Почетным гостем фестиваля колокольного звона «Голос Церкви», состоявшегося в нашем соборе 10 сентября, стал эксперт Московского колокольного центра, лауреат колокольных фестивалей, руководитель московской школы звонарей, звонарь и колокололитейщик – Дроздихин Илья Михайлович. С ним и состоялась наша беседа.
– Илья Михайлович, расскажите, пожалуйста, о своих впечатле-ниях. Как прошел мастер-класс вчера, как прошел фестиваль?
– Вчера звонари имели счастливую возможность попрактиковаться и на учебной звоннице, и на колокольне храма. Этот мастер-класс для опытных звонарей, окончивших школу звонарей, специалистов, которые хотят повысить свое мастерство. Конечно, одно удовольствие было с ними заниматься – они знают, чего хотят добиться, у них есть вопросы, которые они не боятся задавать.
На учебной звоннице мы практиковались, отрабатывали приемы, теоретические моменты. Сегодня мы провели мастер-класс на больших колоколах. В Троицком соборе богатая звонница, далеко не каждый храм может похвастаться звонницей, которая дает возможность воспроизвести практически все традиционные звоны Русской Православной Церкви. Сегодня мы попробовали освоить традиции Новодевичьего монастыря, Ростова Великого, Троице-Сергиевой Лавры и, конечно, Московскую традицию звона. Результаты очень хорошие – звонари «подкованные», – не боятся звонить. Самое главное – они смогли преодолеть барьер, свойственный ученикам, когда боишься подходить к колоколам, не знаешь, с какой стороны к ним подойти. Они не боятся ошибиться и хотят усовершенствовать свое мастерство. Сегодняшний фестиваль показал, что уровень мастерства будет расти, благодаря и таким вот фестивалям.
– Легко ли стать хорошим звонарем?
– Колокола – это один из самых простых музыкальных инструментов. Освоить какой-то простейший звон можно всего за одно занятие. Понятно, что у кого-то есть предрасположенность, данные, проще учиться тому, у кого есть музыкальное образование.
Сложно разделить звоны на хороший и плохой. Ведь колокольный звон – это голос Церкви, это некая проповедь. А звонарь, хотя и композитор, и сам себе дирижер, он следует определенному существующему канону, традиции. И колокольный звон – это не самостоятельное произведение – это часть богослужения, это молитва в звуке. Звонарь на основе традиции создает свой звон. Перед звонарем стоит задача не просто технично исполнить какой-то звон, не просто повторить традицию, не просто показать самого себя, похвастаться мастерством. Пред ним стоит задача созвать верующих на богослужение. Прозвонить и строго, и разнообразно, и вот здесь проявляется мастерство звонаря, которое в Церкви можно получить через благодать, через Божие благословение. Поэтому церковный звон сложно оценивать. Поэтому на сегодняшнем фестивале нет победителей, нет проигравших – все лауреаты. Все знают свои ошибки, каждый хочет свое мастерство повысить, но даже простой звон, который только-только разучен, вполне может сопровождать богослужение.
– По какому принципу Вы отбираете учеников в свою школу звонарей? Ведь не каждый может в нее поступить?
– Конечно же, это должны быть люди православные и воцерковленные – это очень важно для последующего послушания в храме. Поэтому в первую очередь мы отдаем предпочтение звонарям, направленным на обучение от какого-либо храма, по рекомендации. Но это не означает, что любой желающий не может просто придти и поучиться колокольному звону. Большинство наших учеников – это те, которые однажды поднялись на колокольню, на Пасху, например, и, попробовав звонить один раз, решили связать свою жизнь с этим служением. Приходят и мужчины, и женщины. Мы работаем больше 10 лет, и у нас уже было более ста выпусков звонарей.
– Ваша школа единственная в Москве?
– Нет. Сейчас при многих храмах открываются курсы звонарей. И там уже преподают наши выпускники, в том числе. География расширяется – наши выпускники работают и в Саратове, и в Волгограде, в Кемерово, Калуге, Санкт-Петербурге, в нескольких храмах в Подмосковье, даже зарубежом – недавно наша ученица открыла школу звонарей в Хельсинки – наши колокола там установлены, малая звонница. Опыт преподавательской деятельности, методики колокольного звона уже накоплен, что служит толчком открытия школ звонарей в регионах. И если в Москве и Московской области традиция колокольного звона сохранилась, так как не все храмы были закрыты, осуществлялась преемственность звонарей, и даже если колокольный звон прекращался на каких-то колокольнях, то он прекращался ненадолго. А регионы за-частую вообще оставались без колокольного звона на всё время советской власти. Например, Еврейская автономная область – там было построено не-сколько деревянных храмов еще до революции, потом они были уничтожены. Когда владыка Иосиф стал в начале двухтысячных годов епископом Еврейской автономной области, он столкнулся с тем, что там не только традиция колокольного звона, но и вся православная традиция была прервана, и всё нужно было начинать с нуля.
Конечно, это не единственный пример, во многих областях Централь-ной России колокольный звон прерывался, и нет возможности даже в соседний храм поехать поучиться, посмотреть, как правильно подвесить колокола и так далее. И вот шесть лет назад нам пришла в голову идея создать дистанционное обучение колокольному звону. А почему бы и нет? Ведь потребность такая назрела. И вот мы выпустили учебный фильм, на сайте есть возможность зарегистрироваться и изучать материалы дистанционно, бесплатно.
У нас есть выпускники дистанционной школы даже из-за рубежа – из Америки, из Дубаи, из стран СНГ, наши выпускники живут по всему миру.
Школа звонарей у нас идет в связке с производством колоколов, это миссионерская деятельность, чтобы традиция колокольного звона возрождалась. И чтобы учить людей звонить в колокола, которые мы сами отливаем. Еще очень важная часть обучения – умение обращаться с колоколами, от это-го умения зависит их сохранность. Мы даем нашим ученикам не только практические навыки, но и теоретические знания по архитектуре, размещению колоколов, безопасности, бережному обращению с колоколами.
Необходимость дистанционного обучения, в частности, связана с при-обретением и оснащением храмов новыми колоколами. Особенно остро этот вопрос стоит зарубежом. Вот совсем недавно мы отправили колокола во Францию, в Таиланд, в Америку. Там, конечно, совсем негде учиться.
– Вспомните, пожалуйста, своих самых ярких учеников. Наверное, это те, кто смог, получив знания в Вашей школе, передать их дальше?
– Да, конечно, это прекрасно, когда звонари, получив знания и опыт, распространяют их дальше, когда у них появляются свои ученики, когда они открывают свои школы.
Вот, например, звонарь из вашего Свято-Троицкого собора – Анна Юрьевна, она самородок, удивительный человек, который может заинтересовать людей колокольным звоном, зажечь их любовью к нему. Надо сказать, что и для нее опыт преподавания – это возможность повысить свою квалификацию. Выступая в роли учителя, тоже растешь, замечаешь какие-то тон-кости, которых не видел раньше, на ошибках других и сам учишься.
У нас есть замечательная выпускница из деревни Верзилово Ступинского района – Марина Юрьевна. Она у себя при храме организовала курсы звонарей, одновременно закончила Свято-Тихоновский университет, является директором воскресной школы, регентом, ведет огласительные беседы.
Заграницей, конечно, сложнее. Там есть наши большие общины, православные храмы. Например, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, которая всегда поддерживалась из России, даже в советские времена. Но традиция колокольного звона утрачивалась, накладывался колорит местных традиций и обычаев. Взять тот же Иерусалим – еврейское государство, рядом арабы, множество православных святынь – всё это на фоне достаточно напряженной обстановки, и нельзя спровоцировать агрессию. Но колокольный звон дол-жен сопровождать наше богослужение, может быть, в ограниченных рамках. Предыдущий начальник Духовной Миссии – отец Исидор, и отец Александр, его продолжатель, это отцы, которые знают и чтут наши духовные традиции, они хорошо понимают важность колокольного звона.
В Западной Европе – там тоже огромное количество наших храмов. Была Миссия 19 в., например, в Хельсинки – это храмы, построенные еще нашими императорами. В Швеции, в Дании есть наши приходы, где службы никогда не прекращались – там было много наших эмигрантов. Но колокола частично вышли из строя, где-то колокольни требуют переоснащения. И вез-де есть энтузиасты, которые хотели бы возродить колокольный звон на своих приходах и показать европейцам, что наш звон ничуть не хуже, чем их, показать всю красоту православного богослужения.
К нам в школу приехала Ирина из Финляндии, сказала, что батюшка ее благословил создать школу колокольного звона в Хельсинки, открыть там переносную звонницу, чтобы ездить с ней по разным мероприятиям, фестивалям, вести миссионерскую деятельность. Мы поехали в Финляндию, про-вели там фестиваль, позвонили в трех самых крупных православных храмах на сохранившихся больших колоколах. Кстати, в Европе сохранившихся старинных колоколов гораздо больше, чем в России, может быть, потому, что там они не так активно использовались. И для нас было очень интересно по-смотреть на классические дореволюционные большие колокола, а для звонарей – позвонить в них.
– Как Вы сами увлеклись колокольным звоном? Как пришло решение открыть мастерскую и начать лить колокола?
– Ну, это, наверное, можно назвать чудом и Промыслом Божиим. С детства я ходил в храм, слушал колокольный звон, и, конечно же, было такое детское желание: хочу тоже подняться на колокольню и попробовать позвонить! Отец настоятель сначала мне не разрешал этого просто из-за техники безопасности, считал, что это опасно для ребенка. Но спустя какое-то время я все-таки уговорил батюшку благословить меня подняться на колокольню. Звонарь мне всё показал, дал попробовать позвонить, потом похлопал по плечу и сказал: «Всё, а вот вечером ты будешь звонить на службе!» И я почувствовал себя как не умеющий плавать в лодке посреди озера. Когда я вечером спускался с колокольни, я думал, что бабушки меня просто растерзают. Но, к моему удивлению, никто ничего не заметил, никакой фальши, под-мены. Но я все-таки понимал, что моего опыта, конечно, недостаточно, что-бы звонить, я стал ходить по соседним храмам, общаться со старыми звонарями, аккумулировать знания и опыт. Потом уже ко мне стали обращаться батюшки с просьбами обучить кого-то, дать совет. На колокольне заниматься было очень тяжело и неудобно и для ребят, и для местных жителей. Поэтому пришла идея создать отдельно школу звонарей. А потом поняли, что кому как не нам – звонарям, начинать производить собственные колокола, ведь мы понимаем, какие колокола должны быть, как они должны сочетаться. Всё это трудно объяснить колокололитейщику, который, хоть и делает свое дело хорошо, но является просто металлургом, который, не будучи звонарем, не знает, как с колоколом обращаться. Поэтому, когда есть один подрядчик, который выполняет и отливку колоколов, и подбор этих колоколов по благозвучию, и обучение звонаря, и обустройство колокольни, то можно получать максимальное качество на выходе – качество колокольного звона. Наши колокола – это не модерн, мы нового ничего не придумываем. Пользуясь новейшими технологиями, переснимаем лучшие старые и повторяем лучшие образцы литья 19 в. – это колокола заводов Финляндского и Самгина.
– А что самое трудное в литье колоколов? Есть секреты, которые вы не раскрываете?
– Свои секреты есть, конечно, но перед самой революцией литейщик Н.И. Оловянишников написал книгу «История колоколов и колокололитейное искусство». И там он объясняет основные принципы и технологии литья колоколов. И если у нас традиция литья прерывалась, все заводы были утрачены и ни один специалист не выжил, то в Европе есть заводы, которые существуют на протяжении пятисот и более лет. Это целые огромные династии литейщиков. Такие заводы есть во Франции, Англии, Австрии, Голландии. И хотя сам процесс литья там очень схож с нашим, у нас отличие заключается в построении профилей колоколов, в самой их геометрии. И вот здесь как раз таится главный секрет звучания колоколов. Секрет в выборе правильного профиля. Потому что формовка и технология литья – это скорее отражается на цене колоколов, на качестве продукции на выходе, но не на звучании. Путем проб и ошибок мы нашли вот это удачное сочетание геометрии колокола с нашей технологией, а технология у нас самая дорогая, поэтому качество поверхности колоколов у нас приближено к художественному литью. Наша технология позволяет отливать колокола очень быстро. Если сравнивать с дореволюционной, которая показана, например, в фильме «Андрей Рублев» Тарковского, то там лили колокола по глине, и производство таких колоколов могло занимать несколько недель, а то и месяцев. Наша технология позволяет отлить колокол за несколько дней, а самый сложный, по спецзаказу, колокол с надписями и иконами мы отливаем за месяц. На данный момент это самые быстрые сроки изготовления колоколов.
– Прихожанином какого храма в Москве Вы являлись, когда впервые поднялись на колокольню??
– Это Троицкий храм в Орехово-Борисово на юге Москвы.
– Расскажите в заключение нашей беседы о каком-нибудь особен-ном случае Божией помощи, случившемся в Вашей жизни.
– Расскажу один забавный случай, который очень запомнился. Я тогда уже немного научился звонить и однажды решил попросить батюшку в од-ном из храмов Москвы разрешить мне забраться на колокольню и попробовать позвонить. А утром этого дня я познакомился с монахинями, которые мне рассказали о таком замечательном святом – преподобном Серафиме Вырицком, который помогает очень быстро – вот прямо сразу, как только по-просишь. И, кстати, действительно я много раз убеждался, что он очень быстро помогает, тем более что он тоже был предпринимателем, и по его молитвам, может быть, наше колокольное дело продвигается. Так вот, я пришел к храму, посмотрел на колокольню и подумал, что нужно будет подойти к батюшке за разрешением подняться на нее. И тут же вспомнил про совет монахинь и попросил преподобного Серафима Вырицкого помочь мне. В ту же секунду ко мне подошел охранник и говорит: «Знаешь, звонарю надо помочь. Не можешь подняться, там надо за один колокольчик подергать?» То есть звонарь перед службой попросил охранника прислать к нему кого-нибудь из прихожан. И вот из всех прихожан охранник выбрал меня в ту самую секунду, как только я помолился!
Беседовала Елена Гаазе