Николо-Угрешский монастырь: дом святителя Николая

str18-1Николо-Угрешский мужской монастырь является не только жемчужиной среди московских обителей, но и одним из старейших в Подмосковье. Обитель на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами была связана со столицей. Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о тех событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с именем обители. История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители святителя Николая на Угреше.Монастырь был основан в 1380 г. великим князем Московским Димитрием Ивановичем Донским. По преданию, во время похода к Куликову полю русское войско остановилось на юго-востоке от столицы, на левом берегу Москвы-реки на отдых, во время которого князю явилась икона свт. Николая Чудотворца, укрепившая его верой и надеждой на победу в предстоящей битве. Воодушевленный этой надеждой, князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое» («угреша» – согрела). Впоследствии, при возвращении войск после Куликовской битвы, во время молебна на месте чудотворного явления иконы Димитрий Донской повелел воздвигнуть здесь храм и дал обет создать обитель во имя свт. Николая. С тех пор это место называется Угрешей, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Дальнейшему становлению, возвышению и расцвету монастыря в 15–17 вв., созданию его древнего архитектурного облика способствовала расположенность российских монархов к Угреше (так часто с любовью называли и называют этот монастырь). Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в 14–17 вв. были русские государи, а первым – благоверный великий князь Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная, судя по всему, в первой половине 17 в. Устроенный чаянием Димитрия Донского, Николо-Угрешский монастырь изначально находился под доброй и внимательной опекой и самого князя, и его потомков, правителей Московского государства. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за 14–15 вв. и не сохранилось, скорее всего, Никольский монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же по основании своем пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии. Свидетельство тому – последующие богоугодные заботы великих князей и царей московских о Николо-Угрешской обители.

str18-3На протяжении двух столетий Николо-Угрешский монастырь являлся постоянным местом великокняжеских и царских богомолий. Это связано прежде всего с существованием царской резиденции в селе Остров. За частые «государние» посещения и покровительство со стороны русских государей Николо-Угрешский монастырь часто называли «царским монастырем». Здесь побывали Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов.

Неоднократно в Угреше бывали Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, Петр I.

В 1521 г. монастырь был дотла сожжен войском крымского хана Махмет-Гирея, подступившего к Москве. Не обошли монастырь в смутное время польские и литовские войска, принесшие много разрушений. Но каждый раз после очередной трагедии монастырь быстро возрождался и благоустраивался.

Нелегкой была судьба обители в 18–19 вв., что было связано с начатыми Петром I реформами церковной и монашеской жизни, отчуждением монашеских земель, указами о сокращении монашества. К 30-м годам 19 в. Николо-Угрешский монастырь оказался на грани упразднения – в нем оставалось 6 монахов.

С 1834 г. начинается период укрепления и постепенного расцвета обители, обусловленный общим возрождением церковной жизни в период царствования Николая I, а также деятельностью настоятеля Угреши игумена Илария и, особенно, его преемника Пимена Угрешского. В течение более чем полувека монастырь во многом отстраивался заново. За этим периодом рас-цвета вновь последовали долгие годы постепенной разрухи и запустения. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, просуществовавшую до 1925 г. В 1920 г. на его территории была организована детская трудовая колония для беспризорников. В 1925 г. монастырь был полностью закрыт, а в 1940 г. разрушен древнейший собор обители – Никольский храм. И снова годы возрождения: в 1970 г. начались восстановительные работы, в 1990 г. монастырь был вновь открыт. 1990 гг. – это время восстановления и реконструкции обители, которая была возрождена в считанные годы.

Архитектура

Архитектурный ансамбль Николо-Угрешского монастыря, сложившийся в 16–17 вв., был кардинально перестроен в 1850 – 1870 гг. До наших дней он сохранился не полностью. В настоящее время на территории монастыря находятся: собор Спаса Преображения, собор свт. Николая Чудотворца, церковь Пимена Угрешского, храм-часовня Страстей Господних, часовня явления образа Николая Чудотворца – всего 12 храмов и часовен.

Грандиозный Преображенский собор с приделами во имя св. равноапостольного князя Владимира и св. равноапостольной княгини Ольги, по-строенный в 1880–1894 гг., стал центром монастырского ансамбля. Собор является памятником архитектуры конца 19 в. и представляет собой величественное сооружение как по размерам, так и по совершенству форм. В проекте были воплощены лучшие традиции древнерусской архитектуры с ее могучим пятиглавием.

Старейшая церковь на территории обители – древний одноглавый Никольский собор, построенный в 16 в. и перестроенный во 2-й половине 19 столетия. Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Димитрию Донскому икона свт. Николая. На месте явления иконы была сооружена небольшая часовня. До закрытия монастыря в 1925 г. в часовне хранился остаток сосны, на которой явилась икона.

Колокольня (или «Угрешская свеча») в три яруса была построена в монастыре при Императрице Елизавете Петровне в 18 в. по проекту архитектора Ивана Жеребцова. Ее второй ярус построен на открытой террасе, огражденной каменной балюстрадой. В 1840 г. на втором ярусе колокольни была устроена церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1850 г. колокольня была достроена до шести ярусов и достигла высоты 93–х метров. На ней было 18 колоколов, самый большой, «Благовестник», весил 19,7 т. По его нижнему краю шла надпись: «Благовествуй земле радость велию».

str18-4В 20-е годы 20 в. колокольня была разорена, колокола уничтожены. В начале Великой Отечественной войны были разрушены два верхних яруса колокольни.

Ограда и башни монастыря в основном сооружены в 17 в. Наибольший интерес представляет собой северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древнерусский город в условных иконописных формах.

Святыни

Одной из главных святынь монастыря являются мощи преподобного Пимена Угрешского.

Прп. Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 г. в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 26 марта 1838 г. он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. 16 октября 1853 г. стараниями отца Пимена при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 24 августа 1858 г. за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Трудами преподобного было выстроено в монастыре пять церквей и устроен скит. В 1869 г. архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина преподобного последовала 17 августа 1880 г.

В 2000 г. решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 г. в день освящения Спасо-Преображенского собора.

В Преображенском соборе монастыря находится ковчег с частицей мощей святителя и чудотворца Николая. Частица мощей была перенесена в Николо-Угрешский монастырь 22 мая 2000 г. из Греции преосвященнейшим Дамаскиным, епископом Диавлийским (Элладская Православная Церковь) из монастыря Иоанна Предтечи, расположенного на острове Пелопоннес, где с 11 в. пребывает часть руки святителя. Еще одна из святынь, находящаяся в ризнице монастыря, – икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи. В 1999 г. частица мощей была преподнесена в дар Николо-Угрешской обители игуменьей Макриной, настоятельницей женского монастыря Дау в Греции, в котором находится часть руки святого.

Подготовила Ольга Урядова