Вот уже 1,5 года, как мир столкнулся с коронавирусной инфекцией. Ежедневные цифры нам предлагают интернет и СМИ: заболевшие, умершие, а среди них и прихожане, и родственники. Казалось бы, сложившаяся ситуация должна побуждать каждого из нас задуматься об ожидающей его вечности. А как на самом деле? Сегодня мы беседуем об этом (и не только) с настоятелем саратовского храма во имя пророка Божия Илии иереем Дионисием Каменщиковым.
– Эта ситуация новая для Церкви, верующих?
– Для нынешнего церковного поколения, безусловно, эта ситуация новая. Мы давно такого не переживали. А вообще для Церкви ничего нового нет. Периодически Господь воздвигал моры, пандемии – возникал конфликт между человеком и микромиром, по попущению Божию, и люди становились очень часто жертвами неизвестных болезней. Разница лишь в том, что в древности люди – наши предки – проявили себя людьми более мудрыми: они понимали, почему это происходит и как из этой ситуации выйти. Понимали, что самый верный способ – это покаяние. Господь воздвиг такую болезнь, мор и исхищает людей с земли на небо для того, чтобы человечество покаялось, чтобы человечество вышло из этого тупика, куда оно себя своим грехом загнало. Сейчас говорят обо всем, спорят о мерах предосторожности, о прививках, о чем угодно, и слишком слабо раздается голос Церкви о том, что прежде всего нужно покаяться. Конечно, меры профилактики необходимо соблюдать. Делать прививку или нет – это медицинская сфера и личный вопрос каждого человека. Когда священники, по этому поводу, вмешиваются и дают благословения – это, на мой взгляд, странно, священник должен давать людям благословение каяться. А выяснять, делать прививки или нет, человек должен сам по совету со своими врачами, которым он доверяет. Священник должен молиться и благословлять на покаяние. Очень печально, что продолжается пандемия, смерть пожинает свои плоды, и люди не каются. Думаю, что пока не будет осознания покаяния, беда будет продолжаться. Пока человечество ко Христу не обратится, хотя бы часть его, которая сможет Его умилостивить своими молитвами, покаянием, так и будет. Мы с вами видим – одна волна миновала, другая началась.
Если говорить о милосердии, то главное дело милосердия Церкви в настоящее время, я уверен, – это дело проповеди покаяния. Нужно помогать людям, поддерживать, но это – последствия, а нужно врачевать саму причину, а причина – греховная поврежденность человека, наполнение грехом этого мира. Так нас Господь вразумляет. Выйти из этой ситуации можно только через покаяние. Очень люблю приводить пример с жителями Ниневии, когда Господь велел пророку Ионе идти к ниневитянам и сказать, что Ниневия вскоре будет разрушена. А как она будет разрушена? Господь необязательно же посылал серный дождь с неба, приходили враги и разрушали город. Ниневитяне вместо того, чтобы строить сооружения, укрепления, готовиться к войне, поступили очень мудро: они наложили на себя пост и погрузились в покаяние т.е. пост соединили с покаянием. Царь сошел с трона, снял царскую порфиру, облачился во вретище и покаялся. Даже скотина постилась – своим ревом призывая переменить гнев на милость, и Господь переменил свое решение и помиловал неневитян. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что приговор Божий сложно переменить, но покаяние и пост переменяют приговор. И таких примеров Священном Писании и Священном Предании великое множество. А мы – христиане, (понятно, мирские люди – они не знают, что такое покаяние) спорим, как руки мыть, маски носить, прививки делать и т.д. – о чем угодно, но не говорим о покаянии. А прежде всего надо: Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 3, 2). Сегодня ты здесь, через неделю ты на небе. Покайся! Вот чувствуешь уже дыхание смерти, вокруг ходит эта зараза, и тебя могут в любой момент забрать. Покайся! Изменись! Стань лучше! Примирись с ближними! Прекрати творить беззакония! Вот это основная задача Церкви, и в этом основное дело милосердия, в этом основная помощь человеку.
– Как в сложившейся ситуации священнику донести до прихожан и верующих, что сейчас возможность для добрых дел высока, главное – увидеть, что можно помочь.
– Я очень часто учусь у своих прихожан многим вещам, в том числе – делам милосердия. Смотрю, как они стараются для храма, для ближнего, и учусь у них. У нас на приходе нет нужды подвигать на это. Тайным образом, невидимым, люди друг другу помогают. В нынешней ситуации я не могу сказать, что вот сейчас нужно совершать дела милосердия, а до этого не нужно было совершать. Всегда есть место милосердию, и всегда есть люди, которые нуждаются. У нас на приходе, по милости Божией, нет таких, которые совсем обнищали. Многие работают, а кто не работает или потерял работу – на новую устроились. Не могу сказать, что ситуация катастрофическая и что кого-то надо брать на содержание. У нас такого нет.
– В сентябре Саратовская митрополия будет праздновать саратовских святых, которые пережили страшные гонения и смерть. Как о них не вспомнить сегодня, в это непростое для нас время?
– Это для нас пример. В пик пандемии храмы опустели, у меня не было других вариантов, я как священник должен быть в храме. Никто не говорил, что служба прекратится, священник всё равно будет совершать богослужение. Сейчас, когда люди либо вакцинировались, либо переболели, храмы не наполнены. Пандемия отучила людей ходить в храм – это большая проблема. Казалось бы, люди, наоборот, должны заскучать по Литургии, по частому посещению храма соскучиться, более часто и ревностно посещать богослужения. Современный христианин успокоился, отвык, его отучили. Сейчас панику поднимают – якобы какие-то печати ставят вместе с прививками – очередной бред, который культивируют определенные личности в Церкви. На самом деле тревогу надо бить, что храмы опустели, людям надо успокаиваться, возвращаться, снова приступать к Таинствам, и в этом нам могут помочь новомученики и исповедники Церкви Русской, не только наши саратовские святые, но и вся полнота новомучеников. Как они служили, например, Божественную литургию в тюрьме. Освящали кружку, вместо потира, крестик рисовали, вместо вина – клюквенный сок, антиминса не было, на избитом, замученном священнике или архиерее – как на антиминсе, на мощах святого, служили Божественную литургию. И вот чему новомученики могут нас научить? – Как любили люди богослужение. Под угрозой смерти оно совершалось. Если бы в то время увидели, что совершается Литургия – это карцер. Карцер для истощенного тюрьмой человека – это верная смерть, тем не менее для них Литургия была дороже собственной жизни. Этому мы должны научиться: соблюдая все меры безопасности, с разумением, может быть, выискивая будние дни, если человек боится скопления народа в выходные, приходить и приступать к Покаянию и соединяться со Христом в Таинстве Причастия.
– Расскажите о тех проектах, которыми сейчас занимаетесь. Кому и как помогаете?
Основной проект – востановление храма во имя святителя Николая в с. Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
– С чего всё началось?
– Взялись достаточно просто. В первый раз я выехал в с. Стригай год назад с семьей. В то время выходить из дома было небезопасно, могли оштрафовать, а в машине можно было ездить. И мы уехали семьей в этот храм. В нем совершили молебен. Храм нас всех поразил, в том числе и детей. Моя младшая спрашивала: можно ли его починить? Я хотел детям показать видимые осколки той трагедии, которая произошла в 20-м в., чтобы они видели, что не все храмы, как в городе, блистают позолотой иконостасов, что есть храмы разрушенные, изуродованные, изувеченные 20-м в., иногда и местными жителями. Например, этот храм пережил все гонения, его окончательно растащили в 90-е – начале 2000-х гг. – кирпич разбирали и т.д. Когда дети увидели, то были поражены. Они не знали, что такое существует в наше время. Потом в своем храме я сказал об этом прихожанам. Все с большим энтузиазмом взялись за дело, начали ездить и делать то, что в наших силах. Сейчас меня радует то, что к своим 40 годам я разлюбил работу в авральном режиме. Это неправильно, когда дело Божие делается в спешке, нужен оптимальный режим. Сейчас мы идем спокойным ритмом. Есть несколько рабочих, они занимаются восстановлением кладки, взялись за кровлю. Процесс восстановления – он очень благодатный, радостный. Мы не хотим спешить. Мы хотим как можно дольше продлить радость созидания в своей жизни. Я вспоминаю, как читал интервью отца Пахомия (ныне епископ Покровский и Николаевский), когда Троицкий собор восстанавливали, было очень много трудов, колоссальный объем работ, и он говорил владыке Лонгину (митрополит Симбирский и Новоспасский), что ему тяжело, а владыка в ответ сказал: «ты не понимаешь, сейчас идет самый счастливый период твоей жизни». И вот я всегда отвечаю, когда спрашивают, как стать счастливым, – помоги восстанавливать храм, займись возрождением святыни, ты будешь счастливейшим человеком на земле. Когда созидается святыня, восстанавливается, Господь настолько дает благодать, утешение, вкус к жизни – этого нигде не обретешь. Можно также сравнить с делами милосердия: кто соприкасался с этим, знают, как Господь утешает, поддерживает, когда ты помогаешь тем, кто нуждается в твоей помощи, помогаешь ближним так, как им будет полезно.
– Как вы находите помощников?
– Очень просто. Всё подает Господь. Как может человек участвовать в восстановлении святыни? Он может быть у Бога в соработниках, помощниках. Сам человек ничего не сможет сделать. Это дело, которое Господь благословляет, а человек в меру своих сил и возможностей, с предельной ревностью исполняет там, куда его Господь поставил. Без Бога такое возрождение храма невозможно. Можно увидеть множество начинаний, которые по какой-то причине остановились, может, Господь увидел, что людям, которые занимаются ими это неполезно, может, начинают гордиться. Я всегда привожу такой пример – к отцу Димитрию Смирнову приехал молодой священник, они вместе совершили Литургию, и в трапезной этот батюшка рассказывает, что ему поручили восстанавливать храм, а денег нет. И о. Димитрий говорит: «отец, ты только начни, а денег и всего остального будет сколько хочешь, деньги в окно тебе будут кидать». И тут же «прилетает» пакет печенья с привязанными деньгами. А произошло то, что бабушка хотела передать о. Димитрию печенье, денежку, чтобы он помолился, она ждала-ждала, увидела открытое окно и бросила в него. Есть такая поговорка – у Бога всего много. Когда Господь благословит, всё получается, всё спорится, всё идет. Главное – не лениться, не спешить и не бояться объема работ. Господь всё вовремя подаст.
– В последнее время люди обращаются в храм за молитвенной помощью и поддержкой. Как священник чем Вы их поддерживаете?
– Я не могу сказать, что сейчас это шествие за советом. К моей большой печали, Господь так испытывает и потрясает нас, нет в народе покаяния, может, мы этого не видим, может, это у людей в сердцах происходит, но вот так, чтобы человек переболел, пришел и сказал, что заглянул в гроб, за черту жизни, а сейчас выкарабкался и хочет Богу принести благодарность, изменить свою жизнь – я такого, к сожалению, не встречаю. Хотелось бы, чтобы люди увидели, что Господь может забрать в любой момент– дети остаются без родителей, родители без детей, умирают целыми семьями.
– В заключение, Ваше слово к читателям.
Что можно посоветовать в конце нашего разговора… Первое, чтобы люди по-христиански посмотрели на сегодняшнюю ситуацию, изменились, покаялись, переменили свою жизнь, перестали обижать ближних, пересмотрели свои ценности и чтобы ничего не боялись, кроме греха, чтобы на все опасности был один ответ: «Да будет, Господи, воля Твоя», потому что без воли Божией с нами ничего не может случиться. Нынешняя ситуация – это попущение Божие, с духовной точки зрения – это вразумление, желание Бога, чтобы у нас были истинные ценности, чтобы мы пересмотрели свою жизнь, нашли Бога. Он не хочет, чтобы мы страдали, трепетали и болели, а хочет, чтобы мы обратились к Нему, поэтому и посылает такие испытания. Мы, к сожалению, по-хорошему почти никогда не понимаем.
Беседовала Ольга Урядова, 27 августа 2021 год