В первый класс

Школа, дети, классОсень у многих родителей ассоциируется с началом нового учебного года. Чей-то ребенок в этом году заканчивает школу, кто-то продолжает обучение, а для кого-то в этом сентябре прозвенел первый школьный звонок. Мы предлагаем вашему вниманию статью прихожанки нашего собора, в которой она рассказывает о трудностях, ожидающих родителей первоклашек, и делится опытом их преодоления.Вот он и наступил этот сентябрь, когда я во второй раз стала мамой первоклашки. Опыт начальной школы, который я приобрела вместе со старшим сыном, многому меня научил. Например, выбирая школу для дочери, я постаралась найти хорошую учительницу. Ведь первая учительница – это почти как мама. Если не повезет с ней, то очень трудно решиться перевести ребенка в другую школу. Поэтому именно качества первой учительницы (если, конечно, есть возможность узнать о ней заранее), а не удобство близости к дому или престиж школы должны сыграть решающую роль при выборе.

Вам предстоит самостоятельно определить уровень готовности вашего ребенка к учебным нагрузкам. Амбиции родителей, как правило, очень пагубно отражаются на детях. Отдавая шестилетнего крошку в школу, потому что так делают все знакомые, мы совершаем преступление. Не только отнимаем у человека год безмятежного детства, но и наносим урон его психологическому и физическому здоровью. Сложнее обстоит дело со всевозможными кружками и студиями, при выборе которых должно присутствовать чувство меры. Родительская интуиция должна подсказать вам, что действи-тельно необходимо ребенку и может стать его призванием в жизни, а что просто делает его гармоничнее, спокойнее, увереннее.

Теперь меня не терзают сомнения, характерные для многих воцерковленных мам, а именно: как мой ребенок будет чувствовать себя в светской школе среди чуждых ему детей, которые приносят из своих семей столько агрессии и жестокости! Наблюдая за друзьями сына, вижу, что верующие дети внутренне неплохо защищены, а все перечисленное воспринимают как духовную болезнь и умеют находить себе близких по внутреннему устроению друзей. И даже, если они остаются в классе «белыми воронами», то не слишком страдают от этого. Конечно, если у них есть друзья, например, в воскресной школе.

Но все это не означает, что не нужно контролировать общение своего ребенка. Как известно, на Бога надейся, а сам не плошай. Думаю, что не все со мной согласятся, но я убеждена, что родителям необходимо вмеши-ваться во взаимоотношения детей. Сейчас все они такие разные и по физическому и по психическому развитию, да и разница в возрасте доходит до двух лет. Необходимо быстро и жестко ставить обидчика на место, тем более что многие не всегда адекватно реагируют на подобные конфликты. Еще лучше, если в родительском комитете найдется человек, который сможет предотвращать подобные ссоры. Ведь иногда достаточно одной дружеской беседы с ребятами, чтобы конфликт не вспыхнул.

Кроме того, необходимо знать, чем «дышат» друзья вашего чада. А еще лучше познакомиться с их родителями. Нам, взрослым, нужно многим жертвовать – тишиной, комфортом, возможностью отдохнуть после работы – ради того, чтобы у детей была своя «среда», благоприятная для их духовного и душевного развития. Пусть в доме будут друзья наших детей – на семейных праздниках, в выходные. Хорошо бы вместе с родителями.

Вообще, я научилась не ждать слишком многого от школы: наши дети, на самом деле, нужны только Господу и нам, родителям. В современной школе много цинизма, жесткого отношения к ученикам. Все чаще кажется, что она существуют не для детей, а для учителей. На все претензии к школе, нужно быть готовым услышать ссылку на окружающую жизнь и даже на … хамство в транспорте(!) Поэтому родители не могут переложить ответственность за воспитание своих чад на кого бы то ни было, от их активности зависит многое.

Православные мамочки обычно ведут себя кротко и нерешительно. Поэтому от работы в родительском комитете, как правило, отказываются, предлагая «просто помогать». Я думаю, что это неправильно. Если у вас есть силы, время, а главное желание участвовать в жизни класса, где учиться ваш ребенок, необходимо сразу же решительно браться за дело. Чаще всего именно от того, кто оказывается в комитете, зависит культурный уровень внеучебной жизни класса. Очень часто в родительский комитет попадают энергичные, неработающие мамы, либо мечтающие о лидерстве для своих детей, либо считающие их «проблемными». Ясно, что это не лучшая мотивация. В таком случае ваш ребенок будет полностью подчинен вкусам этих людей, если не захочет быть белой вороной. На ваше робкое предложение провести в классе, например, Рождество или поговорить с детьми о Пасхе, вы получите или холодное недоумение, а может быть и резко отрицательную реакцию. Причем это не означает, что такую позицию занимает большинство родителей. Возможно у вас много единомышленников, но они не решаются высказать свое мнение открыто. Поэтому, если возможно, заранее найдите себе союзников и возьмите тяжелый труд помощи учителю на себя. Может получиться очень здорово.

Наши дети огромную часть времени проводят в школе. От нашей активной или, наоборот, пассивной позиции во многом зависит, будет ли им там хорошо. До начала подросткового периода они еще так непосредственны, открыты, так радостно тянутся ко всему чистому, доброму. Как важно в этот период не опоздать и помочь им создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, уважения друг к другу.

Елена Гаазе