Небесное воинство

  8/21 ноября Церковь совершает торжественное празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Об истории празднования, о природе, свойствах и иерархической организации ангельских воинств, а также об их служении Богу и людям рассказывает клирик нашего собора (в этот день тезоименитый) протоиерей Михаил Беликов.

Из истории праздника

Празднование это было установлено в IV в. на Лаодикийском Поместном Соборе. Этот же собор своим 35 правилом осудил ересь ангелитов, обоготворявших Ангелов. Еретики эти приписывали не Христу, а Ангелам спасение человеческого рода и из ложного самоуничижения обращались в молитвах не к Христу, а к Ангелам и воздавали им божеские почести.

Праздник совершается в ноябре – девятом месяце после марта (с которого в древности начинался год). Число девять напоминает здесь о девятичинной ангельской иерархии, а восьмой день месяца указывает на собрание всех ангельских Сил в день Страшного Суда, когда, после Второго Пришествия Сына Человеческого, начнется вечный, не прекращающийся «день осмый» – «жизнь будущаго века».

О природе, свойствах и действиях Ангелов мы узнаем как из Священного Писания, так и из Священного Предания. Однако следует отметить, что Божественное Откровение очень осторожно говорит нам об ангельском мире самом в себе, не приводит никаких подробностей из небесной жизни Ангелов, но почти всегда об Ангелах говорится в связи с проявлениями их деятельности по отношению к человеку.

Ангельские силы в Священном Писании

Слово «Ангел» буквально переводится с греческого как «вестник» и часто употребляется не для указания на ангельскую природу, а на исполняемое служение. Так, в Священном Писании Ангелами называются некоторые пророки, например, Моисей. Пророк Малахия именует Ангелом Завета Самого Господа Иисуса Христа.

Ангелами в собственном смысле в Священом Писании называются бесплотные служебные духи. В книге Бытия говорится о Херувиме с пламенным мечом, поставленном у райских врат, о видении Ангелов патриарху Иакову и другим ветхозаветным святым, о явлении Серафимов пророку Иезекиилю. Псалтирь наполнена упоминаниями об Ангелах.

Новый Завет также говорит об Ангелах и их служении. Архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть, Ангелы служат Спасителю в пустыне, Ангелы присутствуют при всех важнейших событиях из жизни Спасителя и Божией Матери – Воскресении, Вознесении и др. В ранней истории Церкви мы также видим действие и присутствие Ангелов. В книге Откровения говорится об Ангелах как об исполнителях воли Божией.

Из Божественного Откровения нам известно то, что Ангелы сотворены Богом еще прежде создания видимого мира. На основании Священного Писания, можно утверждать, что Ангелы обладают разумной природой, одаренной умом и свободной волей. Известны также и свойства ангельской природы.

Ангелы являются бесплотными духами, они невидимы, поскольку им не свойственна грубая телесность. Однако, несмотря на духовность и бестелесность, они всегда предстают людям в неких чувственных образах. Иоанн Дамаскин поясняет: «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

По учению отцов Церкви, бесплотность Ангелов всё же относительна. Абсолютно безвиден, бестелесен и духовен один лишь Бог, не ограниченный ни временем, ни пространством. Ангелам же, как и всему сотворенному, свойственна некоторая определенная вещественность. Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с нами, ибо всё, в сравнении с Богом, Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Посему же Ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе». Об этом же говорится и в постановлениях VII Вселенского Собора: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами». При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1,7: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. Это постановление дало возможность изображать Ангелов на иконах.

Природа ангелов

Место пребывания Ангелов неведомо людям, оно в Священном Писании именуется «небом небес» или «третьим небом». Ангелы, как существа тварные, в отличие от Бога, ограничены и во времени, и в пространстве. Но в сравнении с другими творениями они обладают несравненно большей свободой и большими возможностями. Так, они могут в мгновение ока перемещаться в пространстве и их не могут удержать никакие препятствия – стены, двери, вода, огонь и пр. Однако они не обладают свойством вездеприсутствия – если они посылаются на землю, то не могут одновременно находиться и на небе. Ангелы хотя и бессмертны, но не обладают свойством вечности, т.к. их бытие имеет начало. Они по природе подвержены изменению, т.к. известно, что часть Ангелов отпала от Бога, а другие Ангелы способны возрастать и укрепляться в добре.

Помимо разума и свободной воли Ангелы наделены чувствами, но, будучи бестелесными, не имеют внешних органов чувств и обладают способностью непосредственно познавать вещи.

Ангельская природа совершенна, и совершенство ее обусловлено их особой близостью к Богу. Совершенство Ангелов выражается в их высочайшем ведении, святости, чистоте и могуществе. Ангелы превосходят людей в крепости и силе. Вместе с тем совершенство Ангелов имеет пределы, т.к. сказано, что Бог «и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Разум и ведение их тоже не беспредельны, поскольку не могут они познать существо Божие, познание которого доступно только Самому Богу. Ангелы не знают будущего, если только Бог не откроет им его, они не знают полноты тайны Искупления, а только желают проникнуть в нее, не знают они также и всех помышлений человеческих. Творить чудеса Ангелы могут не своей силой, а благодатью, получаемой от Бога.

Ангелы, так же как и люди, сотворены по образу и по подобию Божию.

Возникает вопрос – кто же совершеннее, кто является «венцом творения»? Многие Свв. отцы решают этот вопрос в пользу Ангелов, обычно ссылаясь при этом на Евр. 2, 7: Не много Ты унизил его (человека) пред Ангелами. Но многие другие, также основываясь на Божественном Откровении, считают человека высшим по сравнению с Ангелами существом. Прп. Макарий Египетский говорит: «Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых». Без сомнения, лучшие представители человеческого рода превосходят своим совершенством Ангелов – Господь Иисус Христос по человечеству Своему превыше Ангелов, а Матерь Божия почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Природа Ангелов проста, а человек в своей более сложной  природе  сочетает два мира – чувственный и сверхчувственный, поэтому от свободной воли человека зависит и судьба этого мира.

Вопрос этот, впрочем, не имеет точного догматического решения и относится к области богословских мнений в силу того, что нам слишком мало известно о природе Ангелов, а Священное Писание не дает нам на него однозначного ответа.

Число Ангелов огромно, но не бесконечно. В Писании приводятся разные числа – тысячи, легионы, миллионы, тьмы (миллиарды). Эти числа говорят лишь о том, что число Ангелов громадно, но неизвестно нам.

Об ангельской иерархии

Многочисленность Ангелов предполагает разные степени их совершенства, а следовательно, и определенную ангельскую иерархию. В Священном Писании приводятся наименования многих ангельских чинов. Известно, что некоторые Ангелы называются просто Ангелами, а другие Архангелами, т.е. старшими Ангелами. Уже здесь мы видим иерархический принцип ангельского мира. По учению Церкви, сформулированному на рубеже V–VI вв. автором, известным нам под именем Дионисия Ареопагита, девять ангельских чинов разделяются на три триады. В высшую триаду – епархию, входят Серафимы, Херувимы, Престолы.

«Шестокрылатые» Серафимы (пламенеющие) – горят божественной любовью и побуждают к ней других. «Многоочитые» Херувимы (излияние премудрости), сияющие светом Богопознания, изливают просвещение и разумение тайн Божиих. Таинственные Престолы непостижимо «носят Бога» и служат правосудию Божию.

В среднюю триаду – метархию, входят Господства, Силы и Власти.

Господства – начальствуют над последующими чинами Ангелов, наставляют земных правителей, учат человека господствовать над своими страстями, желаниями и волей и побеждать различные искушения. Силы творят чудеса силой Божией, сообщают благодатные дары Божиим угодникам, даруют духовные силы, помогают людям в совершении подвига спасения. Власти имеют власть укрощать силу диавола, помогают подвизающимся в духовной невидимой брани.

Низшую триаду составляют Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала управляют вселенной, сохраняют племена, народы и страны, наставляют начальствующих и учат их совершать свое служение ради славы Божией и к пользе ближних. Архангелы укрепляют веру, ниспосылаются для возвещения воли Божией, открывают пророчества и тайны веры, просвещают людей светом Богопознания. Ангелы ближе всего к людям. Они никогда не оставляют человека, хранят, наставляют его к святой добродетельной жизни, удерживают от греховных падений и наставляют на покаяние.

Существуют также и особые, высшие Ангелы, которые не входят в вышеописанную ангельскую иерархию. Это Архангелы, имена которых нам известны как из Священного Писания, так и из Священного Предания – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

Архангел Михаил (имя его в переводе – кто как Бог) именуется Архистратигом ангельского воинства и поставлен во главе всех Небесных Сил. Именно он вместе с оставшимися верными Богу Ангелами низверг с небес возгордившегося Денницу с падшими духами. Архангел Михаил участвовал во многих важных событиях Ветхого Завета – предводительствовал народу Божию в странствованиях по пустыне, силой Божией поразил египтян и фараона, защищал израильтян в бедствиях и испытаниях. Он спас от огня трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, брошенных в печь за отказ поклониться идолу. Архангел Михаил запретил диаволу явить израильтянам тело пророка Моисея для обожения. В новозаветное время также известны многие чудеса и явления Архангела Михаила.

Архангелы: Гавриил (крепость Божия) – провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил (врачевание Божие) – целитель недугов духовных и телесных; Уриил (огонь, свет Божий) – просветитель, проводник Божественной любви; Селафиил (молитвенник) – научающий молитве; Иегудиил (славящий Бога) – помощник в молитвенных и аскетических подвигах; Варахиил – раздаятель милостей Божиих и благословения Божия на добрые дела; Иеремиил – возвышающий к Богу.

Свв. отцы допускают, что могут существовать и еще неизвестные нам ангельские чины и лики, которые откроются лишь в будущем веке.

Всеблагой Промысл Божий простирается на всё творение, в том числе и на Ангелов – как на добрых, так и на злых, падших, которых мы именуем бесами и демонами. В отношении добрых духов Промысл Божий заключается в том, что Бог сохраняет их бытие, направляет их и содействует достижению ими совершенства и блаженства. Ангелы достигают этих целей путем непосредственного, прямого служения Богу, которое заключается в лицезрении Бога, исполнении Его воли и в непрестанном таинственном воспевании Его совершенств. Людям открыты некоторые небесные и ангельские песни, называемые «трисвятыми»: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»; «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» и др.

Помощь и служение людям

Другой путь ангельского служения – косвенный, заключающийся в служении людям и миру в качестве орудий Промысла Божия. Вся Священная История как Ветхого, так и Нового Завета, наполнена примерами служения Ангелов делу спасения человеческого рода, делу основания Церкви, сохранения ее и распространения ее на земле.

Другим примером косвенного служения Ангелов является служение Ангелов Хранителей. По учению Церкви, основанному на некоторых упоминаниях Священного Писания, все народы, племена и общества людские имеют Ангелов Хранителей, которые предстательствуют за них перед Богом, неведомым и непостижимым образом направляют их к целям, поставленным Промыслом Божиим, заботятся о просвещении их Божественными истинами.

Ангелы Хранители есть и у каждого человека. В Евангелии от Мф. 18, 10 Господь, говоря об опасности соблазнить одного из малых сих, добавляет: Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.

Ангел Хранитель дается каждому человеку при Крещении. Существует мнение, что Ангел Хранитель может быть приставлен и к некрещеному, но по особым причинам и на некоторое время, подобно тому, как был дан  Архангел Рафаил Товии на время выполнения им возложенной на него миссии. Ангелы эти являются для человека хранителями души и тела и молитвенниками перед Богом. Они не оставляют душу человека и по смерти, помогают при прохождении воздушных мытарств. Ангел Хранитель отступает от согрешающего человека, но покаяние, о котором особенно радуются Ангелы, снова примиряет человека с его хранителем.

Промысл Божий в отношении злых, падших духов, заключается в том, что Бог в Своих всеблагих целях попускает злым духам действовать и искушать человека, ограничивая, впрочем, их злые деяния Своей всемогущей Силой. Свт. Иоанн Златоуст на вопрос о том, почему Господь попускает бесам искушать человека, отвечает так: «Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?», мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».

Падшие духи после низвержения своего с небес, настолько утвердились во зле, что уже не имеют возможности выбирать между добром и злом, природа их исказилась, она вся пронизана ненавистью, направлена только на творение зла, и покаяние для них недоступно. Напротив, Ангелы Божии, сохранившие верность Богу, настолько утвердились в добре, что оно, можно сказать, стало их природой, и они не могут уже ни согрешить, ни отпасть от Бога и от добра.

Итак, велик, необъятен, непостижим ангельский мир. Мы, живущие на земле, и по благости Божией имеющие знание об этом мире, должны подражать Ангелам в их чистоте и усердном всецелом служении Богу, в надежде на то, что и мы, по скончании века сего, сподобимся приобщения к этому светлому, чистейшему миру, и вместе с бесчисленными воинствами Ангелов будем воспевать Бога трисвятыми песньми в Его вечном и бессмертном Царстве.

Протоиерей Михаил, 21 ноября 2018 года