Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) (1923 – 1993) – выдающийся деятель Русской православной церкви, знаковая фигура в истории Саратовской и Вольской епархии, посвятивший свою долгую жизнь бескорыстному, самоотверженному служению Богу и людям. Еще при жизни владыка Пимен снискал в народе глубокое уважение и искреннюю любовь. Вероятно, поэтому интерес к изучению деятельности саратовского архиерея и его незаурядной личности до сих пор не ослабевает.
Согласно свидетельству современников, владыка Пимен обладал примечательной внешностью и природным обаянием, был удивительно тактичен и разносторонне образован. Он постоянно привлекал к себе внимание людей самых разных профессий, в том числе художников, благодаря которым появилась целая галерея его портретных образов.
В истории русского искусства традиция портретного изображения духовных лиц была достаточно развита в XVIII – XIX веках. Многочисленные примеры хранятся в крупных музейных собраниях России. Саратовский Радищевский музей и Саратовский областной музей краеведения также не являются исключениями и обладают рядом живописных портретов, посвященных саратовским архиереям XIX века: архиепископу Иакову (Вечеркову) (1792 – 1850), епископу Евфимию (Беликову) (1813 – 1863), епископу Павлу (Вильчинскому) (1829 – 1908) и т. д. Однако к началу 1920-х годов в силу исторических событий портреты представителей русского духовенства становятся редким явлением и только к концу XX века вновь возрождаются, получая индивидуально у каждого художника новую стилистическую окраску и идейное содержание.
Именно на этот временной период приходится большинство изображений архиепископа Пимена. Художественные образы, посвященные ему, делятся на два типа: живописные и графические. Некоторые из них выполнены с натуры, другие созданы на основе фотопортретов и воспоминаний.
Несомненно, большую значимость имеют образы, списанные непосредственно с натуры. Живой и подвижный облик владыки Пимена, отражающий богатство его внутреннего мира, значимо интереснее запечатленного на фотографическом снимке. Его намного сложнее уловить и запечатлеть на холсте. И, кроме того, выразить авторское отношение к портретируемому персонажу.
Самым ранним по дате создания в галерее живописных произведений следует считать портрет кисти известного художника-портретиста XX – XXI века Ильи Сергеевича Глазунова (1930 – 2017), выполненный в 1984 году (илл. 1). Инициатором написания портрета явился сам художник[1].
В течение нескольких лет в период кропотливой работы над созданием художественного образа, в ходе многочисленных сеансов И.С. Глазунов имел возможность наблюдать за владыкой Пименом и запечатлеть в живописном портрете при внешнем сходстве с моделью ту грань характера, которая ему показалась наиболее интересной и выразительной, тем самым высказав свое представление об архиепископе. Исключая излишнюю детализацию, художник создает камерный портрет, уводит зрителя от отчетливого прочтения образа, сосредотачивает внимание на тщательно и тонко выписанном лице модели на нейтральном серовато-жемчужном фоне. Очевидно, главной для художника становится задача, уловить и передать живописными средствами ощущение остановившегося времени, мгновения размышлений и сосредоточенного внутреннего диалога человека с самим собой, минуты отрешения от суетного земного мира. Портрет вызвал неоднозначную оценку современников, хорошо знавших владыку Пимена. Однако ему самому этот художественный образ был близок и явно нравился.
Спустя 6 лет живописный портрет архиепископа Пимена создал еще один не менее известный, чем И.С. Глазунов, мастер портретного жанра XX – XXI веков Александр Максович Шилов (род. 1943) (илл.2). Портрет был написан в течение одного 1990 года после случайного знакомства художника и саратовского архиерея в Воронеже осенью 1989 года. А.М. Шилова, в отличие от И.С. Глазунова, привлекла внешняя составляющая облика архиепископа Пимена. В нем художник разглядел черты «представителя старого священства, времен XIX века»[2]. Его впечатлили спокойствие и величественность фигуры модели. Художник воссоздал достаточно натуралистичный обобщенный портрет русского архиерея с пометкой на индивидуальные физиогномические черты конкретного человека. Тем не менее, психологическая составляющая образа осталась за пределами внимания художника.
Священник Александр Мурылев (род. 1968) в «Воспоминаниях о владыке Пимене» дал интересную оценку обоим портретам: «… И то, и другое – совершенная неправда: владыка не был ни празден, ни дряхл, ни мечтателен…»[3].
Однако в портретах подкупает внимательное изучение художниками натуры портретируемого, осмысление и отражение личного восприятия в художественном образе.
Верно утверждение искусствоведа М. Андрониковой: «…каждый художник по-своему пишет того же самого человека не столько так, как его видят, сколько так, как его понимают. Каждый выберет из облика модели наиболее характерное, наиболее существенное со своей точки зрения, только то, что максимально соответствует представлению каждого…о модели».[4]
В Балашовском епархиальном управлении хранится портрет кисти профессионального живописца, уроженца г. Хвалынска, Федора Ивановича Соколова (1932 – 2013), большую часть жизни прожившего в городе Балашове Саратовской области (илл. 3). Подробности истории создания портрета неизвестны, как и факт знакомства художника и владыки Пимена. Однако, судя по информации из различных источников, не вызывает сомнения заказной характер произведения и работа по фотографии. Учитывая всю сложность и ответственность задания, художник серьезно подошел к выполнению портрета. Он постарался максимально точно передать общее сходство с моделью, фиксируя внимание на основных индивидуальных чертах узнаваемого лица – голубых глазах, крупном носе, тонких губах с своеобразной линией изгиба, окладистой с проседью густой бороде с усами и бакенбардами. Тщательно выписанное художником лицо владыки Пимена поражает своей жизненностью и внутренней динамикой при всей внешней статичности фигуры. Интерес также представляет духовно-символическая композиция произведения, включающая небольшой фрагмент церкви – барабан и купол с крестом на фоне высокого голубого неба со слоистыми облаками, вероятно, символизирующими душевную чистоту.
Согласно сведениям, полученным от сотрудников Балашовского епархиального управления, известно, что позднее с портрета кисти Ф.И. Соколова монахиней Афанасией была снята живописная копия для храма во имя Живоначальной Троицы села Бобылевка Романовского района Саратовского района. Выполненный в довольно примитивной форме этот портрет-копия ошибочно известен как работа Ф.И. Соколова (илл. 4).
Кроме выше перечисленных произведений дополняют иконографию архиепископа Пимена два живописных поясных портрета, хранящихся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (ЦАК МДА) и в Архиерейском доме города Астрахани, вероятно, написанных по фотографическим снимкам разных лет неизвестными художниками.
Первоначальная атрибуция портрета из ЦАК МДА проведена историком церкви В.В. Тепловым и пока не получила официального подтверждения (илл. 5). Официальное обращение в Церковно-археологический кабинет не дало никаких результатов. Визуальный сравнительно-стилистический анализ произведения показывает его сходство с некоторыми портретами духовных лиц из собрания ЦАК МДА и допускает возможность их принадлежности кисти одного художника, обладавшего, безусловно, профессиональной выучкой.
Астраханский портрет владыки Пимена форматом 30х40 см был написан примерно в 1990 – 1992 годах и входил в историческую галерею живописных образов астраханских епископов, выполненную артелью неизвестных художников по заданию архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина)[5]. Возможно, портрет был исполнен акриловыми красками на холсте (илл. 6). Как известно архиепископ Пимен с 27.02.1968 по 30.07.1968 временно управлял Астраханской епархией. Несмотря на весьма короткий срок пребывания на Астраханской кафедре, он оставил о себе добрую память и уважение.
Несомненно, оба портрета имеют большое культурно-историческое значение и нуждаются в дальнейшем исследовании и атрибуции.
Галерею графических портретов архиепископа Пимена, составляют интересные произведения художников, имевших с ним личное знакомство.
В музее истории Саратовской Митрополии хранится известный погрудный портрет архиепископа Пимена, выполненный в 1991 году в технике офорта художником-графиком Николаем Александровичем Белавиным (1912 – 1993) (илл. 7). В 80-х годах XX века совместно с владыкой Пименом художник совершил многочисленные поездки по Саратовской и Волгоградской епархии с целью запечатлеть культовую архитектуру. Непосредственные наблюдения за владыкой Пименом, вероятно, стали основой для создания первоначального оригинального рисунка карандашом, с которого в разное время был сделан ряд офортов. Несколько печатных оттисков, аналогичных портрету из музея истории Саратовской Митрополии, ныне хранятся в частном собрании наследников художника. Эти оттиски, датированные 1985 годом и доработанные автором шариковой авторучкой, дают представление о ходе работы художника над портретом и свидетельствуют о более ранней дате создания художественного первообраза.
В графическом портрете, используя минимальный арсенал художественных средств, Н.А. Белавину удается передать удивительно подвижный, но цельный и гармоничный образ архиепископа Пимена. Впечатляет мощь его внутренней энергии и собранности при мягкости воспроизведения внешних черт лица. По сути, в галерее образов это один из удачных и интересных воссозданных образов владыки Пимена.
В начале 70-х годов XX века состоялось знакомство саратовского художника-реставратора иконописи, сотрудника Радищевского музея Вячеслава Владимировича Лопатина (1936 – 2021) и Архиепископа Пимена. Намного позднее, по воспоминаниям, художник создал целую галерею из порядка 17 графических образов владыки Пимена: «Я … сделал несколько портретов Владыки в технике монотипии – уже после его смерти. Пытался уловить, по воспоминаниям, по фотографиям и наброскам, ускользающие черты»[6] (илл. 8 – 8.4).
На пути поиска идеально верного, по мнению художника, портретного образа, он активно включился в своеобразную работу–игру по созданию многочисленных вариаций. В силу профессиональной деятельности и наблюдательности в каждом созданном художником варианте угадывается отдельная внешняя черта сходства с древними почитаемыми иконописными образами святителей церкви. Назвать все созданные В.В. Лопатиным художественные образы портретами архиепископа Пимена не представляется возможным, поскольку художник фиксирует лишь отдельные черты изучаемого им человека.
В исследовании «Проблема сходства в портрете» искусствовед Б.Р. Виппер справедливо писал: «… Мы способны воспринять картину, не спрашивая о сходстве; но мы должны признать, что пока мы не поверили в ее сходство, мы не назовем ее портретом»[7]. Работы В.В. Лопатина еще раз подтверждают сложность художественного воплощения образа архиепископа Пимена.
Подводя итог, необходимо сказать, что широкий диапазон представленных портретных образов архиепископа Саратовского и Вольского Пимена является примером пристального внимания и уважения со стороны общества к труду выдающегося современного церковного деятеля. Кроме того, это живое свидетельство закономерного исторического процесса конца XX века возрождения церкви и, как следствие, повышения интереса к художественному воплощению облика духовного лица.
Созданные художниками разнообразные по технике и субъективной авторской трактовке портретные образы еще раз подтверждают сложность восприятия, понимания и художественного воплощения удивительно многогранной личности владыки Пимена.
[1] Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Часть 1: 1965-1984/ Сост. Мон. Иулиания (Самсонова); вступит. Ст. В.В.Теплов. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 328
[2] Виртуальная экскурсия «Образы духовенства в творчестве Народного художника СССР, академик РАХ А. Шилова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://amshilov.ru/virtualnye-vystavki/obrazy-dukhovenstva-v-tvorchestve-narodnogo-khudozhnika-sssr-akademik-rakh-a-shilova/, свободный – (27.01.2023)
[3] Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Часть 2: 1985-1993/ Сост. Мон. Иулиания (Самсонова); вступит. Ст. В.В.Теплов. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 550.
[4] Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. Искусство, м. 1980. С. 385
[5] Архиепископ Филарет (Карагодин) (род.1946) с 20.02.1990 года по 20.10.1992 года управлял Астраханской епархией. В марте 2014 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен на служение в Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь города Москвы
[6] Боровский А.А. Непарадный портрет/ Православие и современность. 14.12.2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/12/14/neparadnyj_portret, свободный – (27.01.2023)
[7] Цит.по: Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. Сов. Худ. Москва. 1969. С. 47
Список иллюстраций:
- Глазунов И.С. Портрет архиепископа Саратовского и Вольского Пимена. 1984
- Шилов А.М. Портрет архиепископа Саратовского и Вольского Пимена. 1990
- Соколов Ф.И. Портрет архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Балашов)
- Копия с портрета архиепископа Саратовского и Вольского Пимена кисти художника Ф.И. Соколова
- Неизвестный художник XX века. Портрет архимандрита. Собрание ЦАК МДА (Москва)
- Неизвестный художник. Портрет архиепископа Саратовского и Вольского Пимена. 1990 – 1992. Архиерейский дом города Астрахани
- Белавин Н.А. Портрет архиепископа Пимена. 1991. Офорт. Музей истории Саратовской Митрополии (Саратов)
- – 8.4 Лопатин В.В. Портреты архиепископа Саратовского и Вольского Пимена
Богатырева О.А., научный сотрудник Радищевского музея