В дни Великого поста со страниц Постной Триоди встает образ составителя этой великой богослужебной книги – св. Феодора Студита.
К тому времени, когда преподобный Феодор принял монашество и изучал творения святых отцов, последование Великого поста – Триодь Постная – еще не представляла законченного произведения.
В ней находились трипеснцы св. Андрея Критского на первые дни Страстной седмицы, дву- и трипеснцы св. Космы Маиумского и стихиры св. Иоанна Дамаскина. Весь же строй этой богослужебной книги продуман св. Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы.
Из жизни св. Феодора
Св. Феодор родился в 759 г. в богатой и благочестивой семье. Отец его был приближен ко двору, однако при наступлении иконоборческой ереси родители оставили мир и приняли иночество. Феодор воспитывался в книжном научении и, по слову св. Димитрия Ростовского, «еллинстей премудрости учася, бысть ритор прекрасен и философ изряден и препирашеся с злочестивыми о благочестивой вере». Был женат, но на двадцать втором году жизни он и его супруга посвятили себя иноческой жизни.
Преподобный со своим дядей св. Платоном удалился в Саккудион, уединенное место под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом подвижничестве, изучая Священное Писание и творения святых отцов. Св. Феодор, «в мягкости и покое воспитанный», ввергал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался низких работ и был всем слугою. Примерно через 14 лет после поступления в обитель преподобный принял управление монастырем. Он проявил себя последовательным и строгим начальником, «уча словом и делом и исправляя во иноцех развращенные уставы».
Вскоре, за обличение царя в беззаконном браке, св. Феодор, претерпевает ссылку в Солунь, но через год возвращается и поставляется императрицей Ириной игуменом Студийского монастыря в Константинополе. Здесь во всем объеме проявились способности св. Феодора как руководителя. Заброшенный монастырь был восстановлен, преподобный навел порядок во всех областях монастырской жизни, собрал в монастырь более тысячи братий, завел около него училище для детей и сам постоянно занимался как литературными трудами, так и всякой тяжелой и черной работой.
Так преподобный подвизался с 798 по 809 г., когда опять был послан в заточение. Вернувшись из ссылки, при злочестивом императоре Льве Армянине – иконоборце, он становится неустрашимым исповедником иконопочитания, за что и претерпевает жестокое изгнание. Болотистые места, гнилые темницы, кровавые пытки и истязания стали уделом св. Феодора. В 820 г. исповедники иконопочитания были освобождены, св. Феодор удалился в уединенное место – Акрит, где и пребывал до своей кончины. Отошел преподобный ко Господу 11 ноября 826 г. на шестьдесят восьмом году жизни со словами псалма на устах: во век не забуду оправданий Твоих (Пс. 118, 93). Божественными оправданиями были для преподобного все горькие муки его исповеднической жизни.
Трипеснцы св. Феодора Студита
Труды св. Феодора – бесценное сокровище, вкладываемое Святою Церковью в сосуд ее великопостного богослужения. В своих песнопениях преподобный открывается и как великий авва монахов, и как любящий духовный отец всех грядущих к покаянию. «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа», – словами стихиры, исполняемой вечером Прощеного воскресения, на вечерне, знаменующей наступление Великого поста, св. Феодор призывает к воздержанию не только от скоромной пищи, но и от страстей. Тот же настрой сохраняется и в сам 1-й день поста. В трипеснце понедельника 1-й седмицы преподобный возглашает: «Светло усрящим (встретим) поста вход, вернии, и да не сетуим: но омыим лица наша безстрастия водою…»
Течение поста и дальше будет всё время под неустанным вниманием св. Феодора. В стихирах, седальнах, тропарях трипеснцев он постоянно по-отечески бдителен, готов вовремя помочь, поддержать, ободрить постящегося. В трипеснцах этих дней неизменно поддерживается внимание к предлежащему постному поприщу. Так, во вторник 2-й седмицы преподобный вновь призывает с любовию к внутреннему деланию: «Истинным постом постимся Господеви… языка, ярости, и лжи, и всякия иныя страсти очуждимся (устранимся)». Позднее напоминания его станут реже, так как верующие психологически уже вошли в постный подвиг, но 3-я седмица – еще вся во внимании преподобного. Присутствует здесь и духовное напоминание о смысле поста: «Ныне в седмицах триех… очистившееся, братие, в гору молитв достигнем». И опять о внутреннем делании: «Постов пресветлую благодать приемше, добродетельми облистаимся (украсимся), тихия лица, тихия и обычаи показующе душевнаго устроения». Эти и подобные увещания необходимы человеку, держащемуся за постное делание, уже немного и устающему; ему необходимо напоминание, ради чего он несет постный подвиг. Преподобный предлагает непрестанно смотреть внутрь себя, следить за дыханием своего внутреннего человека. Но он не только напоминает постящемуся о духовной жизни, но и говорит опытное слово поддержки: «Да никтоже нас унынием и леностию обложится (не впадет), о братие! Время делания, час торжества: кто премудр убо во един день приобрести вся веки».
Нить мыслей преподобного Феодора Студита о последовательности дней и недель Великого поста имеет продолжение и после упомянутой 3-й седмицы. С течением поста св. песнописец всё более направляет внимание постящихся к грядущим Страстям Христовым и Святому Христову Воскресению.
Тро́ичны (тропари, посвященные Святой Троице)
Среди поучительных тропарей преподобного аввы Студийского монастыря большое место занимает славословие Пресвятой Троицы. Окончание песен канонов Троичными является характерной чертой его творчества. Эти Троичны создают особый стиль, сообщают всему постному песнопению торжественный характер, как бы приподнимают и укрепляют душу постящегося. Православному христианину больше других известны Троичны св. Феодора, составленные им для Великого канона св. Андрея Критского. Троичны эти в своем звучании образуют органически единое целое со строками канона и настолько усвоились людям церковным, что без них они не мыслят его слушание. Преподобный часто вкладывает в свое обращение к Святой Троице те молитвенные вздохи и сетования, что присущи тропарям Великого канона, и тогда это – единое покаянное вопияние сердца. Так, в 1-й песни канона св. Феодор восклицает: «Пресущественная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления». Каждый верующий, вступающий на путь Великого поста, ждет первых покаянных строк Великого канона, ждет и этого благодатного обращения к Святой Троице, которое умиряет, успокаивает ищущее углубленного самосознания сердце. «Возми бремя от мене тяжкое греховное…» Это так необходимо в нашем самоиспытании. Тот же зов о помиловании звучит и в Троичне 2-й песни Великого канона, как бы усугубляясь в связи с особым покаянным значением этой песни. «Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице! – вопиет св. Феодор. – Кающася мя приими, согрешивша спаси: твое есмь создание, не презри, но пощади, и избави мя огненнаго осуждения».
Богоро́дичны (тропари, посвященные Пресвятой Богородице)
В канонах и трипеснцах св. Феодора, написанных им для Постной Триоди, кроме Троичных, останавливают внимание и Богородичные тропари. Они занимают важное место в творениях преподобного. Очень часто Богородичные тропари чрезвычайно торжественны. «Паче огнезрачных Серафимов явилася ecи, Чистая, Честнейшая, – восклицает преподобный песнопевец, – порождши сим неприступнаго Иисуса, Спаса, воплощением обожившаго земнородных смешение (человеческое естество)». В трипеснце понедельника 4-й седмицы Великого поста встречается та же мысль, укрепляющая славословие Божией Матери упоминанием чина ангельского: «Поем Тя Дево Богородице Чистая, херувимскую колесницу, из Неяже Бог родися». В Богородичнах Великого канона видится высокое богословие догмата воплощения. «И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, – восклицает преподобный в 4-й песни Великого канона, – Рождейся обновляет законы естества… Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет». И еще образней изложение того же догмата дается в 8-й песни: «Яко от оброщения (состава) червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася». Но в Богородичнах этого канона наряду с высоким богословием обретаем и молитву св. Феодора о людях, о прощении их грехов. Она звучит уже в 1-й песни. «Богородице, Надежде и Предстателъство Тебе поющих, – взывает преподобный, – возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя». Так же в других песнях и, в частности, в песни 6-й песнописец взывает о помощи к Божией Матери: «Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам: егоже, яко Создателя всех, моли Богородице, да молитвами Твоими оправдимся». Те же молитвы к Божией Матери встречаются в полных канонах и трипеснцах преподобного.
В одном из тропарей как бы печатлеется великопостное творчество песнописца: «Имуще Духа Святаго, поста гостителя богатна (Угостителя щедрого), Того дарований насытимся и богатно (обильно) насладимся, Того воспевающе, яко Бога нашего». В этом тропаре – вся душа преподобного: здесь и исповедание достоинства поста, проводить который в духе на всем протяжении Постной Триоди призывает преподобный авва; здесь утверждение, что Дух Святой – Гоститель постящихся, Податель дарований; здесь и воспевание Духа Святого – то, что так многократно, тоже через все седмицы Великого поста – делает преподобный, прославляя Таинство Святой Троицы.
Подготовила Ольга Урядова
Стихира – церковное песнопение, отражающее содержание праздника, христианского догмата или прославляющее святых.
Тропа́рь – краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется, призывается на помощь священное лицо.
Трипеснец – один из видов неполного канона, состоящий из трех песней, преимущественно читаемый в дни Великого поста.