Православное богослужение немыслимо без пения. Пение – это не способ произнесения текста молитв, не сопровождение, но сама сущность и форма молитвы.
Каждый, кто хотя бы раз посетил храм, знает, что там звучит пение. Даже если нет полноценного хора или даже если служить будет один только священник, он будет петь службу. И даже чтение молитв стремится к исполнению нараспев.
Божественное происхождение церковного пения обосновывается в Священном Писании. Например, в Ветхом Завете в книге Исаии сказано: …видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 1–3). В Новом Завете в событии Рождества повествуется: И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 13–14).
Святой Игнатий Богоносец в особом видении удостоился зреть небесное богослужение и слышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, такое, при котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение быстро распространилось в ранней Церкви. Пение, таким образом, является богодухновенным и ангелоподобным.
Православное богослужение знает именно пение, а не музыку, которая понимается как игра на музыкальных инструментах. Если изобретение музыки приписывается в Библии потомку Каина – Иувалу, то первую песнь Богу впервые воспел Моисей после перехода через Красное море и спасения от фараоновых войск. Музыка и пение противопоставлены как земное, эмоциональное – духовному, вневременному.
Пение в Русской Православной Церкви не было всегда одинаковым, оно развивалось и менялось по стилю на протяжении многих веков от принятия христианства. До середины XVII в. пение было преимущественно одноголосным, за определенными текстами определенные мелодии сохранялись практически неизменными десятки, а то и сотни лет. Этот стиль пения, так называемый знаменный, был воспринят от византийских греков вместе со всем обрядом и Уставом церковным.
В середине XVII в. на смену одноголосию пришло гармоническое многоголосие под влиянием западноевропейского хорового искусства. Это пение, которое еще современники называли партесным (то есть исполняемым «по партесам», или партиям), стало стремительно развиваться. Постепенно появились профессиональные композиторы, и к концу XVIII в. появились профессиональные творцы церковно-певческого искусства. Вместе с тем композиторский стиль обладал ярко выраженным концертным началом. Имена этих композиторов хорошо известны и современным клирошанам, и прихожанам: Дмитрий Степанович Бортнянский, Максим Созонтович Березовский, Артемий Лукианович Ведель, Степан Аникиевич Дегтярев. Их сочинения не имеют ничего общего с византийскими прототипами, в них сплавились законы европейской музыкальной классики и русского мелодизма, но писались они на высоте духа, и ценность сочинений этих авторов до сих пор остается непреходящей. А фигура Д. Бортнянского увековечена в бронзе памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Свои хоровые концерты композиторы писали на тексты псалмов, стихир праздников. В концертах получили отражение разные состояния молящейся души – вопрошание, покаяние, хвала и благодарение… Вершинами хорового мастерства рубежа XVIII–XIX вв. можно считать концерты «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского, «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского, «Покаяния отверзи ми двери» А. Веделя. Однако кроме высокого концертного стиля эти мастера могли писать и очень аскетичные по духу песнопения. Особым мастерством отличается Херувимская № 7 Д. Бортнянского. Им же сделано певческое оформление ирмосов Великого канона: он переложил древний напев для 4-голосного хорового состава. Строгость и «скованность» выразительных средств как нельзя лучше соответствуют покаянно-сосредоточенным текстам преподобного Андрея Критского.
Знаменный распев не был забыт совсем. Он оставался в гармонизациях – то есть многоголосных обработках – как бы обрамленным иными голосами. Знаменный распев лежит в основе обиходных прокименов на вечерни, в основе песнопений, исполняемых на двунадесятые праздники на Литургии вместо «Достойно есть» (так называемые задостойники). Их автор – прото-
иерей Петр Турчанинов.
XIX в. принес новые имена и новые мелодии в церковном пении. К богослужебным текстам обращались и прославленные русские композиторы – Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Особый расцвет церковное пение обрело в конце XIX – начале XX вв. в творчестве выдающихся композиторов – Александра Архангельского, Александра Кастальского, Александра Никольского, Павла Чеснокова, Константина Шведова. Это была целая плеяда замечательных церковных мастеров, композиторов, регентов, которые «реставрировали» древние напевы, бережно сохраняя первоисточник, как драгоценный камень в оправе. Но и их собственные оригинальные композиции отличаются мастерством, творческим духом, глубоким пониманием сути церковного дела. Особый вклад в церковное пение внес гениальный русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, создавший абсолютные шедевры – циклы Всенощное Бдение и Литургия. И хотя эта самоценная музыка не всем кажется пригодной в качестве прикладной для богослужения, на ней, несомненно, есть и печать божественного дарования, и глубинная привязанность к стилистике русского православного пения.
Не все знают, что и автор музыки гимна России (и Советского Союза) Александр Васильевич Александров получил церковно-певческое образование в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга и имел продолжительную регентскую практику, в том числе в храме Христа Спасителя в 1918–1922 гг.
На этом высоком подъеме развитие церковного искусства было насильственно прервано, и всё же песнотворчество не угасло и в XX в., и ныне. Сколько будет стоять Церковь, столько будут появляться новые слагатели гимнов.
В нынешние дни за богослужением можно услышать песнопения разных времен и разных авторов, оригинальные и на основе древних распевов, «обиходные», практически близкие к чтению нараспев, и пышные концертные. Но уже все они освящены традицией.
Некоторых русских композиторов, славивших Бога, Бог прославил во множестве замечательных сочинений – как, например, Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова, а некоторые могут быть известны всего одним шедевром, как, например, «С нами Бог» священника Василия Зиновьева, исполняемым на Великом повечерии Рождества Христова.
Можно сказать, что церковное пение развивалось вместе со временем и вместе с темпом жизни людей, но уже само время отбирало – чему быть временным, а чему – вечным.
Анжела Григорьевна Хачаянц,
доцент Саратовской государственной
консерватории им. Л.В. Собинова