Шествие за Христом

2015-06-26-114С древних времен крестный ход является частью многих праздничных богослужений. Во все времена крестные ходы были особенно любимы на Руси. Сегодня мы поговорим об этой традиции.

История крестных ходов восходит к ветхозаветной истории, когда евреи торжественно переносили главную святыню – Ковчег Завета. В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. По описанию Пруденция, посетившего Рим в 405 г., весь город был в движении по случаю праздника свв. апп. Петра и Павла. В эти дни совершались так называемые литании, т. е. торжественные процессии или крестные ходы из одного храма в другой или к могиле мученика.

Литании, рождённые в Западной Церкви в IV веке, были заимствованы Востоком. Свт. Василий Великий говорит о них как о полезном нововведении, которого не было ещё при свт. Григории Чудотворце. Литании совершались не только при поклонении мощам, но и при общественных бедствиях. «По случаю сильных дождей были литании и молебны, и весь наш город, как поток, устремился в апостольские места», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в помощь небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична. Многие отцы Церкви подчеркивали важность этой традиции и ее великую духовную силу.

В советское время власть, стремясь уничтожить всякое живое напоминание о вере, запретила проводить крестные ходы. А чтобы удовлетворить потребность русского народа в торжественных шествиях, устраивались праздничные демонстрации. Они сохраняли внешние признаки крестных ходов, но были лишены духовного смысла. Флаги заменяли хоругви, портреты — иконы, а скандирование призывов ЦК КПСС подменяло соборную молитву.

В последние годы благочестивая традиция совершать крестные ходы снова возрождается. В нашей епархии за последние несколько лет было совершено множество крестных ходов, которые стали настоящим событием для жителей Саратова и области. Огромное количество народа, сопровождало мощи Киево-Печерских, Радонежских святых, мощи св. Иоанна Крестителя и прмц. вел. кн. Елисаветы. Молебное пение привлекало внимание даже далеких от Церкви людей. В 2006 году состоялся первый в истории города детский крестный ход. А в июле каждого года жители Саратова, Вольска и Балакова совершают многодневный крестный ход в Вавилов Дол, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских.

Смысл крестного хода

Крестные ходы, ставшие прочной традицией Православной Церкви, имеют различный смысл. Прежде всего, некоторые крестные ходы являются частью богослужения, в котором они символически изображают значимые события Евангельской и церковной истории. Так, например, вынос плащаницы в конце вечерни Великой Пятницы и крестный ход вокруг храма, который совершается в конце утрени Великой Субботы (обычно, вечером в Великую Пятницу), является литургическим воспроизведением перенесения снятого с Креста Тела Спасителя в пещеру, где Оно было погребено. Таков же смысл крестного хода с плащаницей Пресвятой Богородицы, который совершается через день после праздника Успения. Крестный ход, которым предваряется Пасхальная заутреня, является литургическим воспоминанием о шествии жен-мироносиц, первыми узнавших о Воскресении Господа Иисуса Христа.

Крестные ходы, которые не являются частью богослужения, появились вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Поводами для крестных ходов служили как определенные постоянные праздники, дни святых и чудотворных икон, так и конкретные обстоятельства, требующие каждый раз назначения срока — начало и конец сельскохозяйственных работ, первый выгон скота, засуха, непрерывные дожди, эпидемии, необходимость освятить определенные места (перекрестки, колодцы и др.).

Для того чтобы шествие к святому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читается Евангелие, поются церковные песнопения. Участники крестного хода несут иконы, кресты, хоругви. Это делает процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры.

Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывают на верующих людей крестные ходы по перенесению мощей святых. Так, великим примером для подражания явился крестный ход духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.

Свт. Филарет Московский составил правила поведения для участников крестного хода, в которых он предписывает: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поелику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся этой помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением».

Участники крестного хода, откладывая житейское попечение, перенося тяготы пути, совершают подвиг Христа ради. Иногда крестный ход, продолжающийся в течение нескольких дней, превращается в настоящее паломничество. Такой крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Марина Шмелева