Росписи Свято-Троицкого собора (Успенский храм)

Сегодняшний рассказ Ирины Анатольевны Ильиной, искусствоведа и зав. сектором церковного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева, посвящен росписям трапезной части нижнего, Успенского, храма.

Следующая часть храма – трапезная – обладает еще более камерным характером. Ее роспись посвящена Пресвятой Богородице, в честь которой был освящен нижний храм собора. Для украшения трапезной были выбраны следующие моменты из жизни Божией Матери: на южной стене размещены сцены Ее Рождества и Введения во храм, на северной стене – Успение. На западной стене представлена очень почитаемая на Руси иконография «Покров Богоматери».

Западная стена

Композиция «Покрова» размещена на стене с аркой посередине, ведущей в притвор, и создатели очень удачно использовали все ее архитектурные особенности. В центре – поясное изображение Матери Божией с покровом-омофором в руках, который Она простирает над молящимися в знак Своей защиты и покровительства. Мастерам, работающим над росписью Успенского храма, особенно удался образ Пресвятой Девы: они смогли передать Ее величие и кротость, торжественность предстояния перед Сыном и печаль осиротевшей Матери.

Богородица изображена на фоне пятиглавого храма, который олицетворяет собой Вселенскую Церковь и, одновременно, Влахернский храм, в котором произошло Ее чудесное явление. С правой стороны от Божией Матери можно увидеть блаженного Андрея и отрока Епифания, ставших свидетелями этого чуда. Полуобнаженный Андрей указывает на видение мальчику, одетому в русское платье. Рядом с ними преподобный Роман Сладкопевец в диаконских одеждах, расшитых пышными цветами. С левой стороны на Богоматерь взирают блаженная царица Феофания, царь Лев и архиепископ Константинопольский Тарасий, в правление которых произошло это чудо. Предстоящие изображены на фоне Константинополя; его строения представлены палехскими мастерами сказочно и нарядно: с пышно разукрашенными колоннами, арками и решетками.

Южная стена

Росписи южной стены трапезной повествуют о ранних годах жизни Пресвятой Богородицы. Рождество представлено в традиционной иконографии, в значительной степени повторяющей композицию Рождества Иоанна Предтечи в притворе. В центре богатых палат расположено ложе святой праведной Анны; три служанки подают на золотых подносах питье счастливой роженице. В ногах Анны восседает глубоко пораженный происходящим святой Иоаким. Он наблюдает, как две прислужницы совершают первое омовение его долгожданной Дочери.

«Рождество» связано со сценой «Введения во храм» сложными архитектурными построениями. С их помощью богатые палаты праведника Иоакима плавно переходят в храм, в который святые Богоотцы привели свою Дочь. В одной из его арок стоят девы, встречая Отроковицу. Иконография «Введение во храм» известна на Руси с XI в., она практически не изменена в росписи Успенского храма. Святые Иоаким и Анна изображены позади Пресвятой Девы; встречающий ее пророк Захария с благоговением и умилением склонился перед юной Марией, которая по традиции представлена в одежде замужних палестинских женщин. Этой деталью подчеркивается грядущее великое предназначение Божией Матери.

Особую ноту драматизма вносит в композицию стены изображение Иерусалима, на фоне которого располагается большой Голгофский Крест с предстоящими. Сам город изображен среди скалистых высоких горок в нежно-розовых тонах, но над ним в облаках парят два Ангела с символами Страстей Господних. Само же Распятие написано в насыщенных тонах – перед черно-фиолетовым Крестом с распятым Спасителем молятся Пресвятая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов. Их изображения и позы традиционны, лица спокойны, но с помощью цветового строя художник передает весь драматизм отображенного момента. Одеяния предстоящих написаны в пронзительных темно-синих, бордовых и красных тонах. Контрастно высветленные изломанные складки отражают их крайнее отчаяние и горячую молитву.

Северная стена

На северной стене трапезной разместилась одна из самых многофигурных, грандиозных и драматических сцен всего цикла росписей – «Успение Богоматери». На смертном ложе, покрытом белыми тканями, возлежит Усопшая. Ее бледный лик с закрытыми глазами ярко выделяется на розовой подушке, руки скрещены на груди. Над Ней возвышается благословляющий Спаситель в голубой мандорле со звездами, Он с нежностью смотрит на лицо Матери. На покровенной руке Господь Иисус Христос держит душу Пресвятой Богородицы, утверждая тем самым бессмертие человеческой души и вечную жизнь в ином мире.

Господа окружают Ангелы, держащие свечи на высоких подсвечниках и дымящиеся кацеи (вид кадильницы с ручкой).

Святители Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский, Иаков Иерусалимский, Тимофей Эфесский и собравшиеся со всех сторон света – «от конец земли» – апостолы оплакивают Пресвятую Деву. Но на их лицах нет отчаяния, их печаль светла. Драматизм сцены смягчает розово-голубоватый колорит и торжественное свечение золотых одежд Спасителя. Мягко ниспадают складки одеяний изображенных, их спокойный ритм задает ощущение тишины. У изголовья – апостол Петр с кадилом, в напоминание того, что в одном из тропарей Богородица названа «кадильницей златой божественного угля». Перед ложем стоит подсвечник со свечой, ее зыбкое пламя колеблется, олицетворяя хрупкость человеческой жизни.

Восточная стена

Завершает богородичный цикл образ Пресвятой Богородицы «Знамение» на арке, ведущей в следующую, подкупольную часть храма. Это одна из древнейших иконографий, представляющая поясное изображение молящейся Пресвятой Девы с воздетыми вверх руками. На груди Богоматери в медальоне Христос-Отрок, по одному из имен Бога Сына, восходящему к ветхозаветному пророчеству Исаии, называемый – Христос-Эммануил. Перед Богородицей, по обеим сторонам от Нее, предстоят преподобные Антоний и Феодосий Печерские, а также Сергий и Никон Радонежские. Эти святые открывают галерею изображенных в храме древних преподобных.

Основатели древнейшей Киево-Печерской обители, имевшей огромное значение для развития Русской Церкви, преподобные Антоний (983–1073) и Феодосий (ок. 1008–1074) изображены в полный рост. Лики великих молитвенников и постников строги, иноческие облачения скромны. Иконописцы использовали очень мягкую колористическую гамму: рясы преподобных написаны в желтовато-охристых тонах, мантии – в красновато-коричневых, куколи и аналавы – в серебристо-голубых. Монах-отшельник преподобный Антоний и великий труженик, устроитель обители преподобный Феодосий держат в руках свитки – символ учительства. На раскрытом свитке последнего можно прочесть фрагмент его отеческого наставления.

Напротив изображены светоч русской земли преподобный Сергий Радонежский и его ученик, второй игумен основанного им Троице-Сергиевского монастыря преподобный Никон Радонежский. Преподобный Сергий (1314–1392) представлен с непокрытой головой, иконография образа восходит к известному покрову на раку преподобного, датируемому XV в. По преданию, изображение святого на покрове было создано по его прижизненным портретам. В храмовом образе художник сумел передать кротость преподобного, его мягкий созерцательный характер. В руках преподобный держит раскрытый свиток с текстом молитвы за основанную им обитель.

Вполоборота к нему изображен святой Никон Радонежский (1350–1426), которого Сергий назначил своим преемником за опытность и духовную зрелость. Любимый ученик показал себя рачительным хозяином и устроителем; при нем над нетленными мощами преподобного Сергия Радонежского был построен храм в честь Живоначальной Троицы. По преданию, именно преподобный Никон заказал иконописцу Андрею Рублеву знаменитую икону «Ветхозаветная Троица» для нового храма. Суровый игумен Троице-Сергиева монастыря, преподобный Никон изображен с этим чудотворным образом.

В этой и в следующей части храма можно увидеть целый ряд поясных изображений вселенских преподобных, написанных в розетках над оконными и дверными проемами. Здесь представлены великий духовный писатель и наставник христиан преподобный Ефрем Сирин (ок. 306–373), основоположник пустынножительства и монашества преподобный Антоний Великий (ок. 251–356), защитник иконопочитания преподобный Феодор Студит (759–826), основатель Великой Лавры на Святой Горе преподобный Афанасий Афонский (920–1000), борец с монофелитской ересью преподобный Максим Исповедник (580–662), чудотворец и подвижник преподобный Евфимий Великий (ок. 377–473), богослов и церковный деятель преподобный Максим Грек (1475–1556), святой отшельник преподобный Иоанн Рыльский (ок. 876–946) и создатель Иерусалимского Устава преподобный Савва Освященный (439–532).

Ирина Ильина, 28 августа 2018 год