Саввино-Сторожевский монастырь

str8-1Савино-сторожевская обитель – одна из древних на Руси. Монастырь имеет долгую историю, на протяжении которой с ним происходили важные события. Некогда его называли Лаврой, и это многое может сказать о степени его популярности в народе.Находится Саввино-Сторожевский мужской монастырь в подмосковном Звенигороде. Названа была обитель, во-первых, по горе Сторожи, (в старину здесь находился сторожевой пост) на которой она была основана, во-вторых, по имени ее основателя прп. Саввы Сторожевского, ученика и последователя прп. Сергия Радонежского. Известно, что еще при жизни прп. Сергия Савва был духовником Троицкой обители, а также и самого преподобного.

По просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского, прп. Савва покинул отчую обитель и отправился в Звенигородский удел, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. И когда присмотрел у впадения речки Разварни в Москву-реку подходящее место, «словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами», пал со слезами пред нею и вознес молитву, прося благословения. Здесь в 1398 г. и был заложен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с которого началась обитель в Сторожах. Слух о подвижничестве и благочестивой жизни прп. Саввы очень скоро привлек многих, и когда братии собралось достаточно, блаженный Савва устроил общежитие.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал прп. Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастырю были даны села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах. Еще при жизни прп. Саввы в 1405 г. Юрием Звенигородским был воздвигнут уже каменный собор Рождества Богородицы.

В 16 в. известность монастыря росла, на богомолье сюда приезжали цари, а князья обогащали его вкладами. Монастырь постепенно обустраивался, получая всё больше средств от каждых новых хозяев Звенигородчины. Все они старались подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение.

В начале 17 в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистой на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов. Большое строительство в монастыре проходит в середине 17 в. по указу Алексея Михайловича. Это связано с частыми приездами сюда царской семьи. Вскоре монастырь превращается в одну из царских резиденций.

Время правления царя Алексея Михайловича (вторая половина 17 в.), ко-торое называют «золотым веком русского благочестия», оказалось добрым и для обители прп. Саввы. Усердием государя монастырь быстро залечил раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, включающий 15 древнерусских построек, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. В монастырской ограде были сооружены надвратный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы, и Преображенский. Обитель состояла из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части – и всего ансамбля в целом – осталась древняя святыня монастыря – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Хозяйственные помещения были сосредоточены в северной части, за звонницей и Трапезной палатой. Почти все это сохранилось до наших дней, исчезли лишь больничные палаты.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января 1652 г. Они были положены в дубовую гробницу, а позже – в серебряную раку, поставленную у южной стены собора. К этому событию мастер Иоганн Фальк отлил украшенный Благовестный колокол весом около 21 тонны, судьба которого неизвестна. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим прп. Саввой. Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса. Когда свита рассеялась по лесу для отыскания медвежьего логова и он остался один, из лесной чащи на него внезапно выскочил медведь. Царь был обречен на смерть. Но тут явился около него старец, после чего зверь бежал. Назвался старец Саввою из Звенигородской обители. Уже в монастыре Алексей Михайлович узнал, что в обители нет ни одного монаха с именем Саввы, зато, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам преподоб-ный.

После этого усердие Алексея Михайловича увеличилось еще больше. Государь не только заново благоустроил обитель, но и наделил ее особыми правами. В 1652 г. монастырь первым из русских монастырей получил статус Лавры и стал «собственным государевым богомольем».

Расцвет монастыря при первых Романовых сменился экономическим упадком в 18 в. – тогда и утрачен был титул Лавры. В Отечественную войну 1812 г. неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. Полтора месяца монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству прп. Саввы святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

В 19 столетии обитель снова поднялась и к 1917 г. была одной из самых благоустроенных и обеспеченных в России. В сентябре 1989 г. в Савино-Сторожевский монастырь торжественно отпраздновал 500-летие своего основания.

После октябрьского переворота, в мая 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи преподобного Саввы были конфискованы, монастырь закрыли, устроив там сначала концлагерь. Позже в обители размещались коло-ния для беспризорников и различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Удивительно, но при столь варварском отношении почти не пострадал архитектурный облик обители. Во время Великой Отечественной войны на монастырь не упал ни один снаряд, хотя передовая была лишь в трех километрах от него.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II в торжественной обстановке вернул в монастырь мощи прп. Саввы. На сегодня в монастыре и скиту живут около 70 насельников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах.

Звенигородский чудотворец

Родился прп. Савва в 1327 г. в знатной семье. В ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от прп. Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятуя о суде Божием. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению прп. Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. В 1392 г. братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила прп. Савву принять игуменство в обители. Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры, который и поныне носит его имя. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 г. Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающее». Как повествует житие прп. Саввы, составленное в 16 в., игумену Саввинской обители Дионисию в конце 15 в. (1480 – 1490 гг.) после вечернего правила явился старец и обратился к нему так: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: «Я Савва, начальник сего места». Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону прп. Саввы. С этих пор у гроба преподобного начали происходить многие исцеления. Празднование прп. Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподоб-ного. Рака с мощами блаженного была поставлена в построенном им Рождест-венском соборе. Память прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского совершается 1 февраля, 23 августа и 16 декабря н. ст.

Подготовила Юлия Ульянова