Поездка на Святую Землю

  В октябре 2018 г. ключарь Свято-Троицкого собора иерей Николай Генсицкий побывал на Святой Земле. Мы попросили батюшку рассказать о своих впечатлениях и уроках, которые он вынес из этого паломничества.

– Отец Николай, что побудило Вас отправиться в эту поездку?

– Одним из главных стимулов поехать на Святую Землю стали рассказы моего отца – протоиерея Валерия Генсицкого, который побывал там дважды. Причем вторая поездка произвела на него еще большее впечатление, чем первая. Так было и у меня с Афоном.

Надо сказать, что сам я не большой сторонник частых паломничеств по святым местам. Мне близки слова преподобного Серафима Саровского, который говорил о своей канавке, что кто пройдет по ней и прочитает «Богородице Дево, радуйся» сто пятьдесят раз, тому здесь и Иерусалим, и Святая Земля, и Святая Гора.

Я с этим полностью согласен, потому что Господь везде, и главное – научиться Его позвать. А все эти места, куда так стремятся попасть паломники,– они сродни чудотворным образам; ведь на чудотворной иконе, так же как на любой другой, изображен тот же святой, но молитва наша у такого образа иная, более горячая. Святость иконы никак не обязывает святого, изображенного на ней, быть более «эффективным» в плане исполнения просьб молящихся. Чаще всего мы меняемся не от близости святыни, а от того настроя, который мы у себя внутри формируем на уровне подсознания.

Еще одна причина, по которой я хотел попасть на Святую Землю – это то, что я преподаю в семинарии, я преподаю, – историю и географию этих мест, и мне было интересно посмотреть, как всё это выглядит хотя бы сейчас, спустя две тысячи лет.

Вместе со мной в группе было несколько прихожан нашего храма, – мы довольно много общались, участвовали в богослужениях, несколько раз причастились.

– Расскажите о первых впечатлениях пребывания на Святой Земле.

– Как ни странно, сразу в аэропорту впечатлило обилие ортодоксальных иудеев вокруг тебя, и я еще раз убедился, что дома – хорошо, лучше, чем в гостях. У меня, кстати, всегда возникает это чувство, когда я бываю за границей, может, это просто недостаток опыта общения с другими культурами… И в первые минуты нашего пребывания в Иерусалиме одну из паломниц отправили на дополнительный контроль и продержали там около четырех часов. Остальная группа долго ждала ее в автобусе, потом было принято решение везти всех в гостиницу без «задержанной», которая вместе с гидом присоединилась к нам позже. Оказалось, что с ней беседовали всего пять минут, а всё остальное время она просто ждала своей очереди. Вот такое искушение приключилось в самом начале нашего паломничества, но никто из паломников не высказал недовольства ситуацией, все отнеслись с пониманием.

А что касается всей поездки в целом, то всё было очень хорошо – именно так, как рассказывал мой отец. Больше всего меня впечатлили Храм Гроба Господня и место Рождества Христова – в очень красивой византийской базилике. Конечно, очень понравилось Галилейское озеро, с легким ветром, который дул с воды, шелестом листвы… Я даже искупался – кстати, примерно там, где апостол Петр шел по водам.

И еще одно место покорило меня – это монастырь Саввы Освященного. Там сразу чувствуется афонский дух, с его особой тишиной и умиротворением. Он расположен в Иудейской пустыне, на скалах, очень живописно. И вот, как у меня было чувство, что я не хочу уезжать с Афона, так и здесь было такое же ощущение. Когда-то этот монастырь населяли несколько тысяч человек, а теперь там живут несколько монахов – человек, кажется, пятнадцать. Я ни с кем там не общался, там не было в тот момент никакой службы, но меня буквально пронзила благодать этого места.

Еще одно открытие для меня – на Святой Земле как-то всё недалеко, рядом: Голгофа, Камень Миропомазания, Гроб Господень, Гефсимания…

Мы, конечно, прошли Крестным путем, но надо понимать, что тот Иерусалим, времен Христа, был разрушен, и «культурный слой» там от пяти до двенадцати метров – тех камней, которые «помнят» Спасителя там давно нет. Но зато атмосфера практически та же, что и две тысячи лет назад: Путь Скорби лежит через шумный базар, сложно сосредоточиться, настроиться на молитву, и для современного христианина этот путь тоже в какой-то степени становится крестным – мы ведь привыкли, что святыни у нас окружены благоговением…

Интересно, что Голгофа – это сравнительно небольшая возвышенность. Для еврейского языка слово «гора» означает любую возвышенность, не так как для нас. Вот Елеонская гора – это, в нашем понимании, действительно гора. А Голгофа – это был небольшой холм, расположенный у дороги сразу за воротами Иерусалима. Сейчас она находится внутри Храма Гроба Господня. В этом храме нам удалось побывать три раза. Каждый раз мы отстаивали очередь примерно на час времени. Спасибо нашим прихожанам, которые передали мне много записок для поминования, – чтение этих записок помогало мне сосредоточиться на молитве, так как вокруг, даже у самой главной христианской святыни, всегда был тот же базар, самые разные разговоры обо всем подряд…

И, кстати, когда люди замечали, что я читаю записки и молюсь, понемногу успокаивались, затихали.

А Гефсиманский сад?

– Вот Гефсиманский сад сохранился, правда это совсем не сад в нашем понимании, а такой небольшой палисадничек.

– Что-нибудь испытали там особенное?

– Да я ехал не для того, чтобы что-то такое испытывать – просто если Господь посылал какое-то особое чувство – оно было, или его не было. Это дар, а не заслуга или товар, на которое ты имеешь право. Сильное впечатление произвел Камень, на котором, по преданию, молился Христос. Вокруг него построен католический храм. Камень очень большой, огорожен невысоким заборчиком в виде тернового венца и забросан алыми лепестками роз. Это очень впечатляет, пронзает…

Есть и негативные впечатления от поездки. Например, очень неприятно было, что христиане не умеют между собой договариваться, и не хотят, кажется… Храм Гроба Господня принадлежит нескольким христианским конфессиям, у каждой там свой собственный уголок. Но до Храма никому дела нет. Начиная с того, что там некому полы мыть, и заканчивая тем, что богослужения совершаются внакладку – то есть, еще не закончилось одно, а другое уже началось. Это нехорошо, на мой взгляд, какое-то антимиссионерство. Снаружи иудеи и мусульмане теснят, и внутри никакого единства, благоговения, уважения друг к другу нет.

Очень приятное впечатление производят все русские участки на Святой Земле, которые в 19 в. купил и невероятно красиво обустроил архимандрит Антонин Капустин. Вот там русское благоговение очень чувствуется и радует.

– Какой дар Вы привезли со Святой Земли?

– Я недавно прочитал у Чехова, что если бы ему, как царю Соломону, пришлось делать надпись на кольце, то вместо «И это пройдет…» он написал бы «И это не пройдет…» В том смысле, что никакое событие в жизни человека не проходит, всё оставляет какой-то след в душе. В паломничестве самое главное – ощутить некие духовные возможности, которые Господь дает пережить. И потом не бегать искать их еще где-то, а уметь находить все святыни во время молитвы, «в своей клети» (см.: Мф. 6, 6) перед иконой.

Беседовала Елена Гаазе, 3 мая 2019 год