Росписи Успенского храма Свято-Троицкого собора. Иконостас

   Близится к завершению цикл статей, посвященных росписям нижнего, Успенского, храма Троицкого собора. Автор статей – Ирина Анатольевна Ильина, искусствовед и зав. сектором церковного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева. Написанные ярко и профессионально, глубоко познавательные рассказы ее полюбились нашим читателям.

Как уже говорилось, росписи подкупольной части храма, посвященные Страстям Спасителя, замыкаются иконостасом, олицетворяющим Царствие Небесное, Силу и Славу Господа Иисуса Христа.

Иконостас соответствует характеру нижнего, Успенского, храма – он небольшой, пышно и, в то же время, изящно украшенный. Это результат совместного труда художников и резчиков мастерских «Лик» и «Палехский иконостас». Сложной формы, весь покрытый роскошным растительным орнаментом, он похож на золотистое кружево, которое обрамляет святые иконы. Состоит иконостас из трех рядов-чинов: местного, праздничного и Деисуса. По замыслу авторов, иконы вписаны в сложные по своей форме проемы, что укрепляет впечатление нарядного узорочья, выполненного в стилистике XVII в.

Местный ряд открывают царские врата с кокошником в навершии, утвержденном на витых колоннах. В изголовье, в четырехлепестковой розетке размещена композиция «Тайная Вечеря». На створках врат двухчастное «Благовещение» и евангелисты в четырех круглых розетках объединены резным на просвет растительным орнаментом. По обе стороны от царских врат размещены образы восседающих на тронах Господа Иисуса Христа (справа) и Богоматери (слева) с предстоящими: преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Сергием Радонежским и Германом Валаамским. С правой стороны располагаются иконы Успения Пресвятой Богородицы и святых: апостола и евангелиста Иоанна Богослова, священномученика архидиакона Лаврентия, святителя Николая Чудотворца; с левой – иконы Покрова Божией Матери,  преподобного Сергия Радонежского, архидиакона и первомученика Стефана, святителя Алексия, митрополита Московского.

Праздничный ряд состоит из десяти небольших икон в фигурных розетках: «Благовещение», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение. Сошествие во ад», «Пятидесятница».

Центр деисусного ряда – большая фигурная икона Спаса Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерью и святым Иоанном Предтечей. По обеим сторонам от Господа находятся Архангелы Михаил и Гавриил, первоверховные апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Узорный рисунок иконостаса определил сложные формы наполняющих его икон. В них проявилось прекрасное владение иконописцев искусством композиции. На некоторых иконах – несколько изображенных: так, Спаситель в Деисусе написан вместе с предстоящими Ему, в местном ряде Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица представлены с коленопреклоненными преподобными. Этот прием делает построение иконостаса еще более насыщенным и интересным.

Не менее успешно художники вписали иконы традиционной иконографии в причудливые розетки. Рисунок икон праздничного ряда выполнен с учетом фигурного обрамления в форме вытянутого по горизонтали четырехлепесткового цветка. Используя традиционные изображения, мастер сумел деликатно привнести в них свое представление об изображаемом событии и наполнить их живыми деталями. Так, в иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» святой Иоаким выглядывает из-за полога, с трепетом наблюдая за происходящим, а в иконе «Введение во храм» праведные родители Отроковицы наклонились к Ней, стараясь Ее поддержать и направить.

Не меньшая роль отведена и декоративным деталям, которые придают иконостасу нарядный характер. Композиции многофигурны, сюжеты обрамлены затейливыми архитектурными постройками, растениями, высокими острыми горками; троны превращены в сложные орнаментальные конструкции, одеяния причудливо украшены в духе палехской живописи.

Большую роль в том впечатлении, которое производит иконостас, играет его цветовое решение. Колорит икон такой же красочный, как и в настенной живописи, но цветовая гамма здесь более теплая – она словно пронизана золотым свечением. Золотистое сияние исходит от всего иконостаса: золотые блики скользят с обрамляющих орнаментов на нимбы изображенных, отражаются на их ликах и одеждах, расписанных золотом.