Плащаница в богослужении и церковном искусстве

2015-04-11-19Традиция украшать храмы разнообразными пеленами и завесами, облачать священников и диаконов в богослужебные одежды восходит к ранним периодам существования Православной Церкви. Вместе с фреской и иконописью из Византии пришло и искусство художественного шитья, которое высоко ценилось в Древней Руси.

Произведения богослужебного шитья, воспроизводившие с помощью разноцветных привозных шелков, серебряных и позолоченных нитей, жемчуга и драгоценных камней библейские сюжеты или литургические тексты, неслучайно приравнивались к ювелирным изделиям. Их тщательно хранили в церковных и монастырских ризницах, в богатых княжеских и боярских домах, передавая от поколения к поколению.

Лицевое шитье тесно связано с иконописью и фреской. Но следуя им в сюжетах, иконографических схемах, цветовых решениях, оно в то же время имеет свои особенности. Прежде всего, это искусство коллективное. Рисунок для вышивки обычно делался иконописцем – «знаменщиком». Многие произведения шитья имеют литургические надписи, в большинстве случаев их писал другой знаменщик – «словописец». В работе над большими произведениями обычно участвовало несколько мастериц, и каждая делала то, в чем была искуснее других.

Назначение шитых богослужебных тканей было самое разнообразное. Большие возду́хи и пелены украшали алтарные преграды и стены храмов, шитые иконы брали в дальние поездки. Вышитые изображения покрывали завесы царских врат, покровы алтарных престолов и жертвенников. Но, пожалуй, самым значительным произведением религиозного художественного шитья является плащаница. В Троицком соборе хранятся как старые памятники этого вида богослужебных тканей, так и произведения современных мастерских.

Плащаница – это плат больших размеров, символизирующий погребальную пелену, в которую было завернуто после Распятия Тело Господа нашего Иисуса Христа. На Руси, с принятием в 14 в. Иерусалимского богослужебного устава, был введен обычай торжественного выноса плащаницы из алтаря на середину храма. На утрене Великой Субботы плащаницу полагали на престоле, покрывая ею Евангелие. После чего плащаницу возлагали на престол, где она оставалась сначала на протяжении Светлой седмицы, затем до отдания Пасхи.

Изначально в поздневизантийском богослужении Великой Субботы использовался, по-видимому, сравнительно небольшой литургический покров – «возду́х», не имевший в ходе предпасхальной службы самостоятельной функции. С течением времени, однако, этот покров превратился в самостоятельный богослужебный предмет, роль которого в богослужении Страстной седмицы значительно увеличилась. Появились особые возду́хи, предназначенные для богослужения Великой Субботы, хотя довольно долго их вынос совершался во время того же входа на утрене. Сам термин «плащаница» в этом контексте начинает употребляться в русских богослужебных книгах с конца 16 в.

С течением времени священнодействия с плащаницей всё более усложнялись, и в 19 в. общепринятой стала практика, совпадающая с обыкновением православного Востока. Плащаница выносится из алтаря в конце вечерни Великой Пятницы, во время пения тропаря «Благообразный Иосиф…». Ее возлагают на «Гроб Господень» – кенотаф, стоящий посреди церкви. Это знаменовало прикрытие большим камнем «Гроба Господня», которое совершил при погребении Христа Иосиф из Аримафеи. Молящиеся совершают перед плащаницей поклонение и целование изображенного на ней умершего Спасителя. На «целование плащаницы» принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…».

На утрене Великой Субботы перед плащаницей совершается пение надгробных «похвал». Во время пения Великого славословия священнослужители совершают каждение плащаницы, затем с пением Трисвятого начинается крестный ход. Плащаницу поднимают и обносят вокруг храма, под нею идет предстоятель, держащий в руках Евангелие. После крестного хода плащаницу возвращают на ее место посреди храма, где она пребывает до позднего вечера Великой Субботы. Перед пасхальной заутреней, во время пения ирмоса «Не рыдай Мене, Мати…» плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол, где она остается до отдания Пасхи. Сейчас в храмах отдельные плащаницы обычно возлагаются перед началом пасхального богослужения не только на главный престол, но и на престолы в алтарях приделов.

Характер оформления всех видов богослужебных тканей был тесно связан с их символической ролью во время службы. Так и для плащаниц сложился целый ряд иконографических, смысловых и композиционно-декоративных признаков. Иконография композиций, украшающих плащаницы, сложилась на основе евангельских текстов и повествует о погребении Иисуса Христа после Распятия, когда Тело Его сняли с Креста, обвили пеленами и положили во гроб.

На основе этого сюжета в лицевом шитье сложился целый ряд иконографий, причем выделяются два основных типа – «литургический» и «исторический». Первый, сложившийся на основе литургических текстов, широко использовался в раннем шитье. Иконография этого типа – «Христос во гробе», предполагает небольшое количество изображенных лиц: Тело Спасителя окружали лишь Ангелы, веющие рипидами. Такая «немногословность» иконографии подчеркивала значимость отраженного момента. Интересно, что в Троицком соборе «литургический» тип иконографии представлен новыми плащаницами, выполненными уже в 21 в. современной золотошвейной мастерской при подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

Первая небольшая плащаница «Христос во гробе» возлагается во время пасхального богослужения в соборе на престол в алтаре. Несмотря на раннюю иконографию, она выполнена в традициях 19 в. Основой плащаницы стал малиновый бархат. Композиция делится на средник, в котором изображен лежащий во гробе на погребальной белой пелене Иисус Христос. Над Ним с обеих сторон склонились Ангелы с рипидами. На полях шит обязательный текст тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосифъ съ древа снемъ пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвивъ и вонями во гробе нове покрывъ, положи». В углах изображения шестикрылых Серафимов вплетены в пышный орнамент из цветов, бантов, а также канонического винограда и колосьев, символизирующих Евхаристию. Такие вычурные объемные золотистые орнаменты были характерны для богослужебных тканей 19 в., когда декоративная сторона произведения играла чуть ли не большую роль, нежели сюжетная. В это же время техника шитья становится не столь искусной и лики изображенных пишут масляной краской. Такое же совмещение вышивки и живописи можно видеть и на соборной плащанице, хотя ее цветовое решение традиционно имитирует драгоценный оклад: доли́чное шито гладью серебристой и золотистой нитью.

Более интересна другая «литургическая» плащаница из Троицкого собора. Высокий уровень ее исполнения проявляется в изящном рисунке, тонком колористическом решении и мастерстве вышивки. Композиция произведения восходит к одному из известнейших памятников древнерусского лицевого шитья – «Голубой» плащанице начала 15 в. из Троице-Сергиевой Лавры. Даже некоторое ее упрощение – уменьшение числа предстоящих, не снижает общего впечатления. В основу композиции произведения лег один из древнейших изводов «оплакивания Христа», идущих, по-видимому, непосредственно из Византии. В византийских памятниках более раннего времени можно встретить и фон, сплошь покрытый звездами и крестами в кружках.

str10-1Стройная, узкоплечая, удлиненных пропорций фигура Христа занимает всю длину средника и оттеняется золотом гробовой плиты. Над нею возвышается киворий с тремя лампадами. На пламенеющем красном фоне средника мерцают кресты и звезды. С двух сторон над Спасителем в стремительном движении склонились четыре тонкокрылых Ангела с рипидами. На бордовых полях золотистой нитью шиты фигурки шестикрылых Серафимов и текст тропаря. В шитье цветной шелковой нитью лично́го использована традиционная техника «в раскол», а доли́чное шито металлической нитью серебряного и золотистого оттенков «в прикреп», приемами «городок», «ягодка», «денежка» и другими, известными еще в 16–17 вв.

Более ранняя соборная «литургическая» плащаница «Христос во гробе» была выполнена, скорее всего, в конце 19 в., в провинциальной мастерской. Авторы памятника исключили из композиции все дополняющие детали. На основе малинового бархата в среднике представлена живописно выполненная фигура Христа с отрешенным Ликом и скрещенными на груди руками. Ее фронтальное расположение, монументальность, единственность – всё подчеркивает глубину страданий Спасителя и трагизм Его смерти. Погребальные пелены выполнены рельефной аппликацией из фрагментов парчовых тканей. Собственно вышивка присутствует здесь только в оформлении надписи и в орнаментальных мотивах. Затейливый цветочный орнамент, шитый гладью золотистой нитью, оттеняет строго решенную композицию средника.

В лицевом шитье многофигурные «исторические» композиции «Положения во гроб» появились в 16 в. Продолжая совершенствоваться на протяжении следующего столетия, в 18 в. они являли собой уже наиболее подробный вариант с увеличенным числом предстоящих, Господом Саваофом в небе, орудиями Страстей и т.д. Круг оплакивающих исторических лиц варьировался в зависимости от замысла автора. «Историческая» версия темы «Положение во гроб» равно использует два сюжета – «Оплакивание Христа» и «Несение Христа ко гробу», именуемых одинаково, вне зависимости от композиционных различий. В Троицком соборе находится плащаница 18–19 в., которая отражает момент оплакивания Спасителя. Живописная фигура Христа, окутанная погребальными пеленами, уже положена «во гроб» Иосифом Аримафейским и Никодимом, за спинами которых изображены присутствующие при погребении Ангелы. Над Христом склонились скорбящие Пресвятая Богородица, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и Мария Иосифова. Фигура Спасителя и лики предстоящих написаны масляной краской в манере, напоминающей живопись провинциальных мастерских 18 в. Доли́чное шито серебряного и золотого цвета металлической нитью «в прикреп» упрощенными приемами позднего шитья. Основа памятника не сохранилась, и центральная композиция была переложена на бордовый бархат. Возможно, позднее средника были выполнены литургический текст, цветочные орнаменты по полям и фигурки евангелистов в углах.

Плащаница и другие церковные ткани являются неотъемлемой частью как храмового богослужения, так и русской культуры. За столетия своего развития лицевое шитье обрело свои уникальные художественные приемы и средства выражения, а также сохранило основы удивительного древнего искусства, возрождаемого в наше время.

Ирина Ильина