Освящение хлебов на Всенощном бдении

В канун двунадесятых и великих праздников, а также дней памяти великих святых во время вечернего праздничного богослужения (всенощного бдения) в нашем Свято-Троицком соборе служится лития и совершается благословение хлебов.

Во время Вечерни на середине храма перед пением стихир на стиховне, поставляется столик с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика. По окончании тропарей он возглашает: «Господу помолимся». И затем священник, благословляя  хлебы,  читает молитву, в которой просит Господа послать и приумножить нам эти земные дары, а тех, кто их примет, – освятить духовно: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Согласно Уставу чин благословения хлебов должен совершаться каждый раз при совершении всенощного бдения, т.е. в канун каждого воскресенья, а не только перед большими праздниками.

Традиция благословения хлебов в канун больших праздников на Руси сформировалась достаточно давно, еще до XVII века. И совершителем этого чина всегда являлся старший из священников, даже если на богослужении присутствовал епископ. Такая практика являлась отражением древней традиции, в которой сформировался этот чин.

Сейчас освящение хлебов на литии в канун праздника – это атрибут особого праздничного богослужения, и связан он с воспоминанием чуда умножения Спасителем пяти хлебов – прообразом евангельского события, когда Христос чудесным образом насытил пятью хлебами пять тысяч человек (Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15).

Многие моменты  нашего современного богослужения изначально имели практические значения, которые впоследствии были утрачены. Так и с чином благословения хлебов.

Русская традиция освящать коливо как раз и указывает на то, что чин благословения хлебов и всех остальных продуктов был установлен ради пропитания молящихся в храме христиан, т.е. ради того, чтобы они немного поели и укрепили свои силы в те времена, когда всенощное бдение действительно было всенощным и длилось всю ночь.

Хлеб, пшеница, вино и елей не зря выбраны Церковью: с ветхозаветных времен именно они составляли основной рацион древних израильтян (Втор. 11, 14,1 Пар. 12,41). После пришествия Христа, согласно 3 и 4 Апостольским правилам, только эти продукты можно приносить к алтарю. Чин благословения хлебов являет собой совместную трапезу христиан, главная практическая цель которой заключается в утолении голода членов общины.

Современное благословение хлебов восходит к древней традиции палестинских монастырей V–XI веков. Накануне больших праздников монахи, многие из которых жили уединенно за пределами монастыря, приходили в обитель на богослужения. Вместе с ними приходили и паломники. Есть мнение, что чин благословения хлебов был установлен преподобным Саввой Освященным (VI в.), который в своем монастыре стремился к совершению полного всенощного бдения и ради этого не жалел средств на пропитание братии.

Также удаленность обителей не позволяла паломникам и затворникам вернуться к себе домой на ночь и прийти утром на литургию снова. Кроме того, всенощное бдение тогда часто совершалось в прямом смысле слова всю ночь. Письменный памятник VII века «Повествование о путешествии отцов Иоанна и Софрония» рассказывает о существовании монастырской трапезы между Вечерней и Утреней.

Также и житие преподобного Феодосия Великого повествует, как в основанную им лавру на праздничные богослужения собирались жители окружающих селений, монахи-келлиоты (т.е. жившие в пустынях и пещерах по 2-3 человека) и паломники. Все они не могли вернуться после службы домой из-за удаленности Лавры и тяжести маршрута и поэтому оставались ночевать в монастыре. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать Утреню. Ради них после Вечерни совершалось благословение хлебов и некоторых других продуктов, которыми молитвенники подкрепляли свои силы.

Так и появилась традиция благословлять и раздавать всем по куску хлеба и по чашке воды или вина, то есть те продукты, которые не нужно было готовить, чтобы подкрепить силы молящихся. Благословляли и раздавали их между двумя основными богослужениями всенощного бдения – вечерней и утреней. Именно в этот момент сейчас совершается лития с благословением хлебов.

Когда практический смысл был утрачен, благословение хлебов наполнили символическим исхождением в притвор с небольшим блюдом и небольшим количеством продуктов на нем.

Относиться к чину благословения хлебов можно просто – радоваться и помнить, какие мы слабые христиане, что ради наших немощей сокращено всенощное бдение и теперь мы вкушаем благословленный хлеб лишь символически, потому что дома еще ждет сытный ужин.

Подготовила Ольга Урядова, 4 июня 2023 года