«Об этом важно говорить с детьми». Из ответов на вопросы

Не потерять благоговения

– Есть дети, которые с детства ходят в храм, причащаются, помогают в алтаре. А потом, когда им исполняется 15–16 лет, перестают ходить в церковь. Что делать с этим?

– К сожалению, мы часто видим сущность нашей веры во внешней стороне церковной жизни. Если человек ходит в храм, исполняет какие-то послушания в нем, исповедуется, причащается, соборуется и т.д. – то он вполне воцерковленный христианин, больше ему ничего и не нужно. Но при этом не обращаем внимания на самое главное: на чистоту ума – от эгоизма, тщеславия, от всяких грязных, нечестных, лживых мыслей, на чистоту сердца от лицемерия, алчности, злобы, на чистоту тела от чревоугодия и блудных ощущений. А ведь именно в борьбе за чистоту всего человека и заключается христианская жизнь! И без такой духовной работы над собой никакая внешняя церковная жизнь не воспитает христианина…

Большая беда, когда подросток в суете храмовых дел теряет благоговейное отношение к алтарю, совершающимся богослужениям, иконам. К сожалению, очень легко настолько привыкнуть ко всему этому, что, прислуживая в алтаре, стать атеистом. Ведь атеизм – это не обязательно отрицание бытия Бога. Атеистом является и тот, кто живет без Бога, то есть без молитвы, без исполнения заповедей, без покаяния. Правда, он может и рукой махать (креститься без всякого благоговения), и произносить слова молитв (машинально, как попугай, без внимания), формально исповедоваться и причащаться без веры, без души. Это и есть атеист. Бога для него фактически не существует. Вот – опасность, которая подстерегает подростка и, конечно, любого христианина. Алтарь, закрытый от людей иконостасом, легко может стать местом «свободного» поведения, суеты, разговоров, если не будет строгого наблюдения за ребятами со стороны священнослужителей. Вот еще опасность для подростка. И не приходится удивляться, что многие молодые люди потом вообще не приходят в храм. Но может быть и хуже, когда, привыкнув, могут возвратиться в него, но… совсем не для молитвы…

А учим ли мы детей молиться? Чаще учим их тараторить, заучивать молитвы и радуемся, когда они повторяют святые слова. И если с младенца большего не спросишь, то когда ему шесть, семь, восемь?.. Вот еще одна из серьезных причин отхода детей от храма. Надо детей учить именно молиться и жить по заповедям, а не просто форму исполнять. И приучать молиться надо с малого возраста. Навык – это великое дело.

Однажды на межхристианской конференции в Канаде в начале пленарных заседаний показывали пятиминутные фильмы. Один из этих фильмов остался в памяти: в нем за 5 минут была показана история всей человеческой цивилизации, начиная с каменного века и до настоящего времени – а человек был показан в виде муравья. Заканчивается фильм замечательно. Среди небоскребов и сияющих огней реклам вдруг вырастает гриб ядерного взрыва – и груды развалин. А сверху появляется огромный Божественный перст, указывающий на дела рук человеческих.

И вот среди обломков из какой-то трещины выползает муравей, шевелит усиками, осматривается и, увидев палец, начинает бегать вокруг него – сначала боязливо и отскакивая, наконец, убедившись, что тот ему не угрожает, становится на задние лапки и, впившись своим хоботком в этот перст, начинает сосать из него кровь… Так блестяще было показано безумие ума человеческого, создавшего грандиозную материальную цивилизацию, но забывшего о единственно твердой основе жизни – духовной цивилизации в себе. В самой религии всё больше Бог становится не целью жизни, а всего лишь средством для этой жизни. Эта потребительская психология, сведение религии к решению исключительно земных проблем, омирщение религиозного сознания верующих и является главной преградой на пути детской, юношеской души к Церкви.

Заставлять причащаться?

– Ребенок не хочет причащаться, находит отговорки. Заставлять, убеждать его или пусть сам созреет?

– Религия – это та область, в которой насилие недопустимо! Если бы можно было спасти людей насильно, то Христос пришел бы не нищим, но императором и всех загнал бы в храмы креститься, причащаться и прочее, так что все «спаслись» бы! Кстати, так именно, без сомнения, и поступит антихрист.

Мы, к сожалению, и сущность христианства, и всю свою церковность видим во внешнем исполнении церковных установлений: крестить, причастить и т.д.! А объяснить ребенку, что это такое, почему оно нужно, – или ленимся, или, что еще хуже, сами не понимаем и понимать не собираемся. Надо не заставлять причащаться, а объяснять подростку, что такое Таинства, молитва, духовная жизнь, чтобы его самого потянуло на Литургию и к Причастию, чтобы сам сказал: «Мама, я хочу причащаться!» Если же насильно будем тащить его к Чаше (при этом сами, большей частью, не причащаясь), то действительно дадим ребенку камень вместо хлеба.

Христианская вера предполагает разумное ее принятие человеком. Христос принес свет и разум, а не тьму и безрассудство. Поэтому когда дети входят в пытливый возраст, а родители вместо разумного объяснения отделываются общими фразами о Причастии, то и получают от них соответствующие плоды.

Красота человеческого достоинства

– Дети часто задают вопрос: как можно оставаться христианином в современном мире, полном лжи, лицемерия и власти денег?

– В том и состоит красота и достоинство христианина, что он – не овца в общем языческом стаде, но разумная личность, живущая по совести и убеждению, по Евангелию, а не так, «как все». Христианство взывает к человеку: ты не раб, ты – образ Самого Бога! Пусть вокруг тебя воруют, пьянствуют, курят. Но ты должен стать примером добра, правды, мужества. Посмотри, к какому стадному образу жизни приучают современную молодежь, как воспитывают послушных овец – рабов разных диких идей, грязной морали, бессовестной моды и поведения, пропитанных демоническим духом книжек, рабов интернета. Но какая красота человеческого достоинства, которое остается непоколебимым перед лицом окружающего лицемерия, лжи, пьянства, власти денег и т.д.! В том и состоит твое величие, христианин, когда ты, несмотря на то, что творится вокруг, остаешься верным своим убеждениям. В этом и слава, и честь, и сила тех, кого называют героями. А герои всегда редки. Думаю, что об этом очень важно говорить с детьми.

 Из книги «Чтобы дети не ушли из Церкви» – М.: Данилов мужской монастырь