В коллекции Радищевского музея хранится икона, выполненная в редкой сейчас технике резьбы по перламутровой раковине морской жемчужницы. Не многие музеи и частные собрания обладают подобными произведениями, ставшими со временем настоящими сокровищами.
Как правило, это паломнические реликвии, или евлогии, привезенные верующими со Святой Земли. Евлогии (от греческого –благословение) обозначали дарование духовной милости человеку, служили напоминанием о путешествии к святым местам.
По преданию, первые паломники уносили с собой на память срезанные пальмовые ветви, частицы Гроба Господня, гальку из реки Иордан. В XVIII–XIX вв. мастера Палестины специально стали изготавливать из различных материалов: стекла, камня, дерева, перламутра, металлов, духовные сувениры для богомольцев со всего мира.
Одним из традиционных промыслов Палестины стала резьба по перламутру. Из поколения в поколение местные мастера передавали свои знания и умения, организовывали школы резного искусства, совершенствовали известные с древности способы обработки морских раковин, добытых в Персидском заливе, Красном море, у берегов Тихого океана.
Ослепительно белый с тончайшими переливами цвета, хрупкий, но прочный перламутр снискал себе любовь и славу по всему миру. После крестовых походов искусство резьбы по перламутровым раковинам широко распространилось во многих странах. В крупных музейных собраниях Европы сохранились превосходные образцы работы средневековых европейских мастеров.
В России сувениры, выполненные на перламутре, стали появляться, в качестве памятных реликвий, в XIX – начале XX вв. в связи с широко развернувшейся миссионерской деятельностью и многочисленными паломническими поездками в Палестину.
Традиционными сюжетами евлогий были евангельские сцены, так как Палестина – это хранительница истории земной жизни Иисуса Христа. Иконы, посвященные наиболее почитаемым святым или монастырям, здесь создавались очень редко.
Несомненно, икона из собрания Радищевского музея принадлежит к числу евлогий, привезенных из Палестины. Она посвящена образу монастыря Святой Екатерины на Синае (Египет), одной из самых почитаемых христианских святынь Ближнего Востока.
Здесь, на Синае, на самой высокой горе покоились нетленные мощи Святой Екатерины Александрийской (287–305), перенесенные сюда Ангелами после ее мученической смерти. За любовь к Богу святую издавна почитали как пример благочестия и помощницу в добрых делах. В память о великомученице основанный у подножия горы монастырь стал носить ее имя.
Сюжет иконы повествует о том, как, по преданию, на горе Синай явился голос Божий пророку Моисею из объятого пламенем и несгораемого тернового куста – Купины, повелевший стать ему предводителем иудейского народа. Со временем ветхозаветный образ Неопалимой Купины стал символом Пречистой Девы Марии.
Сложная композиция образа выражает желание автора наполнить его многочисленными смысловыми акцентами. В его центре изображен монастырь у подножия высокой Синайской горы, который задает основную вертикаль композиции. Единство архитектурного сооружения и горного массива создает впечатление монументальности и вневременности, а твердое каменное основание отождествляется с нерушимостью веры. Одновременно резчик стремится к некоторой реалистичности – он передает каменную кладку мощных стен и башен, высокий купол храма, увенчанного крестом.
На вершине горы изображен прославленный святой, игумен монастыря на Синая в VI в. – Иоанн Лествичник (579 – 649), протягивающий Небесам написанную им духовную книгу «Лествица». Сложный разворот фигуры и головы преподобного старца создает впечатление стремительного движения.
По обеим сторонам от монастыря расположены образы пророка Моисея и Святой Екатерины, которые придают композиции стройность и симметричность. Резное обрамление иконы наполовину скрывает фигуру сидящего пророка. Его посох – олицетворение данной ему Богом власти вождя иудейского народа. Над пророком Моисеем ярко светящееся солнце в клубящихся облаках – устойчивый символ Христа. Рядом пламенеет Неопалимая Купина – Пресвятая Богородица с Младенцем в огненной мандорле. Она окружена цветами, символизирующими жизнь и радость, сноп солнечного света указывает на это чудо.
Над фигурой Святой Екатерины – высокая гора с ее святыми мощами. По сложившейся издревле традиции, Святая Екатерина изображена в царском облачении с венцом на голове. Пальмовая ветвь в ее правой руке символизирует победу христианской веры, а раскрытая ладонь опущенной левой руки – принятие судьбы. Отличительными особенностями изображения Святой Екатерины на иконе из Радищевского музея являются распущенные по плечам волосы, отсутствие в руках меча или креста – символов мученичества, и целого, еще несломленного колеса с шипами – орудия страданий святой, которое по преданию разрушил явившийся по молитве Ангел. Ее незримое покровительство монастырю у мастера-резчика воплощается в зримый, осязаемый образ, составляющий одну из главных смысловых нагрузок произведения.
Несмотря на оригинальность композиционного замысла этого произведения, мастер, скорее всего, обращался к ранним иконописным памятникам. Иконные образы Святой Екатерины и синайской обители были особенно популярными в XVII – XVIII вв., тем не менее, большой спрос на паломнические реликвии в XIX в. позволяет резчику усовершенствовать известные иконографии и создать этот неповторимый образ. Композиционные новации памятника позволяют предположить позднее его происхождение и датировать его XIX в.
Для атрибуции произведения немаловажны его технические характеристики и художественные приемы, использованные мастером. Структура иконы проста и лаконична: природная округлая форма раковины задает неторопливый круговой ритм всему изображению, которое воспроизводится на ее выпуклой стороне. Весь образ располагается в верхней части раковины в округлом клейме, обрамленном выпуклой резной полосой. По краю икона украшена обводкой в виде широкой линии с несколькими рядами параллельных каплеобразных узких прорезных полос, между которыми, помещен широкий гравированный сетчатый орнамент в форме перевернутого месяца.
Умелое сочетание резьбы разной глубины и гравировки создает цельные, живые и объемные образы на тщательно шлифованном гладком перламутровом фоне. Тонкая техническая проработка иконы, владение свето-теневой моделировкой материала, внимание к деталям в совокупности с художественным переложением библейского предания свидетельствуют о мастеровитости и таланте резчика.
Технические приемы, используемые для создания иконного изображения и орнамента обрамления, имеют аналоги среди работ иерусалимских мастеров позднего периода и подтверждают его создание в XIX в.
С давних времен белизна и свечение перламутра олицетворяли драгоценную чистоту и святость почитаемых иконных образов. Удивительные его качества давали возможность создавать осязаемое воплощение лучезарной и нерушимой веры святых мучеников. Образ Синайского монастыря, прославляющий христианский подвиг Святой Екатерины, тому подтверждение.
Ольга Богатырева, научный сотрудник
СГХМ имени А.Н.Радищева, 3 мая 2019 год