духовному спасению осуществляется через покаяние, покаяние же есть следствие осознания греха. В повести Лескова сознание своей греховности оказывается необходимым условием «стражбы» – пути человека к истинной святости и бессмертию души.
У Лескова есть несколько повестей о художниках. Такова повесть «Запечатленный ангел» (1873 г.) Это как бы художественный трактат о старинной иконописи, развернутый на фоне рабочей жизни артели каменщиков-староверов. Устами простонародного живописца автор рассказывает о мастерах Палеха и Мстеры, о чудесном письме прп. Андрея Рублева и Симона Ушакова, о школах устюжских и вологодских, о росписях новгородской и киевской Софии. Трудно средствами одного вида искусства передать красоту и силу другого. Но Лескову удалось так описать иконы, что ты видишь их, пьешь глазами дивную красоту мелкого письма «Строганова дела».
Тема высокой одаренности русского народа получила развитие и в сказании «Левша» (1881 г.). В цикл о праведниках также вошли «Пигмей», «Однодум», «Очарованный странник», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Человек на часах», «Шерамур».
В середине 70-х Лесков уходит из «Русского вестника» и «Гражданина». Его увольняют из министерства, ужесточают цензуру. В этот период Лесков тяготеет к жанру рассказа. Это «Тупейный художник», «Человек на часах», «На краю света», «Владычный суд». Особую группу составляют легенды на материале древнерусских житий и назидательных новелл («О богоугодном дровоколе», «О Феодоре-христианине и Абраме-жидовине», «Скоморох Памфалон», «Совестный Данила», «Прекрасная Аза», «Аскалонский злодей» и др.)
В отдельный цикл объединены святочные рассказы (довольно редкий в русской литературе жанр). Это «Христос в гостях у мужика», «Штопальщик», «Маленькая ошибка», «Старый гений», «Пугало» и др.
Стремление к правде Божией
В последние годы сатира у Лескова смягчается все чаще поучением, проповедью добра и правды, умиленным призывом к согласию и миру. Нравственный подъем в Лескове сказался в сочувствии к новохристианскому идеализму и духовному возрождению; проснулось с новой силой внимание к народной правде и народной нужде. Писатель стремится пробуждать в народе присущее ему стремление к Божией правде, а в образованных людях – сострадание к народу. В ряде народных рассказов Лесков дает картины жизни, проникнутые благочестием, стремлением к идеалу, образцы душевного геройства.
В последний период своего творчества Лесков сумел за зримой предметностью увидеть и показать черты духовного мира, духовной жизни, духовных прозрений. Христианская по духу настроенность писателя усиливает и обогащает художественность его творчества, отобразившего духовные сокровища православной культуры.
Духовные начала художественного мира, созданного Лесковым, во многом определяются его религиозно-нравственной позицией, которая вырабатывалась писателем в процессе искания истины Христовой на протяжении всей его жизни в литературе.
Исповедуя Православие, Лесков жил и творил в лоне православной культуры. Художественные произведения Лескова одухотворяются православной верой и русским православным подвижничеством.
В творчестве писателя мы можем увидеть, как христианские истины, евангельские принципы претворяются героями в повседневной жизни. При этом Лесков далек от елейности, слащавости, он пытается понять, осмыслить конфликты и трудности, которые возникают у его героев, пытающихся жить по правде Божией.
Варвара Проценко