Преполовение Пятидесятницы. Догматические истины в Богослужении

«Лишь немногие люди приходят в храмы в праздник Преполовения Пятидесятницы, тогда как многие даже не подозревают, что в среду после Недели о расслабленном Церковь празднует великий Господский праздник – Преполовение Пятидесятницы» (профессор литургики Иоанн Фундулис, † 2007).

Удивительный во многих отношениях праздник мы совершаем в среду 4-й седмицы по Пасхе. Его название в первую очередь указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й седмицы – как раз середина периода между Пасхой и Пятидесятницей, и Церковь уже с глубокой древности почтила этот хронологический момент особым праздником. Сам праздник был установлен в 1-й половине V века, сохранилась проповедь на Преполовение Пятидесятницы свят. Петра Хрисолога, епископа Равеннского. В лекционарии (литургической книге, содержащей библейские чтения) VII века есть указания о службе в день Преполовения Пятидесятницы, а в VIII веке преп. Андрей Критский составил канон на это праздник (в современной службе это – 2-й канон Преполовения).

Преполовение Пятидесятницы – единственный случай в году, когда Церковь так торжественно празднует середину определенного периода; похожий случай – среда 4-й седмицы Великого поста, называемая «средопостие» – существенно уступает в степени торжественности празднику Преполовения.

Однако вместе с этим календарным значением богослужение праздника связано с конкретным евангельским событием, зафиксированным в Ин. 7, 14–30 (евангельское чтение на литургии в день праздника). Здесь содержится речь Христа о Его посланничестве Отцом и обосновании возможности исцелять в субботу, произнесенная Им в середине праздника Кущей, когда Он вновь (после исцеления расслабленного) пришел в Иерусалим. Интересно, что в песнопениях временем произнесения данной речи называется преполовение, то есть середина праздника иудейской Пятидесятницы, однако нет сомнений, что в Евангелии речь идет о преполовении совсем другого праздника — Кущей. Во-первых, иудейская Пятидесятница была однодневным праздником, не имея ни попразднства, ни отдания (потому и не могло быть и преполовения праздничного периода). Во-вторых, в Ин. 7, 2 ясно сказано, что в данной главе речь идет о событиях во время праздника Кущей, который иудеи праздновали 8 дней и который имел «последний великий день», когда предписывалось воздерживаться от работ и совершать торжественное собрание (Лев. 23, 36; Чис. 29, 35). С чем же связано такое отступление от буквы библейского текста? Причина здесь кроется в идейном смысле речи Христа в последний день праздника Кущей, где Он говорил о воде живой, подразумевая под этим образом благодать Святого Духа. Зачало, содержащее учение о воде живой, читается в православном богослужении на праздник Пятидесятницы. Таким образом, если речь Господа, произнесенная в последний день ветхозаветного праздника Кущей, читается у нас в сам день Пятидесятницы, то Его беседа, относящаяся по времени к середине праздника Кущей, читается в середине периода нашей Пятидесятницы, то есть в церковный праздник Преполовения. Кроме того, актуальность выбора Ин. 7, 14–30 в качестве чтения на праздник Преполовения Пятидесятницы связана с тем, что это – единственное место в Евангелии, где говорится о середине определенного праздничного периода, пусть даже речь идет о другом празднике, отличном от иудейской Пятидесятницы.

Богословское значение праздника. Находясь в середине периода Пятидесятницы, он не только соединяет собой два важнейших праздника Цветной Триоди – Пасху и Пятидесятницу (как об этом написано в синаксаре Триоди). Митрополит Иерофей (Влахос), один из выдающихся современных греческих богословов-литургистов, ставит праздник Преполовения на одну ступень с Пасхой и Пятидесятницей и проводит аналогию между этими тремя православными праздниками и тремя важнейшими праздниками Ветхого Завета. В таком построении наша Пасха соответствует Пасхе ветхозаветной, православная Пятидесятница – ветхозаветной Пятидесятнице, а праздник Преполовения Пятидесятницы – празднику Кущей.

Место этого праздника в годичном круге богослужения, его серединное положение на пути от Пасхи к Пятидесятнице затрагивается во многих стихирах на «Господи, воззвах…» (причем она присутствует во всех четырех стихирах, включая «славник»). Особое внимание обратим на 1-ю стихиру, где говорится: «Наста преполовение дней, от спасительнаго начинаемых востания, Пятдесятницею же Божественною печатаемое, и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее, Владычняго Вознесения предпочитает». Какой удивительно красивый образ здесь используется: Преполовение рассматривается как день, стоящий в центре и осияваемый со всех сторон, как бы находящийся между двух солнц; с одной стороны он блистает светом, источником которого является Пасха, с другой – его своими лучами освещает Пятидесятница! Также заметим, что в этом песнопении перечислены все великие праздники Цветной Триоди: Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница, а Преполовение среди них занимает почетное центральное место. Кстати похожее песнопение венчает службу утрени: «Просветившеся братие, Воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, приискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие получити Святаго Духа» («Слава» на «Хвалите…»).

И еще один интересный аспект: служба праздника Преполовения охватывает все речи Спасителя, произнесенные Им в Иерусалиме на празднике Кущей. Более того, в каноне преп. Андрея Критского есть аллюзии и на другие события из Евангелия от Иоанна: превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской, беседу Христа с самарянкой и Его же беседу о Себе как истинном Хлебе. Наш современник священник Желтов Михаил, известный и авторитетный литургист, утверждает: «Праздник Преполовения фокусирует в себе сразу всё Евангелие от Иоанна, будучи хронологическим центром того периода года, когда оно читается. Такое прочтение праздника Преполовения – как праздника Евангелия от Иоанна – подтверждается, во-первых, близостью к нему памяти самого апостола Иоанна, а во-вторых, и это даже главное, – содержанием канона прп. Андрея Критского на этот день».

Преполовение Пятидесятницы как праздник Премудрости Божией. В современной греческой традиции на Преполовение Пятидесятницы празднуют свои престольные праздники многие храмы, освященные в честь Софии, Премудрости Божией. Вот основные аргументы в пользу такого выбора. Во-первых, София – именование Бога Слова до воплощения; это специфическое имя Второй Ипостаси – Иисуса Христа. Потому и праздник в честь Премудрости Божией должен содержать песнопения, посвященные исключительно Второй Ипостаси, Сыну Божию; действительно, в праздник Преполовения все песнопения Триоди посвящены только Иисусу Христу. Во-вторых, митрополит Иерофей обращает внимание на фрагмент из Евангелия, читаемого на литургии праздника: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7, 15–17). Митрополит Иерофей (Влахос) так комментирует эти слова: «Здесь яснейшим образом сообщается, что Христос есть Премудрость Божия и Он не имеет связи с мудростью человеческой». В-третьих, и это самый главный аргумент, во многих песнопениях Преполовения Христос ясно называется Премудростью: «Во святилище пришел еси, Премудросте Божия, преполовляющуся празднику…» (2-я стихира на стиховне); «…Ты еси Премудрость, устроившая мир, слава Тебе» («славник» на стиховне); «Премудрость, правда, Господи, и избавление у Бога Ты был еси нам…» (1-я песнь, 1-й канон, 3-й тропарь); «Премудрость Божия, преполовившуся празднику, якоже писано есть…» (8-я песнь, 2-й канон, 3-й тропарь), «Премудрость, и сила, Отчее сияние, Слово присносущное и Сын Божий, во святилище прииде плотию…» (1-я хвалитная стихира). К этому перечню можно добавить еще и 3-ю паремию праздника, где говорится о «Премудрости, создавшей себе дом».

Остается добавить, что в Русской Церкви эта ассоциация праздника Преполовения Пятидесятницы с храмами в честь Софии-Премудрости Божией не получила пока признания. У нас древние храмы в честь Софии (например, София Новгородская) свои престолы празднуют на Успение Богородицы, в то же время есть тенденция к строительству и освящению храмов в честь Преполовения Пятидесятницы.

Алексей Кашкин, кандидат богословия, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, 4 июня 2023 года