Учение преподобного Макария Великого о последствиях первородного греха

Unde malum? «Откуда зло (и грех)?» – спрашивал Тертуллиан во II веке. Ответ на него мы находим в книге Бытия. Первые нестроения произошли на небесах (в мире духовном). Некоторые ангелы, возглавляемые херувимом Люцифером (лат. «Светоносный»), отринув любовь Божию, захотели независимо от Бога устроить свое благо. Из-за этого они самовольно отпали от своего Творца и Благодетеля. Те, кто был призван к обожению по благодати, захотели стать богами сами по себе. Таким образом, зло «вошло» в мир духовный.

Главная вина люцифера состояла в дьявольской гордыне, проникнувшей все его существо. Поводом к гибельной горделивости послужило то, что люцифер еще до утверждения в добре был поставлен на сравнительно высоком посту. Люцифер вначале обольстился горделивой мыслью, что он сам собою, независимо от Бога, может существовать подобно Богу, образовав из подчиненных ему духов особое царство. Когда же эта мысль всецело овладела им, он решился и в самом деле открыто выйти из повиновения Богу, оставив назначенный ему Богом пост. Тем самым люцифер стал противником Богу, т.е. сатаною (от древне-еврейского שִׂטְנָא «противник, клеветник»). Сатана стремится нарушить план Божественного домостроительства в этом мире.

В 3-й главе книги Бытия мы находим описание грехопадения прародителей, во время которого по наущению сатаны зло «вошло» в мир земной. Следствием их грехопадения стала греховная порча изначально цельной человеческой природы или проще говоря – (первородная) греховность (греховная зараза, о которой говорит апостол Павел в послании к Римлянам).

В чем сущность этой греховной порчи-заразы? В беседе 12-ой «Духовных бесед» святого православной Церкви преподобного Макария Великого находим следующую «формулировку» последствий грехопадения для Адама:

Адам «утратил, во-первых, чистое, прекрасное, по образу и подобию Божию созданное достояние природы своей», т.е. произошло повреждение человеческой природы;

«Во-вторых, Адам утратил самый образ Божий, в котором, по обетованию, состояло все его небесное наследие».

Далее Макарий Великий проводит аналогию повреждения человеческой природы и образа Божия с повреждением монеты: «Как если будет монета, имеющая на себе царское изображение, и ее обрежут, то и золото погибло, и изображение не придает ей цены; так подобное сему произошло и с Адамом». Итак, по Макарию Великому, греховная зараза «поразила» Адама вследствие грехопадения (нарушения заповеди Божией). А суть сей греховной порчи есть повреждение человеческой природы (включая разъединение ума и сердца) и образа Божия. Выражается же это повреждение в склонности человека уклоняться от Пути, Истины и Жизни. Душа каждого новорожденного заражена этой греховной порчей (включая удобопреклонность к греху), передаваемой по наследству от родителей к детям.

В IV веке распространилось ложное мнение, что воля Адама повредилась настолько, что человек вовсе не может избирать доброе. В беседах 3-ей и 26-ой своих «Духовных бесед» Макарий Египетский формулирует православный ответ на это ложное мнение: «Если же говоришь, что противная сила (сатана) крепче ума и порок вполне царствует над человеком, то обвиняешь в несправедливости Бога… сатана омрачил его (Адама) ум. И в ином человек действительно мертв, а в ином живет, рассуждает, имеет волю».

Здесь же Макарий делает важное замечание (которое впоследствии получит наименование “учение о соработничестве Бога и человека”): «…Господь требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы, и не услаждался ими. Но чтобы искоренить уже грех и живущее в нас зло, то сие может быть совершено только Божией силою. Ибо не дано и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить грех – Божие дело».

Учение о «другой (греховной) душе-спутнице»

Несмотря на очевидное соединение греха с душой, святой Макарий отделяет «природу» греха от природы души: «Но и у греха, и у души – своя особенная природа». Душа не становится одним целым с грехом: душа смешивается со злом не как «вино с водой, но так, как на одном поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе». В связи с этим четким разделением преп. Макарий делит душу на две противоборствующие части:

самостоятельную (имеющую реальную сущность) душу (собственно богоданную душу данного человека);

«другую душу» – не имеющую материальной сущности, – душу греха, которую Макарий также называет «сердечным змием, «лукавым духом», «колесницей сатаны», «князем лукавства и злобы».

Макарий Великий четко отделяет действия богоданной души человека от действий его же души-спутницы («лукавого духа»): «Впрочем в иное время самостоятельная душа действует сама по себе и раскаивается в своих поступках…». В следующих цитатах дается описание «другой души»: «…змий стал властелином дома человека, и он при душе как другая (сопутствующая) душа… Ибо грех, войдя в душу, стал ее членом…». Более того, через сердце грех перешел из души в тело («с сердцем сопроникается и сорастворяется душа»), что несет катастрофические последствия для всей душевно-телесной природы человека. В следующей цитате «другая (сопутствующая) душа» представляется беседующей с душой человека: «Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце… Ибо как скоро чрез преступление вошел грех, ежечасно беседует он с (самостоятельною) душою, как человек с человеком».

Из приведенных описаний складывается следующая концепция «другой души» в учении Макария Великого: «другая душа» – это олицетворение действующей в человеке энергии сатаны, которая имеет возможность «беседовать» с душой человека, «как человек с человеком».

Выводы: грех-змий пребывает в богоданной душе человека «как другая душа». Эта «иная» греховная душа-спутница признается властелином падшего человека. По словам преподобного Иустина (Поповича), потакая греховной душе-спутнице, человек оставляет Бога, живет не Им, а собою и для себя.

Наконец, святой Макарий указывает на действенность благодати Божией против греха: «Пусть будет тридцать мер чистой пшеницы, но если в ней примеси и плевел, например, окажется их несколько горстей, плевелы незаметны будут во множестве пшеницы. Так и в благодати: когда дар Божий и благодать приумножаются в человеке и богатеет он в Господа, тогда порок, хотя отчасти и остается в человеке, не может вредить ему и не имеет никакой над ним силы или никакой в нем доли».

Кандидат физико-математических наук,
магистр теологии Алексей Клецов, 4 июня 2023 года