Регент от Бога

str6Приближаются недели Великого поста. Мы стремимся духовно подготовить себя к великопостному подвигу. Церковь тоже готовится встретить постовые дни: изменяются действие и смысловая нагрузка богослужений, получают новую окраску– более сдержанную и строгую – церковные песнопения.

В эти дни в нашем соборе звучат глубокие, созерцательные произведения композиторов А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, переложения старинных знаменных напевов, сделанные композиторами Московской синодальной школы и современными авторами, регентами православных храмов.

Среди таких авторов ярко выделяется имя руководителя хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии архимандрита Матфея, скончавшегося в 2009 г. Его памяти и посвящается эта статья.

Почти 50 лет о. Матфей руководил пением в обители Преподобного Сергия. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложено большое число песнопений на распевы, которые принято считать Лаврскими. Он полностью посвятил свою жизнь служению Богу и церковному пению.

С детства на клиросе

Лев Васильевич Мормыль — так звали архим. Матфея до принятия монашеского пострига — родился 5 марта 1938 г. Родина о. Матфея — Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Он явился выходцем из благочестивой православной певческой семьи. В своем роду о. Матфей представлял уже четвертое поколение певчих. Его мать много лет была певчей на клиросе в большом праздничном хоре. Дед о. Матфея тоже пел в церкви и был помощником руководителя знаменитого хора, составлявшего почетный конвой наместника Кавказа генерал-губернатора графа И.И. Воронцова-Дашкова. Сам будущий регент попал в храм и на клирос в возрасте семи лет, здесь и состоялось первое знакомство с нотной азбукой и начальными музыкальными навыками. Стал приобщаться к пению: подсказывал и помогал слепым певчим, которые в то время составляли как бы костяк ежедневной службы (современный повседневный левый хор).

Мечтая стать священнослужителем, о. Матфей через год после окончания школы поступил в Ставропольскую духовную семинарию, где одним из специальных предметов было церковное пение. На богослужение здесь обращал особое внимание Ставропольский архиепископ Антоний (Романовский). В свое время он был участником «Идеальной всенощной» (так называли всенощное бдение, которое было совершено в Киевской духовной академии в начале 20 в. в строгом соответствии с Церковным Уставом под научным руководством профессора литургики М.Н. Скабаллановича, автора «Толкового Типикона»). Было на что посмотреть, что выбрать, чему поучиться и что полюбить.

Семинарист Лев учился практически во время службы. На правом клиросе кафедрального храма располагался архиерейский смешанный хор, на левом — семинарский, мужской. Именно здесь, в Ставропольской духовной семинарии Лев приобрел ценнейший и полезнейший навык — расписывать и распевать стихиры, так как приходилось регулярно переписывать богослужебные тексты вручную (ведь ксероксов и копировальных машин ещё не существовало). Благодаря этой ответственной работе тексты многих стихир Лев выучил наизусть.

«На моем пути все было как бы предопределено», – признавался в одном из интервью о. Матфей. Даже каникулы в семинарии были наполнены бурной певческой деятельностью: Льву выпала возможность поехать в курортный город Ессентуки, где он был псаломщиком и впервые попробовал себя в качестве регента на левом клиросе одного из храмов города. Тогда этим хором управлял диакон Павел Звоник — известный на Северном Кавказе регент и композитор. Безусловно, молодому семинаристу было чему поучиться у знаменитого мастера церковного пения.

Позже (в 1959-63гг.), обучаясь в Московской духовной академии, о. Матфей открывает для себя так называемый «Местный Обиход». Оказывается, в каждом храме существуют свои варианты одних и тех же песнопений. Будущий архимандрит знакомится с особенностями исполнения распевов Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, т.е. происходит накопление ценного слухового опыта, который зачастую отсутствует у современных регентов. Церковно-певческая исполнительская практика о. Матфея, сочетаясь с научной деятельностью и изучением древних распевов, буквально кипит, с головой захватывая молодого регента.

И вот, наконец, 14 октября 1961 г.— на праздник Покрова Пресвятой Богородицы — в Лавре состоялась первая служба со смешанным хором, которым руководил тогда еще послушник Лев. По будням он пел службы с народом, а по праздникам — со смешанным хором. Потом к этим послушаниям прибавился еще мужской хор. С 1961 г. и до последних дней своей жизни о. Матфей являлся уставщиком и старшим регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии (одновременно он преподавал в Московских духовных школах «Церковный Устав», «Священное Писание Ветхого Завета» и «Литургику»).

Церковное песнотворчество

Одна их главных трудностей, с которой пришлось столкнуться новому регенту, – почти полное отсутствие нотной библиотеки. Все песнопения приходилось переписывать от руки и расписывать по партиям. Библиотеку для хора, которая имеется сейчас в Лавре, о. Матфей собирал буквально по крупицам. Здесь родилось главное правило: регент всегда должен быть готов к тому, чтобы какой-то распев поменять на более упрощенный (или наоборот) для исполнения тем непостоянным составом певцов, который собрался в настоящий момент на клиросе.

О. Матфей никогда не сидел без дела, постоянно работал над собой, самообразовывался. Часто в Лавру приезжали интереснейшие, выдающиеся в области церковного пения люди, с которыми отцу Матфею посчастливилось встречаться. Живое общение с ними было очень важным и утверждающим для молодого регента. Это и беседы с богословом и музыковедом Николаем Дмитриевичем Успенским, и разговоры с регентом патриаршего хора Виктором Степановичем Комаровым, чуть позже, будучи уже архимандритом, он работал с Сергеем Зосимовичем Трубачёвым – опытным педагогом и дирижёром. С последним у о. Матфея сложились дружеские отношения, основанные на профессиональном интересе к старинной церковной музыке и особенностям звучания монастырских хоров. Именно благодаря общению этих двух людей у С.З. Трубачёва появилось желание сочинять песнопения. Сначала о. Матфею было предложено переложение одного из духовных сочинений, созданное Трубачёвым. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. В дальнейшем Сергей Зосимович стал писать не только обработки, но и самостоятельные сочинения. О. Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства произведений С. З. Трубачева. Во взаимном общении двух мастеров проявлялись черты соборного церковного творчества, которое, безусловно, приносило обильные плоды.str6_1

Сам о. Матфей тоже начинает заниматься переложением стихир на различные старинные напевы и пробует себя в качестве композитора. Так, под редакцией о. Матфея формируется и утверждается напев Троице-Сергиевой Лавры, звучащий в настоящее время повсеместно. Благодаря этому репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры не только обогатился и стал особенно выразителен, но и несколько изменились и обрели завершенность определённые церковные чинопоследования (Пассия, служба Рождества Христова, чин Погребения Пресвятой Богородицы, царские часы, утреня Великой Пятницы).

Важно также сказать, что архим. Матфей совместно с несколькими опытнейшими священнослужителями в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси занимался подготовкой богослужебных текстов и специального чинопоследования к этому празднику. Позднее (в 1989г.) эти священнослужители вошли в состав Синодальной Богослужебной комиссии, в которой о. Матфей участвовал в составлении и редактировании новых богослужебных текстов, а также в решении других литургических вопросов.

В это же время хоровой коллектив Троице-Сергиевой Лавры под управлением архим. Матфея достигает своего высочайшего исполнительского мастерства. Объединенный хор приобретает мировую известность, начинаются гастрольные поездки по городам России и за рубежом. Этот православный певческий коллектив своими выступлениями и молитвенным исполнением русской духовной музыки производит особенное и незабываемое впечатление на слушателей. Параллельно с гастролями осуществляются записи концертных выступлений хора, издаются пластинки и компакт-диски. Кроме этого, о. Матфей отдает в печать значительную часть своих рукописных нот – этот накопленный и отшлифованный им на практике бесценный опыт регентского служения в Лавре. Из богослужебного репертуара хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выходят в свет крупнейшие нотные сборники: «Рождественский праздничный триптих», «Всенощное бдение», «Подобны старинных монастырских напевов», «Песнопения Постной Триоди», «Песнопения Страстной седмицы».

Разворачивается бурная концертно-музыкальная и просветительская деятельность архим. Матфея. За заслуги он удостоен звания профессора кафедры литургического богословия и богослужебного пения. Его имя становится известно даже неискушённым любителям церковного искусства. Не имея специального музыкального образования, опираясь лишь на живой слуховой опыт и творческое сотрудничество с мастерами церковного пения, о. Матфей создал свой неповторимый исполнительский стиль и составил целый багаж практических музыкальных навыков. Его стилю свойственен особенный – энергичный, вдохновенный, полиритмичный – характер звучания мужского хора. Под регентскими руками о. Матфея возникало неповторимое по своей палитре, внутреннему пульсу и духовному проникновению звучание Лаврского хора на всех важнейших службах Русской Церкви в течение нескольких десятилетий. Но главным служебным принципом, по словам о. Матфея, было провести службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом и святыми, ни перед распевщиками и музыкантами. Приблизить исполнение, насколько можно, к каноническому идеалу. Многим людям хорошо известна фраза архимандрита: «Поя — служи! Служа — пой!»В ней раскрывается глубинная связь между богослужением и его музыкальным оформлением, эту связь о. Матфей ставил превыше всего.

***

15 сентября 2009 г. после продолжительной болезни архим. Матфей ушёл из жизни. Для Троице-Сергиевой Лавры это был удар, ведь о. Матфей был буквально её душой, человеком, который трудился не покладая рук и до последнего дня оставался преданным Церкви и своему регентскому делу. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии назвал архим. Матфея самородком, который обладал талантом от Бога и этот талант приумножил, достигнув необычайных высот в церковном пении. Владыка-ректор добавил: «Он может уверенно сказать: “Вот те таланты, Господи, которые Ты мне дал, и вот те, еще приумноженные, которые я принес Тебе”».

В настоящее время самобытные традиции монастырского пения, заложенные архим. Матфеем, сохраняются в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и продолжают распространяться через плеяду его учеников. Многие из них, являясь священниками и архиереями в разных уголках страны и мира, продолжают дело своего учителя — несут людям и Богу православное пение. А о. Матфей навсегда останется в памяти людей величайшим русским регентом, регентом от Бога.

Вера Попечителева