Образ «Воскресения Христова» на резной перламутровой раковине (из собрания Радищевского музея)

Воскресение Иисуса Христа – величайшее из событий евангельской истории, а посвященный этому событию праздник – Воскресение Христово (Пасха)  – является самым главным событием церковного года, превосходящим по значимости все прочие праздники. Основной лейтмотив его  – прославление Воскресшего Христа, Победителя смерти и ада, совоскресившего вместе с Собой весь человеческий род. С каким благоговением и радостью ежегодно ожидают наступления Праздника верующие всего мира и, поздравляя друг друга, возвещают: «Христос Воскресе!»

Особая торжественная атмосфера в этот день господствует в Иерусалиме (Палестина) у главной почитаемой святыни – храма Гроба Господня, где, по преданию, покоилось тело Иисуса Христа. Верующие со всех уголков земли собираются здесь в ожидании нисхождения Благодатного огня, символизирующего чудо Воскресения.

Для современных паломников, даже из самых отдаленных частей света, не составляет труда с комфортом проделать путь на самолете и ощутить себя сопричастными памятным событиям Священной истории, воочию увидеть и прикоснуться к святыням Палестины. Для их предков это был настоящий жизненный подвиг.

Традиция русского паломничества на Святую Землю имеет древние корни. Это одно из важных и знаменательных явлений русской истории. Более тысячи лет назад с момента принятия христианства Русью была установлена нерушимая связь русского народа с Палестиной. Сохранились свидетельства о паломничестве в 1062 г. игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Варлаама, а в 1106-1108 гг. в составе русского посольства «игумена русского» Даниила, который письменно зафиксировал свое путешествие и объяснил его стремлением рассказать о Святой Земле и ее святынях.

Своего апогея русское паломническое движение достигло в XIX–начале XX вв. в связи с активной миссионерской деятельностью. Преодолевая трудности и лишения, ежегодно тысячи верующих отправлялись в дальний путь, а по возвращении на родину приносили с собой различные предметы, хранящие воспоминания о путешествии, – ветки пальмы и ракиты, камыши и гальку реки Иордан, частицы Гроба Господня. В XVIII–XIX вв. мастера Палестины специально стали изготавливать из различных материалов (стекла, камня, дерева, перламутра, металлов) евлогии (греч. благословенные) – духовные сувениры для богомольцев со всего мира.

Одним из традиционных промыслов Палестины была резьба по перламутровым раковинам. Различные изделия из этого природного материала (иконы, образки, кресты, четки) отличались особенной редкой красотой. Ослепительно белый с тончайшими переливами цвета, хрупкий, но прочный перламутр снискал себе любовь и славу по всему миру.

В собрании Радищевского музея хранится небольшая коллекция паломнических реликвий, выполненных в технике миниатюрной резьбы по перламутру. В их числе удивительная икона малой формы неизвестного мастера XIX в. «Воскресение Христово». Выбор сюжета мастером неслучаен, поскольку традиционными темами резных на перламутре евлогий были евангельские сцены. Ведь Палестина –  хранительница истории земной жизни Иисуса Христа.

Момент Воскресения был скрыт от человеческих глаз как непостижимое разумом чудо. Поэтому в течение многих столетий художники искали различные способы его воплощения в художественных образах произведений изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства. Ключ к пониманию и правильному истолкованию они находили в тексте Евангелия.

Самые ранние изображения Воскресения Христова появились в первые века христианства. Произошедшее чудо передавалось с помощью образов жен-мироносиц и Ангела Господня. Евангелие рассказывает, как на третий день после Распятия Иисуса Христа и Его погребения жены-мироносицы пришли с благовониями к Гробу Господню. Изумленные, они увидели пустые погребальные пелены и Ангела в сияющих одеждах, сидящего на отваленном от гроба камне, провозгласившего им весть о Воскресении Христовом.

В Средние века в западноевропейской художественной традиции появился образ исходящего из Гроба Иисуса Христа. Однако в православии распространенным стало изображение парящего Спасителя над Гробом со знаменем и (или) крестом в руках, символизирующими торжество жизни над смертью. Подобное истолкование сюжета получило широкое распространение в  паломнических евлогиях, изготовленных в Иерусалиме, одном из главных художественных центров резьбы по перламутру. Именно эта иконография, творчески переработанная мастером-резчиком, была положена в основу иконы на раковине «Воскресение Христово» из собрания Радищевского музея. Дополненное образами жен-мироносиц и спящих римских стражников, по преданию, охранявших вход в пещеру, мастеру удалось создать свое оригинальное произведение.

Особенность иконы – сложная, строго выверенная многофигурная композиция, условно разделенная горизонтальными линиями Гроба Господня на две части. Центральное положение в верхней части занимает фигура торжественно воспарившего Иисуса Христа с реющим знаменем на длинном крестчатом древке. Стремительность движений Спасителя подчеркивается развевающимися складками гиматия. Слева от него теснятся с кубками благовоний в руках жены-мироносицы, чьи фигуры и жесты выражают удивление и робость. Справа – Ангел, сидящий на отваленном камне пещеры и провозглашающий весть о чуде Воскресения. В нижней части представлены фигуры обездвиженных Ангелом лежащих воинов в доспехах со щитами и копьями.

Обращает внимание лаконизм созданных зримых образов, способствующих цельному восприятию всего изображения. Благодаря тщательно продуманному композиционному построению и правильно расставленным смысловым акцентам, мастер смог не только последовательно и убедительно изложить ход событий важнейшего эпизода евангельской истории, но и выразить ощущение величия и торжества.

Великолепие технического исполнения также является отличительной чертой иконы. Тонкая рельефная резьба выявляет свободную пластику и объем человеческих фигур, выступающих над поверхностью полированного гладкого фона. Такой прием придает больший художественный эффект всему произведению. Особенно примечательна центральная резная фигура Иисуса Христа, выдержанная в идеальных пропорциях. Стройная, изящная, раскованная она воспринимается как воплощенное торжество вечности. С особым вниманием мастером смоделированы прихотливые складки одеяний святых и воинов, проработаны отдельные мелкие детали: нимбы, лучи божественного света Иисуса Христа, сосуды, доспехи, оружие, природный волнистый рельеф местности и скудная растительность.

В технике резьбы, близкой к гравировке, создан мелкосетчатый узор из косых линий, украшающий Гроб Господень и камень пещеры. Это мог быть не просто орнамент, а отражение вполне существующей в XIX в. исторической реалии: «В воспоминаниях паломников на Святую Землю… встречаются упоминания о том, что святое место Гроба было защищено решеткой – внутренней (cancelli interios) и внешней (cancelli exteriors). Видимо, внутренняя решетка находилась при входе в храм Гроба Господня, а внешняя окружала его, сдерживая паломников».

Дополняет изображение изысканное резное обрамление иконы в виде пышных растительно-цветочных гирлянд и жемчужника.

Технические приемы, используемые резчиком при создании изображения, имеют аналоги среди работ иерусалимских мастеров позднего периода и подтверждают создание иконы в XIX в.

Предполагается, что резная надпись на греческом языке «ΗΑΝΑΣΤΑΣΙΣ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ» (греч. «Христово Воскресение») по нижнему полю на стилизованной ленте определяет предназначение иконы для православных верующих. Однако ее автором мог быть греческий резчик, так как в XIX в. в Палестине трудились многочисленные мастера различных народностей и конфессий.

Тем не менее создание необычайно содержательной, совершенной по замыслу и техническим особенностям, великолепной резной иконы свидетельствует не только о высоком профессионализме ее автора, но и его незаурядном творческом потенциале. Этот аспект позволяет паломническую реликвию из собрания Радищевского музея отнести к числу высокохудожественных произведений христианского искусства.

Икона на раковине «Воскресение Христово» многогранна: одновременно торжественна и сдержанна, празднична и величественна, как и само чудесное евангельское событие, которому она посвящена.

Ольга Богатырева, научный сотрудник СГХМ им. А.Н.Радищева, 5 мая 2021 года.