О христианской жизни

20479«Когда человек является истинным христианином? Тогда, когда он через все свои мысли и желания, ощущения и дела заботится только о главной христианской заботе – искать и обрести Царство Божие и правду его… и обретает верный критерий добра и зла: добро – всё, чем созидается Царство Божие в этом мире, а зло – всё, что этому созиданию препятствует» (св. Иустин Попович).
На вопросы о христианской жизни отвечает клирик нашего собора иеродиакон Паисий (Шурухин).

Таинство Крещения – конец или начало?

– Отец Паисий, бывает, что человек, приняв Крещение, с облегчением вздыхает: «вот я и православный», считая на этом свою миссию законченной. Что бы Вы ему сказали?
– Я бы слегка его разочаровал – пока еще он только крещеный, по-скольку православным не становятся автоматически, приняв Крещение. Ни сумма знаний, ни количество читаемых молитв, канонов, акафистов, ни периодические «заходы» в храм сами по себе не делают человека православным. «Становление» православным – это тяжелая работа над собой. Это изменение всего образа жизни, мировоззрения, мировосприятия. Это понимание того, что наши молитвы – не необходимая повинность, а наше общение с миром невидимым, с Богом. Например, читая утренние молитвы, мы должны понимать, что разговариваем с нашим Отцом Небесным, прося у Него помощи и укрепления в грядущем дне, наподобие того, как перед уходом в школу разговаривает с родителями ребенок, получает их напутствие, благословение. Так и у нас, каждый день – это наш урок в школе жизни. Можно сказать, что православными мы становимся (или не становимся) каждый день. Христианская жизнь – это движение, путь. Путь новой жизни – по Евангелию. И, что важно, путь церковный.

«Бесцерковное христианство»?

– Но ведь есть люди (и таких очень много) – крещеные и относящие себя к верующим, но считающие, что храм, богослужение, вся церковная жизнь вообще – им не нужны. Они говорят: «Верим, но не до фанатизма» и «Бог у нас в сердце»…
– Я бы перефразировал: «Не верим до фанатизма», т. е. до ослепления. Это значит, что, вопреки утверждению «Без Церкви нет спасения», человек «нашел» свой собственный путь или способ спасения. Такой человек не понимает сути происшедшей в раю трагедии и ее последствий; отрицает (сознательно или несознательно) необходимость жертвы Христа для нашего спасения; не желает идти по пути спасения, Им для нас предназначенному. То есть это, по сути, человек неверующий
Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, любодеяния, кражи (Мф. 15, 19), – говорит Господь, и если не приходит человек в единую лечебницу – Церковь, для врачевания страстей, если не прибегает к Таинствам Покаяния и Причащения для очищения сердца, то как в таком сердце может жить Бог?
011_2016_11_12_13_3_32_134414005– Может ли человек, не участвующий в жизни Церкви, считать себя христианином или же он «христианин» лишь по названию?
– Трудно себе представить, что вообще означает это словосочетание «христианин по названию». Ведь назвать себя можно как угодно. Назвался, например, человек Наполеоном Бонапартом. И что? – императором от этого он не станет и ничего иного также не получит, разве что неутешительный диагноз. Христианином можно либо быть, либо не быть. А быть им можно только в Церкви, живя ее жизнью и участвуя в ее Таинствах. Других вариантов нет.
Бывает, что попав в тяжелые жизненные обстоятельства, человек осознает что-то, начинает воцерковляться и становится реальным, а не иллюзорным членом Церкви. Может такое случиться даже с «крещеными атеистами». Вспоминается шутливый рассказ известного саратовского батюшки – протоиерея Георгия Лысенко (ныне уже отошедшего ко Господу), нам, его пастве. Был у него друг – крещеный, коммунист, атеист. Батюшка сказал ему: «Хочешь, я тебе сейчас за одну минуту докажу, что никакой ты не атеист? Вот, к примеру, будешь ты тонуть, ты же не станешь кричать: “Карл Маркс, помоги!” А закричишь: “Спаси, Господи!” Значит, не атеист ты, а верующий». И друг его с этим согласился. Известная поговорка гласит: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». Может, лучше этих моментов не дожидаться – когда «грянет» или тонуть начнешь…
– Что же мы получаем в Церкви?
– В Церкви мы получаем всё, что дает нам возможность спасения, и если будем этим правильно пользоваться, то обретем и само спасение. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – всё то найдешь в ней – и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает сих благ», – говорит св. Феофан Затворник. Господь создал на земле Свою Церковь ради спасения людей, и без нее нет ни спасения, ни христианства.

«Мы от мира не отрекались». Так ли это?

– Существует мнение, что исполнение заповедей Божиих обязательно в полноте лишь для монахов, а мирянам можно жить по «облегченной программе»…
– Трудно говорить с человеком, когда он хочет не понять, а оправдаться. Кто может объяснить, что такое – «облегченный режим» исполнения заповедей? Может быть, так: я очень люблю родителей моих, но ведь в доме престарелых им будет лучше? Или: исполняя заповедь «не убий», человек старательно отлавливает таракана (не убивать же!), осторожно выносит его на улицу (откуда тот сейчас же спешит к соседям, но это уже их забота), и может убить еще не родившегося ребенка. Или стоит на молитве с кротостью и умилением на лице, но потом с легкостью и не задумываясь оскорбляет и унижает окружающих? И так по каждой заповеди… Может быть, это и есть «облегченное христианство»? Скорее, это извращение закона Божия. Нигде в Священном Писании не говорится о послаблениях для той или иной категории людей. Закон дан для всех христиан. Нет «облегченного христианства», нет потому и «облегченной программы».
– В оправдание свое миряне говорят: «Мы не монахи, от мира не отрекались»…
– Да, это очень расхожая фраза. Давайте разберемся, что означает «от-речение от мира» в церковном понимании. В Священном Писании слово «мир» имеет разные значения. И даже писаться это слово, в зависимости от значения, может по-разному. «Мiр» через «i» означает вселенную, творение Божие. Ясно, что отречься от вселенной невозможно ни мирянину, ни монаху – мы в этой вселенной все находимся. Посмотрим теперь на слово «мир» через «и».
Например, у апостола: Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). Из этих слов с очевидностью следует, что любой христианин – и монах, и мирянин – должен отречься от мира, если не хочет быть во вражде с Богом.
Что же такое «мир» и что означает от него «отречение». Ответ находим у духоносных отцов Церкви. «Мир есть имя собирательное, обнимающее собой то, что называется страстями», – говорит св. Исаак Сирин. Таким образом, «мир» – это совокупность страстей, это наши злые мысли и дела, наша духовная леность, жизнь по желаниям тела, а не по законам Божиим. В целом – это попадание под власть сатаны.
Вспомним, как каждый из нас (или же за младенца – крестные) перед Таинством Крещения отрекался от сатаны и дел его, говоря «отрекаюся», и вслед за тем «отрекохся» (т. е. «отрекся»). Вот это и есть «отречение от мира» – мира сатаны и его дел. В этом смысле и апостол Павел говорит о дружбе с миром как о вражде с Богом. И отрекались от такого мира все, кто принимал Крещение – и монашествующие и миряне. Поэтому не следует ссылаться на это превратно понимаемое выражение для оправдания своей лености.
– Можно ли достичь святости, живя в миру?img_3344
– Можно. Святость – цель жизни любого христианина – и в миру, и в монастыре, она заповедана Богом, а Он не заповедовал нам ничего невозможного. Из жития св. Макария Великого мы знаем, что посланный Богом к двум замужним женщинам он после беседы с ними сказал: «Поистине Господь не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но ищет свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая и управляет, жизнью каждого человека, старающегося спастись». Также и прп. Антоний Великий, познакомившись с кожевником, жившим в миру, признал, что тот «сидя спокойно в доме своем, стяжал Царствие Божие». И жизнь Церкви подтверждает это – во все времена христианства жившие в миру могли быть причислены (и причислялись) к ли-ку святых, если достигали святости. Величайший образец святости в миру явил в XX в. «Всероссийский батюшка» Иоанн Кронштадтский. По его мо-литвам прозревали слепые и воскресали мертвые… Больные исцелялись даже от его одежд.
– Так это же священник. А простым, «обычным» людям?
– И обычным тоже. Например, св. Феофан Затворник высоко ценил подвиг материнства и сравнивал его с мученичеством: «Матери – мученицы. Никто столько не страдает, как они… Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах… Вы причастницы мученического подвига, ждите и венца такого».
Надо верить всему, чему учит Церковь, жить по заповедям Господа, быть истинным христианином – и станешь святым. А если не становимся – то виноваты сами.

«Православный» кришнаит? (как не заблудиться)

– Помню, как однажды на пороге моей квартиры появился кришнаит, протягивающий мне стопку кришнаитской литературы. На мое: «я православная», он не моргнув глазом ответил: «Так это и есть всё православное». Как не попасть в сети многочисленных заблуждений, сект, ере-сей, затопивших окружающий нас мир?
– Святая Церковь давно дала нам оружие и защиту от такого «потопа» – это Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви. Для того, чтобы не отступить от той веры, которую мы исповедуем, необходимо знать точное учение Церкви по любому вопросу. Самой первой подсказкой является Символ веры – краткое изложение основных догматов нашей веры. Любое несоответствие ему уже свидетельствует об отступлении от истины.
Наверняка, многие из нас были (и не единожды) останавливаемы на улице адептами различных сект. Их всех отличает общая особенность: они считают себя «носителями абсолютной истины» и совершенно не готовы к диалогу и обсуждению. При этом многие из них могут цитировать чуть ли не целые главы из Ветхого и Нового Заветов, выдергивая цитаты из контекста и трактуя их по-своему. У меня был такой случай. Подходят ко мне два очень аккуратно одетых мормона (я – в подряснике и скуфье) и спрашивают: верю ли я в Бога (?!). Удивляюсь – а разве моя одежда не свидетельствует об этом? «Да, я верующий, православный». Отвечают: «Мы имеем в виду истинную веру». И с воодушевлением начинают рассказывать о еврейском племени, переселившемся в Америку, о своем пророке Мормоне и т. д. «Подождите, – прерываю их, – вы из Америки?» «Да, да», – с радостью отвечают. «Сколько лет вашей стране? А сколько лет вашей вере? США не существуют и 250 лет, а вере вашей – и того меньше. Русь же приняла веру православную более 1000 лет назад. Всего же нашей вере больше 2000 лет. Так кто кому должен нести истинную веру?» «Проповедники» повернулись и ушли молча.
В любом случае, от кого бы ни исходила какая-либо информация, – необходимо всё проверять: Писанием, Преданием, Символом веры… Слышим, к примеру, о «церквах-сестрах» или вообще о множестве Церквей – но знаем, что есть только единая (единственная) Церковь (9-й член Символа веры). Говорят, что не исполнили люди повеления Божия и послал Бог другого пророка и другое учение – но ведь сказал Господь: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Лк. 21, 33). Предлагают нам верить в истинность других богов – но «да не будет у тебя других богов пред лицом моим» (1-я заповедь за-кона Божия). И так по каждому вопросу.
Мы должны следовать примеру наших благочестивых предков. Когда папа Римский пытался склонить св. князя Александра Невского в католичество, князь ему ответил: « Мы знаем историю веры от начала мира до Рождества Христова и от Рождества Христова до своего времени; к чему нам новые проповедники?»
Теперь наша очередь по мере сил и возможностей хранить в чистоте и неповрежденности пронесенную через века и переданную нам предыдущими поколениями Святую Православную веру.

Мы – не иуды?

– Во времена гонений христиане часто оказывались перед выбором: смерть (и верность Христу) или жизнь (с отречением от Христа). Многие выбирали первое. А как сейчас?
– Во времена явных гонений было, в определенном смысле, проще сделать выбор: не принес жертву идолам – и тебе отсекли голову; позже: не отрекся от веры, от сана – и пошел под расстрел. Была однозначность, определенность, и человек решал – быть или не быть. И каждый раз в такое время история Церкви свидетельствовала, что силой веру не искоренить; на место убитого или замученного встают следующие, и вера только крепнет. Сколько подобных случаев было в России в XX-м, мученическом веке: расстрелян приходской священник; но тут же просит рукоположения в священный сан другой человек, идущий на верную смерть ради ближних и ради Христа.
В наше, казалось бы, благоприятное для Церкви время, борьба тьмы со светом не прекращается, лишь приняла иные формы и совершается, главным образом, в наших сердцах. По-прежнему мы делаем выбор: с Богом мы или нет. Чем этот выбор свидетельствуется? В целом – нашим образом жизни, соответствием его (или несоответствием) закону Божию. Каждое отступление от него – это наше поражение. Борьба продолжается всю жизнь.
– Непротивлением злу, своим страстям мы предаем Христа. Мы – иуды?
– Думаю, на этот вопрос каждый сможет ответить себе сам. Напомню лишь, что Господь и Иуду Искариота простил бы, если бы тот перед Ним покаялся.

Беседовала Людмила Кузнецова

Говорят Отцы Церкви

iСв. Иустин Попович (1894 – 1979) – выдающийся подвижник и исповедник Сербской Православной Церкви, христианский философ, богослов. Его труды доступны и созвучны современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни.

Из книги «Философские пропасти»

«Обширное земное поле засеяно семенем вечности. Небесный Сеятель показал, что этот мир создан с целью стать нивой, на которой взойдет, взрастет и созреет семя вечности (см.: Мф. 13, 18–23, 36–43; Лк. 8, 5–15). Враги человеческой вечности, зло и грех, своим тернием и бурьяном заглушают это семя и делают Божию ниву бесплодной. Если воплотившийся Бог Своей богочеловеческой жизнью и учением и открыл что либо, так это то, что люди – существа вечные; этот мир лишь их временная обитель; вечная жизнь людей начинается в этом мире и, не прекращаясь, продолжается в том (см.: Ин. 5, 24–29; 6, 47). От нас требуется лишь взращивать и воспитывать в себе всё вечное и богочеловеческое… Для того Бог Слово и стал человеком, чтобы нас, людей, научить, как обрести жизнь вечную в этом преходящем мире. Наша вера есть не что иное, как непрестанная борьба за жизнь вечную…

С кем мы ведем борьбу? С врагами нашей вечности и нашего бессмертия. Кто они? Наши грехи, наши страсти, наши пороки, наши злые духи (см.: Еф. 6, 12)… Провозгласить свои грехи своими противниками и почувствовать их своими лютейшими врагами – это первое условие движения человека по пути, ведущему в жизнь вечную… Но здесь необходима решимость вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Ибо в этом мире человек может быть другом Божиим, а врагом диаволу, или приятелем диавола, а врагом Божиим. Третьего не дано.