Сведений о времени и месте рождения супругов не сохранилось. Известно только, что преподобный Кирилл был одним из приближенных бояр ростовского князя Константина III Васильевича. Имение его располагалось в селе Варницы на берегу реки Ишни, в четырех верстах от Ростова Великого.
Епифаний Премудрый, повествуя о жизни Преподобного Сергия, пишет: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей …». Кирилл и Мария были людьми благочестивыми и добрыми, помогали бедным и больным, которых было предостаточно в это скорбное время монгольского ига. Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.
Еще до рождения Преподобного Сергия промысел Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. Однажды, когда беременная им мать была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием. Она, по слову Епифания Премудрого, блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу. Часто молилась Богу о сохранении себя и младенца.
Святые Кирилл и Мария дали обещание: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. 3 мая 1314 года у праведных ро-дителей родился сын, которому при Крещении дали имя Варфоломей. Можно с уверенностью утверждать, что семья стала для него первой школой христи-анского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви.
Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Мария совсем оставила мясную пищу, и после этого младенец всегда, кроме среды и пятницы, начал питаться ее молоком. Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью, и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын, во всем остальном послушный воле родителей, просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.
Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, его родители были вынуждены переселиться в Московское княжество — в город Радонеж. К этому времени двое их сыновей – Стефан и Петр – были женаты и жили отдельно. А Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, только просили подождать до их смерти. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей.
В то время на Руси среди супругов был распространен обычай, принимать иночество под старость. Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа. Утружденные болезнями, скорбями и старостью, супруги-схимники недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.
Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе Хотьковского монастыря, даже после его многочисленных перестроек. Летопись обители приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к Преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Уже в XIV веке в лицевом житии Преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, Преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, идущие на богомолье в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, сначала посещали Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.
В 1989 году в день празднования памяти Преподобного Сергия мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Хотьково. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января, а в 1992 году совершилось их общецерковное прославление, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли.
Преподобные Кирилл и Мария явили миру образец христианского устроения семьи. Они всю свою жизнь посвятили трудам на пользу ближнего, за что и получили от Бога венец честностного супружества – рождение святого сына.
12 января 2016 года