Музыка Рождества

   В Святую ночь Рождества Христова во всех православных храмах светло как днем от множества горящих свечей и лампад. Миллионы людей во всем мире встречают этот праздник. В минуты церковного торжества не умолкают рождественские песнопения и молитвы, сердце не покидают ощущение близости Бога и светлая радость.

Песнопения праздника

Праздник Рождества – не воспоминание. В этот день все молящиеся в храме стоят в вифлеемской пещере, у яслей Богомладенца. Церковь, как машина времени, переносит нас в древнюю Палестину, и, чтобы коснуться этой тайны, нужно «очистить смыслы», облегчить ум. «И вознесше ум, к Вифлеему вознесемся мыслию…» – поет Церковь накануне Рождества. Возносить ум нам помогают церковные песнопения.

Рождественский канон состоит из двух древних канонов, авторами которых являются два брата, великие гимнографы VIII века Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. Эта похвала торжеству Рождества Христова будет звучать весь пост до самого праздника, как бы «предваряя» собой скорую радость пришествия в мир Христа, и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника.

Накануне праздника, в его «навечерие», совершаются так называемые «царские часы» – именуемые «царскими» благодаря обычаю Византийских императоров, а затем и Московских царей присутствовать за этим богослужением. Здесь обычные службы суточного круга – первый, третий, шестой и девятый часы соединяются в одну службу, существенно при этом видоизменяясь. Во время царских часов читаются ветхозаветные паремии, Апостол и Евангелие – свои на каждом часе.

Главными и самыми часто воспеваемыми песнопениями в праздник являются тропарь и кондак Рождества.

Тропарь Рождества был создан уже около IV в. По-русски текст этого песнопения звучит так:

«Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!»

Это очень красивое и по-детски простое песнопение, в котором излагается основной смысл праздника.

Величайший христианский поэт VI в., преподобный Роман Сладкопевец, написал любимый всеми кондак Рождеству – «Дева днесь», который считается одной из вершин церковной поэзии. Многие знают его наизусть, часто его исполняют положенным на музыку именитых композиторов. Давайте забудем на минутку свой церковный опыт и прислушаемся к этому очень христианскому творению. Вот этот кондак по-русски:

«Сегодня Дева рождает Сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился Младенец – Предвечный Бог».

Невидимый Бог воплотился и стал Человеком – вот о чем возвещает праздник Рождества Христова, праздник Боговоплощения.

Один из наиболее торжественных моментов в рождественском богослужении – самое начало великого повечерия. Отверзаются царские врата, и хор поет светлое и торжествующее песнопение: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!..»

В основу этого знаменитого гимна положено пророчество Исаии. Этот пророк, живший за 700 лет до Рождества Христова, возвестил будущее рождение Спасителя от Девы, пророчествовал о событиях Его земной жизни, а также о страданиях, которые Сын Божий должен будет принять ради спасения рода человеческого. Пророк, просвещенный Духом Святым, так ясно видел духовным зрением грядущие события Нового Завета, что его нередко называют «ветхозаветным евангелистом».

В начале шестопсалмия поются знаменитые слова ангельской песни, которые мы сегодня многократно услышим в самых разных песнопениях и в Евангелии и в проповеди: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение».

Если мы обратим наше внимание на тексты песнопений, то заметим одну интересную особенность: частое повторение слов «днесь» и «ныне». Сегодня, сейчас «Дева Пресущественного рождает». Событие совершилось более 2000 лет тому назад, но то, что произошло тогда, имеет непосредственное отношение и к нам, живущим сегодня. Поэтому Церковь своими песнопениями и всем своим богослужением вводит нас в особую реальность. Мы становимся духовными участниками и свидетелями совершающихся перед нашим мысленным взором событий.

Традиции

Праздник Рождества горячо любим во всем мире, и, конечно, он «оброс» огромным количеством традиций.

Наверное, всем известна прекрасная народная традиция – рождественские колядки. Она органично влилась в народное празднование Рождества.

Есть несколько версий, откуда взялось слово «коляда». По одной из них, это заимствование из латыни. Сходным словом «календы» римляне называли первые дни каждого месяца. По другой версии, древнейшим значением слова «коляда» было «подарки, подаяния, собираемые духовенством» – то, что прихожане жертвовали духовенству на пропитание.

Песни-колядки – это одна из самых ярких праздничных народных традиций Рождества Христова, существующая в разных странах. Чаще всего у них коллективный автор – простой народ.

Колядка – это, как правило, маленький рождественский рассказ о величайшем событии в истории и прославление главных действующих лиц той Святой ночи, когда родился Спаситель мира.

Поющие символизируют собой Ангелов, явившихся на поле пастухам и возвестивших им благую весть о Рождении в мир Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа.

До нас дошли замечательные колядки.  Вот одна из них:

Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями
Из святаго града.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Да придут до тебя,
Три праздника в гости.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

А первый же праздник,– Рождество Христово.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

А другой же праздник, – Святого Василия.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

А третий же праздник,–
Святое Крещение
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

А на этом слове – будьте вы здоровы,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Колядку эту по праву можно назвать одной из самых распространенных и популярных на сегодняшний день. Это произведение народного творчества в период святок мы можем услышать повсеместно.

Поют старинные колядки по всей России. А в последнее время даже организуют веселые праздничные представления с участием профессиональных певчих, и проходят они у всех на виду, в самых неожиданных местах, например, в торговых центрах. Такая прекрасная традиция появилась и в нашем городе!

Многие думают, что колядование – это языческий обычай. Однако это не так. Какими бы ни были его корни, в христианской культуре он получил свое логичное осмысление. Колядка – это радостный крик души верующего человека. Колядующие вместе с песнями приносят в дом особую атмосферу праздничного веселья. Очень часто колядующие ходят по домам с самодельной звездой, закрепленной на шесте. Она символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела трех волхвов, мудрецов с Востока, в пещеру, где родился Христос.

***

Великое событие Боговоплощения изменило течение человеческой жизни, и самое главное, чтобы радость Рождества жила в каждом сердце, а радость о Рождении Христа можно выражать по-разному: и в богослужении, и в приготовлении праздничного обеда, и, конечно, в песнях.

Наталья Гребенюк, 10 января 2019 г.