Новый экспонат

Об одном из новых поступлений в музей Свято-Троицкого собора рассказывает куратор музея Ирина Васильевна Воронихина.

В конце прошлого года наш музей пополнился очень интересным и ценным экспонатом. В храм была принесена икона с редко встречающимся сюжетом «Четыре Рождества». Поверхность иконы была загрязнена, одна из ее частей получила глубокую травму (скол) до основы, однако было понятно, что перед нами мастерское письмо, предположительно рубежа XVIII–XIX вв. Икона была в металлическом окладе, сильно потемневшем от времени; мы приняли решение о ее реставрации. С этой задачей прекрасно справился заведующий реставрационной мастерской государственного художественного Музея им. А.Н. Радищева Моченцов Андрей Геннадьевич. В результате открылся образ, представляющий для нас несомненный интерес. В храмах мы, скорее всего, не встретим подобной иконы, и потому многим из нас этот сюжет вообще незнаком.

«Четыре Рождества» – желанный сюжет для домовой иконы. Логично предположить, что такую икону заказывали для молитвы перед ней о даровании потомства и благополучном разрешении в родах, о помощи в воспитании детей.

Это четырехчастная икона, составленная из четырех рождественских композиций: Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Господа нашего Иисуса Христа и Рождество святителя Николая. Каждая композиция имеет собственную подпись с названием сюжета. Выделение рождественской темы не случайно: только эти четыре Рождества празднуются Церковью как отдельные праздники; память святых в православном календаре празднуется в день их смерти, перенесения мощей или других событий, не связанных с рождением. Подобные иконы были известны с XVIII в., а с 1873 г., после публикации повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел», за ними закрепляется название «Доброчадие». Описанная в этом произведении сюжетная ком-позиция «Доброчадие», документально не зафиксированная до публикации повести и, предположительно, являющаяся выдумкой автора, после публикации получает значительную популярность. Приведем интересующий нас отрывок из повести: «Избрал он для сего старенькую самую небольшую досточку-пядницу, то есть в одну ручную пядь величины, и начал на ней таланствовать. Прежде всего он ее, разумеется, добре вылевкасил крепким казанским алебастром, так что стал этот левкас гладок и крепок, как слоновья кость, а потом разбил на ней четыре ровные места и в каждом месте обозначил особливую малую икону, да еще их стеснил тем, что промежду них на олифе золотом каймы положил, и стал писать: в первом месте написал рождество Иоанна Предтечи, восемь фигур и новорожденное дитя, и палаты; во втором – рождество пресвятыя Владычицы богородицы, шесть фигур и новорожденное дитя, и палаты; в третьем – Спасово пречистое рождество, и хлев, и ясли, и предстоящие Владычица и Иосиф, и припадшие боготечные волхвы, и Соломия-баба, и скот всяким подобием: волы, овцы, козы и осли, и сухолапль-птица, жидам запрещенная, коя пишется в означение, что идет сие не от жидовства, а от божества, всё создавшего. А в четвертом отделении рождение Николая Угодника, и опять тут и святой угодник в младенчестве, и палаты, и многие предстоящие. И что тут был за смысл, чтобы видеть пред собою воспитателей столь добрых чад, и что за художество, все фигурки ростом в булавочку, а вся их одушевленность видна и движение. В богородичном рождестве, например, святая Анна, как по греческому подлиннику на-значено, на одре лежит, пред нею девицы тимпанницы стоят, и одни держат дары, а иные солнечник, иные же свещи. Едина жена держит святую Анну под плещи; Иоаким зрит в верхние палаты; баба святую богородицу омывает в купели до пояса: посторонь девица льет из сосуда воду в купель. Палаты все разведены по циркулю, верхняя призелень, а нижняя бокан, и в этой нижней палате сидит Иоаким и Анна на престоле, и Анна держит пресвятую богородицу, а вокруг между палат столбы каменные, запоны червленые, а ограда бела и вохряна… Дивно, дивно всё это Севастьян изобразил, и в премельчайшем каждом личике все богозрительство выразил, и надписал образ «Доброчадие»».

Наша икона написана в традиции барокко, стилистические ее особен-ности выдают влияние западноевропейской гравюры. Рисунок иконы отличается изяществом и утонченностью. Колорит иконы теплый, золотисто-коричневый с использованием темной зелени и киновари. Особую ценность иконе придает полновесный серебряный оклад, благодаря чистке которого удалось прочесть клеймо мастера, пробирное клеймо с пробой серебра – 84 и год создания – 1842. Эти клейма говорят о качественном исполнении оклада, в известной мастерской и, следовательно, повышают ценность иконы.

Отдельно нужно сказать о праздновании Рождества святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Празднование это совершается в Русской Православной Церкви 11 августа (н.ст.). Надо сказать, что помимо двух основных праздников, посвященных святому, празднуемых 19 декабря (блаженное успение святого) и 22 мая (перенесение святых мощей в г. Бар), существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. А вот праздник его рождения пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 г. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества свт. Николая было возобновлено (о чем свидетельствует запись в «Богослужебных указаниях»). Сегодня этот праздник, глубоко почитавшийся нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Неизвестно точно, когда и где впервые он был установлен. Сейчас празднование Рождества святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известна уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его и в Русской Церкви в прав-ление Екатерины II. Всё же Промыслом Божиим в Русскую Православную Церковь возвращается добрая традиция празднования Рождества святителя и чудотворца Николая. Три других праздника Рождества, сюжеты которых отображены в иконе, давно и прочно вошли в практику Православной Церкви.

Выражаем благодарность другу и благотворителю нашего музея Шестерневу Павлу Алексеевичу за материальную помощь, предоставленную им на реставрацию редкого образа. Икону можно увидеть в витрине новых поступлений нашего музея.

Ирина Воронихина