В соответствии с многовековой традицией

На протяжении многих лет «Троицкий листок» украшают статьи о церковном искусстве – росписях Успенского храма нашего собора. Живопись в православном храме узнаваема с первого взгляда. Она не похожа на традиционные картины художников, не имеет аналогов и в популярной культуре. На Русь храмовая живопись пришла вместе с христианством, и отношение к ней  сразу же сложилось соответствующее – благоговейное. Сегодня мы беседуем с автором этих статей, искусствоведом, заведующей сектором древнерусского искусства Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева Ириной Анатольевной Ильиной.

– Ирина Анатольевна расскажите, как Вы стали искусствоведом?

Прежде чем стать искусствоведом, я была любителем искусства. Мир изобразительного творчества всегда меня особо привлекал, притягивал мир картины, такой реальный в своей нереальности. Я всегда неплохо рисовала сама и получила художественное образование. Позднее, чтобы понять язык иконы, брала уроки у иконописца.

– Саратовский Радищевский музей принадлежит к числу старейших музеев России и является первым общедоступным музеем в провинции. Как появилось желание в нем работать?

Радищевский музей – один из старейших российских музеев, имеет свою оригинальную историю и неповторимое лицо. Для меня Радищевский музей стал любовью с первого взгляда – с самого начала хотелось стать его частью. Музей всегда поддерживал, придавал жизни и работе смысл и радость.

– Для Троицкого собора Вами выполнена работа большая и важная – составлено (профессиональное!) описание росписей внутреннего убранства нижнего, Успенского, храма после реставрации. Мы получили от Вас путеводитель по храму – интересный и живописный. Как проходила эта работа? Каков был замысел росписей Успенского храма?

Описание новых росписей Нижнего Успенского храма было задумано епископом Покровским и Николаевским Пахомием, в бытность настоятелем Свято-Троицкого собора, как комплекс работ по его преобразованию и популяризации. Всегда особо любимый и почитаемый саратовский храм, неразрывно связанный с историей города, теперь стал настоящей жемчужиной.

Одним из первых провинциальных храмов он был заново расписан в соответствии с многовековой религиозной и эстетической традицией ее носителями – потомственными палехскими живописцами. Верующего с первых шагов захватывает многокрасочное повествование. Любуясь композиционной выверенностью и колористическим богатством сцен, он заново, вновь и вновь эмоционально переживает трагизм и величие библейской истории. Трудно было бы не отозваться на такое важное и прекрасное дело. Кроме того, новые росписи и иконы Свято-Троицкого собора дают надежду, что русская иконопись и религиозная монументальная живопись не угаснет, что она имеет потенциал для дальнейшего творческого развития.

– Пересекается ли Ваша работа в музее с работой, которая была проведена  в храме?

Русское религиозное искусство – одна из интереснейших областей и имеет значительный потенциал для исследователя. Даже ранние его этапы изучены не в полной мере. Только в начале XXI века привлекла внимание научного сообщества религиозная живопись последних столетий Российской империи. В Радищевском музее сохранилась поздняя русская икона – наследие Саратовской губернии, сформировавшейся в этот период. Поэтому для музейной научной работы это направление является приоритетным.

– Расскажите, какие выставки, экскурсии, мероприятия проводились в музее за последнее время?

В прошлом 2019 г. в Радищевском музее проходила масштабная выставка, объединившая памятники четырех музейных собраний – «Великолепие российского священства». Целью выставки было рассмотреть образ священнослужителя в русском искусстве; эта тема ранее не затрагивалась исследователями. Публике были представлены портреты столичных и саратовских архиереев из собраний Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), Саратовского областного музея краеведения, длительное время находившиеся в запасниках. Так, на выставке был «обретен» портрет широко почитаемого старообрядческого архиепископа Иоанна Картушина (1871 – 1945) кисти Н.И. Струнникова, который был известен верующим только в копийном варианте. Не меньший интерес вызвали драгоценные облачения из Пугачевского краеведческого музея им. К.И. Журавлева и Музея истории Саратовской митрополии. Особенно привлекли внимание посетителей ряса святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908) и облачения архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского; 1923 –1993).

– Какие планы на ближайшее время? Планируется что-то новое?

Радищевский музей живет насыщенной жизнью и всегда старается радовать саратовского зрителя широкомасштабными и интересными выставками. Было бы очень важно показать в залах музея религиозное искусство Саратовской губернии, таких его центров, как Саратов, Вольск, Хвалынск. К сожалению, икона – столь хрупкое произведение искусства, что каждая подобная выставка является плодом огромных и длительных усилий. Будем надеяться, что этот проект состоится…

Беседовала Ольга Урядова, 7 января 2021 год