Любительский хор Свято-Троицкого собора был организован по благословению настоятеля игумена Пахомия в 2006 г. Именно тогда был набран основной состав хора. Но и на протяжении всех последующих лет появлялись новые певчие – прихожанки храма.
Так уж сложилось, что в нашем любительском хоре поют только женщины. Но благодаря этому есть возможность экспериментировать в плане выбора репертуара, исполнять одноголосные знаменные, византийские распевы, подзвучивая их исоном по образцу греческого пения. В настоящее время хор регулярно по средам поет Литургию, идет работа над изучением вечернего богослужения и главным образом гласовых песнопений. Пение на глас представляет особую сложность, поскольку мелодии гласов необходимо запомнить, чтобы суметь исполнять с их помощью изменяемые богослужебные молитвословия.Пьянкова Светлана-регент любительского хора
Поначалу работа над репертуаром хора шла очень медленно. Приходилось одновременно осваивать азы музыкальной грамоты, овладевать навыками певческого дыхания, разучивать новые песнопения. Но, несмотря на все трудности, уже с самого начала чувствовалось огромное желание участников коллектива научиться петь, чтобы иметь возможность служить Богу и голосом, и сердцем. Пение в церковном хоре для верующего человека имеет особую ценность. Ведь богослужебное пение – это молитвенное общение с Богом, именно к этому стремится душа каждого христианина.
Совместная церковная молитва подразумевает участие в богослужебном действе всех прихожан, в том числе и не поющих. И тем не менее, клиросное служение – это особый опыт, он как бы вводит в сердцевину богообщения, усиливает ощущение ответственности предстояния. В пении любительского хора со всей очевидностью проявляется соборная природа богослужебного творчества: каждый певчий в отдельности оказывается абсолютно беспомощным и бесталанным, а в совместной работе вдруг что-то начинает получаться. Такое чудо становится возможным, конечно, лишь посредством со-действия благодати Божией.
Пение в хоре оказывается полезным для его участников и в духовном отношении. Оно воспитывает, учит смирению, ведь пение в коллективе нередко вынуждает отказаться от собственного мнения, принять общие правила. Кому-то приходится бороться с излишней самонадеянностью, а другому серьезным препятствием является чрезмерная неуверенность в своих силах. Вообще разучивание нового дается с большим трудом, здесь от всех требуется особый запас терпения.
Итак, значимость опыта пения в церковном хоре для самих прихожан очевидна. Попробуем осмыслить функцию любительского хора в другом масштабе, оценить его значение для церковного богослужения. Дело в том, что любительский хор отличается от профессионального не только уровнем технического мастерства. Скорее даже профессиональные качества этих коллективов можно рассмотреть как разные, пусть удаленные друг от друга, отметки на одной шкале. А главное отличие в ином.
Профессиональные певчие, изучая музыкальную грамоту с самого детства, владеют в совершенстве музыкальным языком. Для них этот язык – особая система, со своими законами и внутренней логикой. Знание его побуждает оценивать любое песнопение прежде всего как самобытное музыкальное произведение. Заметим, что в основе современного музыкального образования лежат принципы западно-европейского музыкального мышления. Поэтому русское знаменное пение в восприятии профессиональных музыкантов парадоксальным образом оказывается чужим и непонятным языком. Ведь они привыкли к другому языку – языку замкнутых форм, ярких гармонических и тембровых красок.Любительский хор Свято-Троицкого собора г.Саратов
Музыкальный язык западно-европейского образца – самодостаточная система, совершенно не связанная с языком вербальным. Поэтому в произведениях с текстом слово как бы извне прикладывается к музыкальному материалу, функция и восприятие его оказываются вторичными. Это совсем не означает, что музыкант не задумывается о смысле пропеваемых слов. Причина кажущейся иногда неискренности звучащего – в замкнутости музыкальной системы, в условности, искусственности соотношения двух языков, в наличии некоторого зазора между словом и его звуковым образом.
Для певчих-любителей первичным остается слово, а музыка является лишь средством его воплощения. Собственно, когда-то так оно и было, даже более – мелодия в богослужебной певческой системе как бы рождалась в слове, или слово преображалось в мелодию. Вероятно, где-то на интуитивном уровне непрофессиональные певчие ощущают эту таинственную взаимосвязь слова и мелодии в знаменном пении. Отсюда их большое желание разучивать древние распевы. Но и в исполнении песнопений партесного стиля музыка остается лишь малой частью, внешней стороной иконообраза.
В заключение хотелось бы сказать, что и любитель, конечно же, может залюбоваться музыкой, забыть о ее истинном предназначении, и профессионал способен переосмыслить языковые нормы, осознать условность и ограниченность современного музыкального языка. И все же, на наш взгляд, непрофессионалу легче принять певческую культуру мышления, укорененную в слове.
Всех желающих научиться церковному пению приглашаем в любительский хор нашего собора.
Регент любительского хора Светлана Пьянкова