Обретенная реликвия

pia_7323-1В нашем храме более ста лет хранится аналойная икона святого великомученика и целителя Пантелеимона афонского письма. Недавно расшифрованная на ее обороте надпись – повод вспомнить подвижников веры, молившихся в стенах нашего собора и почтить их память.

pia_7370-1Полустертая надпись на обороте иконы состоит из двух частей: «Благословение Святой Афонской горы от недост. иеромон. Феофана», под которой едва заметен год – 1904-й, и продолжения: «и иеромонаха Виктора дорогому преподавателю нашему о. протоиерею Геннадию Ивановичу Махровскому. 1905 г. 3 марта». Вторая часть надписи видна лучше и сделана другим почерком, явно позднее первой. Возможно, икона была привезена с Афона иеро-монахом Виктором ранее, а в 1905-м г. принесена в дар настоятелю собора о. Геннадию (Махровскому). Что же касается имени дарителя иконы, иеромонаха Виктора, то с большой долей вероятности можно предположить, что это Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, бывший в свое время учеником о. Геннадия в Саратовской семинарии, а ныне прославленный в лике святых.
О. Геннадий (Махровский) 37 лет прослужил в Троицком соборе: с 1882 по 1919 гг. Закончив Казанскую духовную академию в 1881 г., Геннадий Махровский был назначен преподавателем церковной истории в Саратовскую духовную семинарию (в которой прослужил вплоть до 1914 г.), а в 1882 г. он был рукоположен во иерея и определен служить в Троицкий, «старый», собор. Геннадий Иванович занимал множество должностей, связанных с духовным образованием в епархии, был членом нескольких епархиальных советов, комиссий и комитетов. Настоятелем (старшим священником) нашего храма он был утвержден в 1894 г. В 1903 г. по благословению священномученика Гермогена (Долганёва), епископа Саратовского и Царицынского, Махровский стал товарищем председателя Строительного комитета, который занялся реконструкцией старейшего собора и издал уникальное исследование члена Саратовской ученой архивной комиссии В. П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор». В 1906 г. Определением Священного Синода протоиерей Геннадий Махровский был утвержден в звании заместителя к членам Государственного Совета на трехлетний срок, который в 1909 г. был продлен в том же звании еще на три года. В 1917 г. о. Геннадий стал канди-датом в Учредительное собрание. За годы службы протоиерей Махровский был награжден многими церковными наградами и орденами. В семье отца Геннадия и его супруги Лидии Ивановны было восемь детей, проживали они на углу Обуховского переулка и Покровской (ныне – Лермонтова) улицы, в доме № 4, который принадлежал тогда Старому собору. На долю настоятеля нашего собора протоиерея Геннадия Махровского выпали суровые испытания, связанные с Октябрьским переворотом 1917 г. 9 августа 1919 г. председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован «как кандидат в Учредительное собрание». В протоколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившим обыск, ска-зано: «Священник Махровский показал: “Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался…”» На регистрационной карточке протоиерея Геннадия сохранилась лаконичная резолюция: «В концентрац[ионный] лагерь». 25 сентября 1919 г. представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве гор-ком РКП(б). Целью террористов был В.И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно. При взрыве погибли 12 человек. В ответ на это покушение саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор». Сохранилась выписка из протокола заседания Губ. ЧК от 29 сентября 1919 г.: «На полном собрании Комиссии еще раз утверждается постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича». Почему Геннадий Иванович был «окрещен» саратовской «чрезвычайкой» полицейским – остается только гадать! Очевидно одно: «органы» торопились выполнить распоряжение о «красном терроре» и не углублялись в рассмотрение судеб человеческих. К расстрелу тогда были приговорены 28 человек, все они были казнены на следующий день, 17(30) сентября 1919 г., на окраине саратовского Воскресенского кладбища. 62-летнего заслуженного протоиерея, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли как «полицейского» без единой возможности оправдаться.
3 июля 1997 г. Прокуратура Саратовской области в своем заключении определила, что Геннадий Иванович Махровский был «репрессирован по социальному признаку», о. Геннадий был реабилитирован.mahrovky_r-copy
Добрую память о своем преподавателе сохранили многие поколения воспитанников Саратовской духовной семинарии и епархиальных училищ. Об этом говорит и дарственная надпись на иконе – иеромонах Виктор пишет: «…дорогому преподавателю нашему», а ведь тогда прошло уже несколько лет со времени окончания им семинарии.
Священноисповедник Виктор (Островидов Константин Александрович) окончил Саратовскую семинарию в 1899 г., то есть был учеником о. Геннадия Махровского. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор, затем был рукоположен во иеромонаха. Незаурядные дарования иеромонаха Виктора в период служения его в Саратовской епархии проявились на поприще миссионерской деятель-ности. Большой резонанс вызвали в Саратове и прочитанные им в 1904 г. три публичные лекции на тему «недовольных» людей в произведениях Горького и изданные впоследствии в СПб отдельной книгой. Лекции, проходившие в зале музыкального училища города Саратова, привлекали массу слушателей. По воспоминаниям, «все проходы между рядами, хоры и фойе были заняты. На лекции присутствовали еп. Гермоген, саратовский губернатор Столыпин с женой и дочерью, католический епископ Рооп, ректор Саратовской Духовной семинарии, директора гимназий, духовенство и миряне».
viktor-ostrovidov1В 1905 г. иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской Духовной Миссии, а в 1908 г. был переведен в Санкт-Петербург, где, будучи уже в сане архимандрита, в сложное время гражданской войны являлся наместником Александро-Невской Лавры. В декабре 1919 г. архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии, но вскоре арестован. Так трагично начался на Уржумской земле многострадальный путь святительского служения Владыки Виктора, из четырнадцати лет которого он провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием. Во время обновленчества Владыка твердо стоял за Православие, но в 1927 г. оказался во главе оппозиции против митрополита Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов. В 1928–1930 гг. епископ Виктор находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (печально известный СЛОН). По воспоминаниям Д. Лихачёва, находившегося на Соловках вместе с Владыкой, «духовенство на Соловках делилось на “сергианское” и “иосифлянское”… Вся верующая молодежь была с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог по-мочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили… Вышел приказ всех заключенных постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью…» Профессор Иван Михайлович Андреев, бывший в то же время в Соловецком концлагере, вспоминал: «Владыка Виктор был всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой, радостной, тон-кой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. “Каждого человека надо чем-нибудь утешить”, – говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и ка-кой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много посылок с материка. Все эти посылки через не-сколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего…»
Скончался епископ Виктор в 1934 г., в Коми-Зырянской АО, в глухом селе Нередица, где отбывал очередную ссылку, предположительно, от менингита. Епископ Виктор причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для обще-церковного почитания.
Любые сведения на оборотах икон всегда очень ценны, искусствоведы и историки уделяют им большое внимание. В нашем случае благодаря этой дарственной надписи мы обретаем еще одну реликвию, связанную с именами конкретных людей – священноисповедника Виктора (Островидова) и мученически пострадавшего за веру о. Геннадия Махровского.

Ирина Воронихина

Автор выражает благодарность члену комиссии Саратовской епархии по канонизации подвижников благочестия В. Теплову за предоставленные сведения.