Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами чествуем всех святых, от века угодивших Богу. Эту память премудро устрояет Церковь Христова, чтобы после недели Пятидесятницы, дня сошествия Святаго Духа, полноты явления третьего лица святой Троицы и явления Бога-Троицы человечеству в основание Церкви, показывает нам плоды деятельности Церкви Христовой. Святость является необходимой нормой жизни в Церкви. Она является естественным продолжением человека, верующего во Христа. Тот кто приблизился ко Христу, отозвался на Его божественную любовь, не может не стремиться жить также, как это заповедал Христос и так как Он явил это в Своей земной жизни.
Святая Церковь являет нам сонм святых, как удостоверение того, что Бог реально действует в Своей Церкви, что падшая природа человека, обезображенная грехом, изуродованная страстями, утратившая свою первоначальную целостность, может быть восстановлена, восставлена, преображена в Теле Христовом – Церкви. И собственно именно это наше приращение Телу Христову, телу церковному и является тайной спасения человеческой души, насколько человек проникает в церковной жизни во Христа, насколько он живет со Христом и во Христе. Это и есть святость. И не случайно сегодняшнее Евангелие нам открывает эти пути к святости. Евангелист Матфей приводит слова Христа Спасителя: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Небесным».
Казалось бы, мало кто из нас сподобляется такого прямого исповедания, когда на пределе человеческих возможностей, на грани между жизнью и смертью требуется от нас исповедания Христа своим Господом, мужества остаться верным Ему до конца, быть непоколебимым в этой уверенности, что Господь посылает нам не только утешения и радости, но и попускает нам страдания и скорби. Но эти страдания и скорби очищают душу человека и увенчивают ее небесным венцом, если человек это принимает ради Христа и со Христом. Но тем не менее, этот страх человеческий перед лицом смерти он совершенно понятен, потому что и Сам Христос в Гефсиманском саду страшился смерти. Но наша задача повергнуть эту смерть пред стопами Христа Спасителя, когда смерть физическая является для нас уже не мраком и ужасом, но дверью в новую жизнь с Богом, тем переходом, когда человек переходит от жизни временной к жизни вечной. Хотя здесь мы уже должны начать жить в вечности. Если мы так не живем, но наивно предполагать, что наша жизнь христианская она как-то по-настоящему состоялась. Христианин живет пред очами Божьими, пред очами вечного бессмертного всемогущего Бога.
Но исповедание не только это возможно для нас, не только это исповедание перед лицом страданий и смерти. Но от нас требуется это исповедание повседневно, когда человек каждый день своей жизнью являет миру, что он христианин не словами какими-то красивыми или высокими речами и поучениями, не каким-то показным благочестием, но подлинной добродетелью своего сердца, которое проистекая из боголюбивой души, являет дела нашего Творца: милосердия, кротости, долготерпения, удивительного не осуждения ближнего, богоподобного смирения. Все это исповедует, что Христос есть истинный Бог, и Он есть истинный Бог наш. Именно в этом исповедании мы должны трудиться каждодневно. Именно этого исповедания ожидает от нас Христос Бог. Потому что тот, кто не совершает это на всякий день искренне и всецело, не сможет пойти со Христом до конца и в дни страшных гонений, испытаний и даже лютой смерти. Это бывает невозможно, поэтому путь святости – это верность Богу, чтобы быть верным Ему и до конца и всегда. Ведь так легко оказаться неверным в каких-то мелочах. И, тем не менее, любую мелочь видит Господь наш. Он Сердцеведец, Он Всеведец, Который знает тайные и сокровенные мысли сердечные всякого человека. И в этой вере насколько ответственны становимся мы, насколько возрастает эта ответственность каждого из нас перед лицом нашего Творца и Создателя.
И далее говорит Господь: тот, кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня». Казалось бы, Господь повелевает любить своих детей и почитать своих родителей. Как же это возможно не любить их? Но Господь говорит лишь о том, что когда встает выбор между нашими родителями и Богом, между нашими детьми и Им, Спасителем мира, и мы выбираем не Его, а их, мы недостойны Его, потому что мы не научились любить Его всецело той любовью, которой Он заповедал в первой заповеди еще через Моисея: «Возлюби Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением твоим, всем разумением твоим, всей крепостью твоею». Именно такая любовь приводит человека к Богу, и тем самым к святости. Невозможно любить ближних, не любя Бога. Именно возлюбив Бога, мы учимся любить настоящей любовью, той любовью не лицемерной, не притворной, не слабенькой, но любовью мудрой, любовью терпеливой, любовью иногда взыскательной и строгой, для того чтобы явить дела нашего Небесного Отца.
Господь говорит: тот, кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня (Мф. 10, 38). Этот крест он составляется из очень многого. Это не только какие-то страшные страдания, но и повседневная верность Христу это тоже крест. Крест болезней, крест каких-то взаимоотношений с ближними, крест соседей или родственников, которые бывают с дурным характером или с очень плохим воспитанием. Болезнь детей, быть может, или сложный характер начальника. Все это составляет многий и многий крест. Но прежде всего, крест это труд быть во внимательном сердце с Богом, это способность хранить свой ум от греховных помыслов, это та теснота и та горечь, которая бывает самым тяжелым крестом в нашем следовании за Христом. И без принятия этого креста, без желания и решимости быть с Богом и претерпевать все, что необходимо, для того чтобы быть со Христом, мы недостойны Христа, мы не способны будем никак соединиться и даже приблизиться к Нему.
Именно этому научает нас сегодняшнее Евангелие, потому что апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Казалось бы, по-человечески, что оставил Петр, что оставили апостолы? Казалось бы, так немного: рыбацкие сети, простые лодки. Но они оставили не только это, но оставили свою семью, своих близких, своих родных. И даже эти рыбацкие сети и лодки – это было все, что они имели. Они готовы были отказаться от этого ради Христа. Ведь Господь смотрит не на количество оставленного человеком, но на то, насколько это было ему дорого, насколько он был привязан к этому, насколько это составляло суть его жизни, полноту ее, и насколько он готов этим пожертвовать ради Христа. И если всмотреться в жизнь каждого из нас, мы тоже не так много имеем, как нам кажется. Но эта готовность оставить это, если не оставить физически, но по крайней мере не привязываться к этому, чтобы мы владели своими дарованиями, своим, имуществом, мы распоряжались им ради Христа. Чтобы мы так поступали с этим, а не чтобы оно владело нами. Чтобы отношения с ближними не диктовали нам что-то противное заповеди Христовой.
Именно к этому призывает нас Христос. Об этом говорит апостол Петр, что мы оставили все. И Господь уверяет его, говорит, что вы пакибытии сядете на двенадцати престолах судить двенадцать коленам Израилевым. И всякий, кто оставит ради Меня отца, мать, детей, сестер, братьев, тот примет и дом и землю, и приимет это сторицею, и в будущем веке жизнь вечную (Мф. 19, 29). Без этого обетования невозможно какое-то отречение наше в этой земной жизни. Но это обетование непреложно. Христос дает нам так много, но мы так мало готовы от Него принять. Так тесно порой наше сердце, что оно не вмещает этой щедрости, этой полноты божественных даров. Господь и Он дает мало, но мы так мало Его любим, и так мало готовы от Него принять. И в этом Евангелии урок нам от Господа, чтобы мы могли это осознать и хотя бы в малой степени исправиться. Ведь Господь говорит: и будут последние первыми, и первые последними. Не по внешности судит Господь, но по состоянию сердца и души человека, по тому, что творится в его внутреннем составе, какие мысли у него. Не те первые, которые порой первенствуют в должностях, в зарплатах, в имуществах. Но прежде всего те, которые последними признают себя пред Богом, те, как мы слышали в Апостоле, которых недостоин был весь мир, те, кто скитался в горах, пропастях, пещерах земных. Те, кого мир не познал в своем безумии, но те, кто свой ум исказил ради премудрости Божьей. Именно они становятся первыми на суде Божьем.
Дай Бог, чтобы и мы обрели это безумие ради Христа, эту мудрость Христову, которая да соделает и нас в малой степени осознающими себя последними в этом мире. Да явиться нам в числе последователей Христовых, тех, коих мы празднуем – всех святых, от века угодивших Богу. Аминь.