«Паки и паки, преклоньше колена…» (о молитвах, читаемых лишь один раз в году)

Пятидесятница (именуемая также Днем Святой Троицы) – один из самых древних праздников Православной Церкви. Сообщения о ее праздновании мы находим уже у церковных писателей конца II века. Одной, из самых заметных и запоминающихся особенностей этого дня является чтение коленопреклоненных молитв на вечерне в День Святой Троицы.

Три коленопреклоненные молитвы читаются на вечерне в день Пятидесятницы, которая традиционно совершается сразу после отпуста Божественной литургии праздника. Автором этих молитв считается святитель Василий Великий (330–379 гг.). Они читаются после вечернего входа и разделяются между собой ектиниями и песнопением вечерни «Сподоби, Господи, в вечер сей…» Непосредственно перед началом каждой молитвы диакон возглашает: «Паки и паки, преклоньше колена Господу помолимся». Во время этих молитв произносящий их священник или архиерей стоит на коленях в открытых царских вратах лицом к молящимся. Вместе с ним опускается на колени и весь присутствующий народ.

1-я молитва обращена к Богу Отцу. Содержание ее, по большей части, покаянное. Мы просим Господа «возвратить пленение душ наших», в которое мы впали, исполняя волю наших страстей и отступая от заповедей Божиих, и простить нам наши согрешения: «Приими нас припадающих Тебе, и вопиющих: согрешихом <…> грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас <…> Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших». Ощущая свою немощь в борьбе с грехом, мы надеемся на милость и помощь Божию: «Не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися. <…> Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диавола: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

Во 2-й молитве, обращенной ко 2-й Ипостаси Святой Троицы — Господу Иисусу Христу, мы просим Его ниспослать нам благодать Святого Духа: «Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, Дух разума безумию моему даруяй, Духом страха Твоего моя осени дела, и Дух Правый обнови во утробе моей, и Духом Владычним мыслей моих поползновение утверди: да на всяк день Духом Твоим Благим к полезному наставляемь, сподоблюся творити заповеди Твоя». Кроме того, здесь мы снова просим Бога помогать нам на путях нашей жизни исполнять Его заповеди и быть Его достойными учениками: «Освяти нас силою спасительныя десницы Твоея: покрый нас кровом крилу Твоею, да не презриши дел руку Твоею. Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим. Не вемы кланятися богу чуждему, ниже простирати руки наша, Владыко, к богу иному. Остави нам согрешения, и приим наша коленопоклонная моления, простри всем нам руку помощи». Это очень важная мысль: хотя мы в нашей жизни постоянно согрешаем и этим удаляем себя от Бога, но при этом мы не перестаем быть Его учениками. Если мы каемся, Он снова принимает нас, а опыт наших падений становится для нас важным уроком в дальнейшем, приводит человека к смирению и осознанию своей немощи без Бога.

3-я молитва, также обращенная к Господу Иисусу Христу, является самой пространной. Она содержит прошения о усопших. Мы просим Господа, «рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетеля, лета измеряющего живым, и времена уставляющего смерти», упокоить наших сродников и всех, прежде усопших, «на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения». Кроме того, необходимо отметить, что хотя во всех трех молитвах прославляется действие Домостроительства Божия относительно спасения человеческого рода, в третьей молитве эта тема особенно заметна. Кстати, это вообще свойственно святителю Василию Великому. Так, в составленном им чине Литургии евхаристические молитвы значительно более пространные, чем в чине Литургии святителя Иоанна Златоуста. И, главным образом, причина здесь в том, что те события Промысла Божия о спасении человека, которые Златоуст описывает в нескольких строчках, святитель Василий зачастую «расписывает» красочным языком на целую страницу.

В связи с вышесказанным может возникнуть вопрос: если в этих молитвах столь значительное место уделено прославлению всего Божия Домостроительства и говорится не только о Сошествии Святого Духа, но и о Воплощении Спасителя, Его страданиях, смерти, сошествии во ад и Воскресении, то почему они читаются именно на праздник Пятидесятницы, а не, скажем, на Рождество Христово или Пасху? Ответ здесь достаточно прост. Во-первых, по самому тексту молитв видно, что святитель Василий изначально составил их для чтения в день Пятидесятницы. Во-вторых, Сошествие Святого Духа на апостолов явилось заключительным событием спасения человечества. Поэтому в этот день мы и вспоминаем всё, что совершил Господь для нашего спасения. По той же причине и на отпусте этой вечерни также перечисляется всё: начиная от Воплощения и заканчивая ниспосланием Святого Духа. Это самый пространный отпуст в году.

Осталось сказать о том, почему эти молитвы читаются на коленях. Наверное, здесь сложно найти единственный исчерпывающий ответ. По этому поводу можно высказать следующие соображения. Во-первых, в день Пятидесятницы мы вновь возвращаемся к земным поклонам в храме, которые не совершались с праздника Святой Пасхи. И это возвращение в привычный ритм жизни как бы особенно выделяется (так же, как выделяется «возвращение» в богослужение стихиры «Царю небесный», которая поется за праздничным богослужением несколько раз и, как правило, поется не только хором, но и духовенством, и мирянами). Во-вторых, содержание этих молитв настолько важно для каждого человека, что Церковь хочет обратить на них особенное внимание. А коленопреклонения, как известно, способствуют, способствуют нашей собранности на молитве и сокрушению нашего духа.

Иеродиакон Серапион (Залесный), 20 июня 2021 год