Мощевик из Свято-Троицкого собора

05082015-01Одна из реликвий Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова — уникальный ковчег-мощевик — стала достоянием прихожан совсем недавно, всего десятилетие назад, хотя у этой чтимой святыни — долгая и непростая история. Но прежде чем обратиться к ней, напомним читателям о том, как в Православии складывалась традиция почитания святых мощей.

Эта традиция восходит к первым векам христианства. Издавна христиане почитали мучеников, отдавших жизнь за свидетельство о Христе — почитали настолько, что благоговейно собирали останки растерзанных дикими зверями на арене римского Колизея, сожженных заживо «факелов Нерона», умученных иными способами. Даже Литургия служилась первоначально на гробницах мучеников — потому и сегодня она не может совершаться в отсутствии антиминса. Как отмечает православный портал «Азбука», «основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Священного Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (ср.: 1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (ср.: 1 Кор. 6, 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников <…>

С этих пор и введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы».

Мощевик, хранящийся ныне в Свято-Троицком соборе, первоначально находился в походной церкви екатерининского вельможи князя Сергея Федоровича Голицына (1748–1810). Флигель-адъютант императрицы Екатерины II, он был боевым генералом, участником суворовских кампаний, кавалером российских и иностранных орденов. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, в дальнейшем получившую общероссийскую известность. Через несколько лет в усадьбе была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня.

Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных-Прозоровских — далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. Историки свидетельствуют о том, что в личных архивах осталось немало свидетельств пребывания христианских святынь во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты. Вопреки расхожим представлениям, далеко не все русские дворяне XVIII века были вольтерьянцами-безбожниками, и благочестивый пример генерала Голицына — тому пример.

Итак, святыня пребывала в зубриловском храме Преображения Господня — до 1921 года, когда церковь в Зубриловке была закрыта. Оказавшись в руках идейных борцов с «опиумом для народа», ковчег-мощевик прежде всего лишился своего драгоценного серебряного оклада…

В 1930 году мощевик появился среди экспонатов антирелигиозной выставки, проводимой Союзом воинствующих безбожников. Что именно хотели в данном случае «изобличить» воинствующие безбожники, выставляя на глумление ковчег с мощами, современному человеку трудно понять, поскольку православные никогда и не скрывали, что почитают останки своих святых.

Затем святыня оказалась в Саратовском областном музее краеведения. Первая запись о ее поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937–1938 годах: «Коллекция мощей, собранная кн. Прозоровским-Голицыным. Дерев. доска с фото». В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви с. Зубриловки Саратовской области». (Подтверждение, что мощевик действительно из этого села, исследователи обнаружили в метрике зубриловского храма. Священник Павел Прозоров, в 1887 году составлявший по просьбе Императорской Академии художеств метрику, отметил, что в храме имеется икона с мощами).

В фондах краеведческого музея сохранилась также фотография мощевика. На ней можно увидеть, как он выглядел до закрытия церкви и передачи в музей. На фотографии изображен в раскрытом виде металлический ковчег в форме складня с двумя створками. Внутрь него помещена доска с частицами мощей в окладе, в ее центре — эмалевая икона-дробница Воскресения Христова. Благодаря мастерству неизвестного фотографа и компьютерной обработке, стало возможным расшифровать надписи на окладе и, таким образом, атрибутировать частицы мощей.

Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25,5 х 21,6 см, на которой расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски — гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова.

Результаты работы по атрибуции мощей, а также материалы о Сергее Федоровиче Голицыне, его жене Варваре Васильевне, урожденной Энгельгардт (1751–1815), которая была родной племянницей князя Г. А. ПотемкинаТаврического; об имении Голицыных в Зубриловке, о Спасо-Преображенской церкви были представлены на выставке в музее краеведения, посвященной истории этой уникальной реликвии. Выставка «Обретенная святыня» проходила в декабре 2004-го — январе 2005 года. Тогда же, согласно Положению о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило Саратовскому областному музею краеведения передать мощевик саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование.05082015-02

Торжественный акт возвращения святыни Русской Православной Церкви состоялся 14 января 2005 года. В этот день Владыка Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком храме. Затем начался крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен благодарственный молебен.

В 2006 году было решено восстановить драгоценную ризу на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь святыня постоянно пребывает там, где ей единственно и подобает находиться, — в церкви. Мощевик хранится в нижнем, Успенском, храме собора, около Казанской иконы Божией Матери. Ныне каждый приходящий в кафедральный собор имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге. Поклоняясь этой святыне, нельзя не вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

Журнал «Ведомости Саратовской митрополии» № 2, февраль 2015 г.

Подготовила Оксана Гаркавенко

www.eparhia-saratov.ru/Articles/moshhevik-iz-svyato-troickogo-sobora