По учению Церкви, очень важно молиться за новопреставленного (недавно умершего человека) в первые сорок дней с момента смерти, так как в это время душа человека попадает до Страшного Суда либо в рай, либо в ад, однако молитвы умершим нужны и после этого срока. После смерти христианин самостоятельно не может облегчить свою участь, но молитвы близких, поминовение на Литургии и раздача милостыни с просьбой помянуть человека, могут изменить участь человека на Страшном Суде.
Однако нужно понять, когда речь идет о молитве, люди не просто читают определенный текст, а обращаются к Богу, искренне просят Его о помощи. Молитва – это не просто чтение кем-то написанных слов, а обращение человеческого сердца к Богу. И Бог смотрит не на слова, а на сердце молящегося человека. Мы молимся за усопших, которые при своей земной жизни не дошли до Бога по незнанию, по неведению или по слабости, чтобы Господь Бог помиловал их.
С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Молитва за усопших в храме – неотъемлемая часть церковной жизни. В храме нельзя поминать лишь тех, кто покончил жизнь самоубийством (хотя таких людей не возбраняется поминать в домашних молитвах). Однако существует мнение, что в Церкви нельзя поминать и тех, кто умер из-за последствий алкогольного отравления и вообще пристрастия к винопитию.
Основание для того, чтобы не поминать самоубийц мы находим в 14 правиле св. Тимофея, еп. Александрийского. Оно звучит так: Вопрос: Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет?
Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самаго себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению.
Из этого правила мы можем сделать два важных для нас вывода: первое – самоубийцу, который по своей воле наложил на себя руки, действительно нельзя поминать в Церкви. Второе – чтобы человека нельзя было поминать в Церкви, нужно, чтобы самому самоубийству сопутствовала воля человека. Т.е. если человек не контролировал свои поступки по причине, например, душевной болезни, то поминать его в Церкви можно.
Святейший Синод Русской Церкви вполне определенно говорит о возможности христианского погребения (а следовательно, и церковного поминовения) лиц, умерших от отравления алкоголем: «Определение Святейшего Синода по вопросу о погребении по христианскому обряду лиц, скоропостижно умерших от излишняго употребления вина <…> вследствие возникшаго между одним губернским правлением и епархиальным начальством недоразумения по вопросу о погребении по христианскому обряду лиц, скоропостижно умерших от излишняго употребления вина. <…> Могут быть лишаемы христианскаго погребения только лица, намеренно лишившие себя жизни, к числу которых не могут быть отнесены погибающие случайно от злоупотребления крепкими напитками».
Таким образом, исходя из текста постановления Святейшего Синода, не может быть поминаем в Церкви человек, который намеренно отравил себя алкоголем (хотя вероятность этого крайне мала). Кроме того, человек, совершивший суицид в состоянии алкогольного опьянения (и не имеющий подтверждения о своей невменяемости), также не может быть отпет и поминаем в Церкви (хотя в сложных ситуациях возможно обращение по этому вопросу в епархиальную каноническую комиссию).
Ключевым фактором, определяющим поминовение или непоминовение человека в Церкви (при самоубийстве), является направленность его воли. Если человек имеет психические расстройства, то его поминают, потому что в таком случае он не способен полностью контролировать собственную волю и ничего сделать с этим при всем желании не может, а в сложных ситуациях всегда можно обратиться в епархиальную комиссию. Смерть человека вследствие алкогольного отравления (и вообще вследствие алкоголизма) не может считаться самоубийством, если только не было желания самого человека покончить с собой подобным образом. Однако суицид в состоянии опьянения признаётся самоубийством и такого человека в храме не поминают (хотя, стоит повторить, что ситуации бывают разные и при сомнениях можно обратиться в епархиальную комиссию).
Иерей Борис Бурлаков, 7 января 2021 год