Сеять Слово Божие в сердца детей

О воскресной школе саратовского Свято-Троицкого кафедрального собора рассказывает ее руководитель иерей Кирилл Андриенко.

Воскресная школа… У меня с этой фразой ассоциируется тепло, уют, простота и радость. Но, думаю, не каждый из христиан может почувствовать то же самое. Ведь у большинства современных родителей нет в этом плане личного опыта, не многим посчастливилось прикоснуться к этому месту. А некоторые, даже верующие, просто не придают этому значения, не считают нужным водить детей в воскресную школу и разговаривать с ними о Христе.

Но лично мой путь к Богу начался именно с воскресной школы. Потом уже было послушание алтарника, руководство в православном молодежном обществе, семинария. Именно в воскресной школе меня ближе познакомили с Богом и Его святыми, научили молиться и сопереживать ближнему. Поэтому воскресная школа занимает в моей жизни особое место. С благодарностью Богу вспоминая годы обучения, удивляешься настоящей христианской жертвенной любви преподавателей и тому, как они смогли эту любовь передать нам, детям. И вот, через 10 лет после окончания воскресной школы, семя, посеянное Добрым Пастырем-Христом через учителей, проросло, и теперь уже передо мной самим стоит задача сеять Слово Божие в сердца детей.

Так случилось, что в августе 2021 года меня назначили руководителем воскресной школы при Свято-Троицком кафедральном соборе. Конечно, у меня были смешанные чувства, несмотря на небольшой опыт преподавания в светской школе, я волновался, ведь это такая ответственность. Светская школа это одно, а воскресная школа совсем другое, здесь, прежде всего, идет речь о воспитании души маленького человека, тем более что сердце ребенка наиболее чувствительно и детские впечатления самые сильные, они оставляют отпечаток на всю жизнь. Именно поэтому преподавателю очень важно быть особенно чутким к каждому ребенку, стараться всячески укреплять ту связь, которая налаживается между ребенком и Богом. Любое неискреннее, безучастное слово или действие могут нарушить эту связь, особенно, когда слова о любви и добре не подкрепляются примером со стороны преподавателя. Конечно, здесь необходим опыт, к каждому ребенку нужен свой подход, нельзя ко всем применять одни и те же правила.

Веру и чувствование Бога можно сравнить с музыкальным слухом. Слух можно развить, но саму музыку нужно научиться слушать и понимать. Так и в христианстве, кому-то очень легко на сердце ложатся евангельские истины и такой человек лучше других умеет слушать свое сердце, с другими чуть сложнее, им не так интересно, они не так чувствительны и им нужно больше времени и сил, чтобы развить в себе это чувство. Поэтому, как в музыке, так и в вере, важно как можно раньше научить детей слушать, что говорит Бог, раскрыть перед ними красоту Божиего мира.

Но, несмотря на трудности, профессия преподавателя воскресной школы очень радостна – ты учишься вместе с детьми, и порой кажется, что это не ты их ведешь к Богу, а они тебя. Не зря в Евангелии Христос говорит: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное... (Мф.18, 3), в том смысле, что ребенок очень доверчив, простосердечен, быстро прощает, в нем нет лицемерия. Именно таких качеств нам, взрослым, порой не хватает.

В моем понимании воскресная школа это дом, где тебе рады, где ты счастлив, откуда ты уходишь наполненным любовью. Именно такую атмосферу я застал, став руководителем воскресной школы. К своему первому уроку я долго готовился, переживал, что урок превратится в проповедь с амвона, а хотелось интересно раскрыть тему урока о первых днях творения мира. В результате – дети меня завалили вопросами, и стоит сказать, вопросы были не из простых. Например: почему человек умирает? Как появился Бог и почему Он создал наш мир? Если Бог знал, что Денница отпадет, зачем Он его создал? Конечно, было интересно вместе с ребятами рассуждать над такими важными  вопросами, но после урока я сначала расстроился, казалось, что не справился с задачей, не раскрыл подготовленную тему, но через некоторое время пришло понимание: учителю нужно в первую очередь самому научиться слушать детей, внимать тому, с каким настроением они пришли, какие у них проблемы, что их волнует. Настоящий учитель должен жертвовать своими амбициями, своими интересами ради детей. Ведь если у детей накопились вопросы, и никто им не отвечает на них, никто не спрашивает, что тебя действительно волнует, а лишь пытается вложить побольше знаний, то это может привести к духовной травме.

Незаметно пролетели полгода, вот только недавно было Рождество Пресвятой Богородицы, начало занятий, а сейчас мы празднуем Пасху и учебный год подходит к концу. Очень хотелось бы, чтобы в следующем учебном году число наших воспитанников пополнилось, поэтому расскажу (для тех, кто не знает) о структуре воскресной школы: у нас 4 группы – младшая (6–7 лет); 1-я средняя (8–9 лет); 2-я средняя (10–11лет); старшая (12–14 лет), в которых преподают 5 замечательных педагогов. В младшей группе проходят уроки по Закону Божьему, прикладному творчеству и пению, после каждого урока ребята могут забрать тематическую поделку себе домой; в 1-й средней – изучают Новый Завет и церковнославянский язык; во 2-й средней – Библейскую историю и богослужение; в старшей – историю Церкви. Также все ребята по желанию поют в хоре, а мальчики учатся мастерству алтарника. Не так давно начали обучать детей колокольному звону. Занятия начинаются с молитвы на Божественной литургии, затем трапеза и уроки.

В каждой воскресной школе есть свои традиции, и наша не исключение. Так, периодически у нас проводится мастер-класс «хозяюшка», на котором ребята учатся кулинарному искусству; проходят совместные просмотры  христианских фильмов и мультфильмов с последующим их обсуждением; совершаются поездки – например, в этом году мы ездили в гости к о. Александру Станотину, настоятелю храма Святых царственных страстотерпцев г. Саратова, где для ребят была проведена экскурсия по храму, а затем волонтерами были устроены стратегические игры для сплочения коллектива; еще одним выездным мероприятием было посещение саратовского лимонария, где ребята смогли увидеть необыкновенные, редкие растения. Конечно, особыми торжествами у нас отмечены самые главные дни в году, это Рождество Христово и Пасха, ребята участвуют в костюмированных спектаклях, поют песнопения и читают стихотворения, раскрывающие смысл праздника. Кроме того, по традиции, отмечаются такие праздники, как День матери, День Победы, Масленица. А Масленица в этом году была необычной, мы сделали упор на подготовку души к Великому посту, ребята рассказывали про духовное воинство – защитников земли Русской, поведали об их мужестве, силе духа и веры, хотелось, чтобы каждый для себя осознал, что он тоже в какой-то степени «воин», который должен бороться со своими грехами. Ребята подготовили творческие номера, играли на музыкальных инструментах, пели под гитару и показывали акробатические номера.

Все наши праздники проходят в атмосфере внимания и тепла, а заканчиваются традиционным чаепитием и подарками.

Также проводятся  и благотворительные акции: так, мы  поздравляли паллиативных детей и детей из интерната с праздником Рождества Христова, дарили подарки и пели им колядки. Такие акции помогают семьям, где есть особенные дети, почувствовать, что они не забыты, и нам такие поездки дают возможность по-другому взглянуть на жизнь, учат сострадать чужому горю, умению жертвовать чем-то своим ради ближнего.

Как ни странно, пригодилось и мое образование на физическом факультете университета – мы с ребятами придумали физико-химические опыты с христианским смыслом и показали их в центре детского творчества при СПДС, такой вид объяснения библейских истин очень интересен и хорошо усваивается детьми.

Но, конечно, сердцевиной каждой воскресной школы должна быть жизнь во Христе, очень важно не превратить воскресную школу просто в «кружок», который только внешне имеет отношение к Церкви. И как раз поэтому мы стараемся все собираться вокруг Христа, вокруг Чаши Жизни и Бессмертия. Радостно, что у нас есть практика общего Причащения, ведь без Бога все наши усилия становятся тщетными, и те знания, которыми мы пытаемся наполнить детей, могут так и остаться  теорией. Ведь, самое главное, не просто, например, знать наизусть заповеди, но стараться их исполнять в течение всей своей жизни. И здесь, конечно, невозможно обойтись без милости Божией.

В дальнейших планах есть задача наладить обратную связь с родителями по вопросам церковной жизни и христианского воспитания детей, а также больше участвовать в волонтерской деятельности.

В заключение хотел бы пригласить всех желающих обучаться в нашей воскресной школе и напомнить, что без Бога жить очень тяжело, и от нас, взрослых, зависит то, какими вырастут наши дети, добрыми христианами или эгоистами, но для этого нужно потрудиться – заложить семена веры и любви с младенчества!

Иерей Кирилл Андриенко, апрель 2022 год