«Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области»

УДК 908
Воронихин Андрей Владимирович, кандидат исторических наук, свободный исследователь, Россия
Воронихина Ирина Васильевна, куратор музея Свято-Троицкого собора г. Саратова, Россия

 А.В. Воронихин, И.В. Воронихина

Музей Свято-Троицкого собора г. Саратова
Саратов, Россия

 Этапы «изъятия» Свято-Троицкого собора г. Саратова                                                              у Русской Православной Церкви в 1930-е годы

 Аннотация. В статье на основе архивных и опубликованных документов восстанавливаются этапы «изъятия» Саратовского (Старого) собора во имя Живоначальной Троицы у верующих Русской Православной Церкви. Детально восстановлена хроника противостояния церковного совета собора попыткам захвата здания со стороны городского совета и обновленцев «Живой церкви». Выявлено участие в попытках спасти храм для прихожан РПЦ одного из последних настоятелей Свято-Троицкого собора протоиерея В.П. Знаменского.

Ключевые слова: закрытие Свято-Троицкого собора, религиозная община Троицкой церкви, Саратовский городской совет, Краевой музей, обновленцы-живоцерковники, протоиерей В.П. Знаменский.

 A.V. Voronikhin, I.V. Voronikhina

 Museum of the Holy Trinity Cathedral of Saratov

Saratov, Russia

Stages of the «seizure» of the Holy Trinity Cathedral of Saratov from the Russian Orthodox Church in the 1930s

Annotation. The article reconstructs the stages of the «seizure» of the Saratov (Old) Cathedral in the name of the Life-Giving Trinity from the faithful of the Russian Orthodox Church on the basis of archival and published documents. The chronicle of the opposition of the church council of the cathedral to the attempts to seize the building by the city council and the renovationists of the «Living Church» has been restored in detail. The participation of Archpriest V.P. Znamensky, one of the last rectors of the Holy Trinity Cathedral, in attempts to save the church for the parishioners of the Russian Orthodox Church, was revealed.

Key words: closure of the Holy Trinity Cathedral, religious community of the Trinity Church, Saratov City Council, Regional Museum, renovationists-living churchmen, Archpriest V.P. Znamensky.

 В нижнем храме Свято-Троицкого собора есть памятная надпись, в которой такие выразительные слова, как «в годину лютую земли нашей, неистовством неверных собор сей поруган и затворен бысть». Об этом наше документальное исследование.

Об антицерковном характере советской власти духовенство, верующие и другие представители образованного общества революционной России узнали из первых декретов большевиков. 21 января (3 февраля) 1918 г. газеты «Правда» и «Известия» опубликовали «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». 23 января (5 февраля) в официальном правительственном органе «Газете рабочего и крестьянского правительства» его назвали «Декретом Народных Комиссаров РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Пункты 12 и 13 этого закона гласили: «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

  1. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» [1, с. 263]

Эти нормы декрета вызвали беспокойство у членов правления Саратовской губернской ученой архивной комиссии. Что отразилось в протоколе их заседания от 31 декабря 1918 г. о делегировании А.А. Гераклитова, С.И. Быстрова, А.А. Кроткова, С.Д. Соколова и Н.И. Теодоровича в комиссию по отделению церкви от государства с целью сохранения в неприкосновенности Саратовского Троицкого собора [2, с. 263].

Авторитетные саратовские ученые: краеведы, археологи, лингвисты, историки понимали необходимость сохранения Свято-Троицкого собора прежде всего как архитектурного памятника конца ХVII века. За сохранения собора во имя Живоначальной Троицы для верующих согласно новым реалиям должны были бороться члены религиозной общины, так называемой «двадцатки».

Первые попытки разорить и отнять Саратовский (Старый) собор во имя Живоначальной Троицы у верующих Русской Православной Церкви относятся к 1922 году. 8 марта 1922 г. при Саратовском губернском исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Губисполкоме, председатель – И.П. Ерасов) была образована комиссия по изъятию церковных ценностей с задачей: в месячный срок изъять их не только в губернском центре, но и в уездах через образованные там подкомиссии [3]. В Саратове изъятия начались 14 марта со Свято-Троицкого собора и закончились только 20 мая. За это время под предлогом помощи голодающим Поволжья [4] большевики изъяли из церквей Саратовской губернии 154 пуда, 9 фунтов (это более 2,522,5 кг) церковных ценностей, о чем досрочно отчитались 10 апреля 1922 г. зампред ГПУ т. Уншлихт и начальник СОГПУ т. Самсонов.

Специальное постановление Губернской Чрезвычайной комиссии (ГубЧК) по изъятию церковных ценностей (председатель – Кульманов, член комиссии – Трофимов и предгубмузея – Скалдин) [5, с. 5]. зафиксировало то, что Губ ЧК оставляла в ризнице Свято-Троицкого собора, а что изымала (зачитываю выборочно): «1) два ковчега, один из них на медном основании, а музейн[ые] 3 – категорически изъять; 2) из потиров средний побольше один (вес 290 ½ злт.); средний (196,5 злт.); один самый малый для больных на дому (50 злт.); 3) из крестов оставить один большой весом 1 ф.73 злт., два малых (60  и 113 злт.); 4) трехсвечник изъять, предложить Губмузею заменить его не из драгоценного металла. ИЗ РИЗ: Ризы с икон снять, а также венчики, допустив выкуп по эквиваленту заключ[енного] в них драгоценного металла». На просьбу коллектива верующих Троицкой церкви «выкупить Евангелие, употреб[ляемое] для архиерейского богослужения», Губ. ЧК 11 мая 1922 г. ответила отказом, «в виду того, что Троицкой церкви оставлено одно медное Евангелие и три малых. Разрешить выкуп при условии представления одного из оставленных Евангелий, для снятия с него серебряных украшений». Подпись пред. комиссии – Кульманов» [6].

Вторая напасть угрожала саратовским храмам уже не от государства рабочих и крестьян, а от раскольников внутри РПЦ. Заявившие о себе в полный голос саратовские обновленцы «Живой Церкви» к концу 1922 г. захватили некоторые саратовские храмы в том числе и кафедральный (Александро-Невский. – Авт.) собор. Примирилась с обновленцами и часть церковных советов. По воспоминаниям активного участника религиозной жизни Саратова юриста Александра Александровича Соловьева, [7]. у православных осталось восемь церквей [8] Троицкий «старый» собор среди них [9, с. 101–102].

В этой же мемориальной записке А.А. Соловьёва отмечено, что, на день Св. Троицы 1923 г., (14 (27) мая) епископ Сердобский, викарий Саратовской епархии Петр (Соколов) [10] отслужил всенощную в Крестовой церкви, а на другой день в Троицком соборе (старом) совершил торжественную литургию и молебен [9, с. 105]. Это еще одно подтверждение того, что Свято-Троицкий собор в 1922-1923 гг. оставался в руках членов общины РПЦ, где настоятелем был благочинный саратовских церквей о. Иоанн Соколов – «твердый противник «Живой церкви» (по отзыву А.А. Соловьева) [9, с. 96].

Второй массированный приступ представителей советской власти и обновленцев на здание Свято-Троицкого собора с целью его изъятия у православных верующих датируется самым началом 1930-х годов [11], когда началась реализация Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г.

В 1930 г. дирекция Саратовского Краевого Музея и Оргбюро ЦС Союза воинствующих безбожников по Саратовскому краю представляли в Крайисполком «ориентировочные сметные и хозяйственные соображения по использованию Музеем здания ст[арого] собора» [12]. 6 августа 1931 г. было достигнуто соглашение о предоставлении Собора под антирелигиозный музей, т. к. «для верующих имеется возможность посещать рядом находящиеся храмы Старо-Казанский 75 м, Введенский 800 м, Рождества Богородицы 200 м». Но и на этот раз Старый собор устоял, а вот Казанская церковь была закрыта, а затем разрушена [13].

20 июля 1934 г. за № 94 был послан запрос от Комитета по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК о состоянии Свято-Троицкого (Старого) собора и «его использовании КрайОНО и Крайисполкомом» [12]. Видимо члены комитета знали, что с июня 1834 г. службы в церкви не проводятся.

А вот как описывали ситуацию лета 1934 г. представители Исполнительного органа религиозной общины Троицкой церкви (Старого собора) (председатель – Перебейносова Агафья Романовна, казначей – Черчинцева Марья Петровна, секретарь – Никитина, от коллектива верующих: Пастухова, Голубева и Шолохов Иван Николаевич) 18 сентября 1934 г.: «… ремонт был сорван насильническими действиями обновленцев 2 раза ломавших замки у храма, ежедневно требовавших сдачи им храма, ключей и удаления нашей охраны из жилых помещений при храме, о всех этих насильнических действиях мы сообщали в Горсовет, однако, не только не получили никакой помощи в смысле устранения лиц действующих самоуправно и насильнически, но, наоборот, от ответственного исполнителя т. Бурмистровой и уполномоченного Сар. ОГПУ т. Кащеева, неоднократно получали словесные требования о передаче храма обновленцам….» [14, л. 126-126 об.]. Причем на просьбу дать письменные распоряжения о передаче храма члены «двадцатки» получили отказ советских служащих, отчетливо понимавших незаконность такого требования.

12 сентября 1934 г. в собор прибыла Саратовского горсовета (от горсовета – тов. Алексеева, от ГорФО – тов. Натанзон, от Краймузея – т. Рыков [15], с участием инженера Гелейниха), которой был составлен акт, фиксировавший малейшие недочеты не просто в ремонтных работах, но детально: в побелке, покраске, очистке дымоходов, ремонте печей, водостоков и т. п.

Документ времени

Акт

Сентября 12-го дня 1934 года, г. Саратов

Мы, нижеподписавшиеся, комиссия Саратовского Горсовета в лице представителей Горсовета тов. АЛЕКСЕЕВОЙ, от ГорФО тов. НАТАНЗОНА, от Краймузея т. РЫКОВА с участием инженера тов. ГЕЛЕЙНИХА составили настоящий акт в том, что при обследовании Троицкого старого собора в г. Саратове по вопросу выполнения коллективом верующих данного собора, взятых на субя обязанностей по ремнту здания церкви, согласно заключения Технической КомиссииСаратовского Горсовета от 13/IV— 1934 г., учитывая ценность вышеуказанной церкви, как памятника старины и искусства конца ХVII столетия, состоящего а учете Глав. Науки и Саратовского Краймузея

Комиссией установлено, что:

  1. Обязательства по окончанию ремонта к 1-му сентября 1934 года коллективом (верующих. – Авт.) не выполнено, а ремонт в 1933 г. был выполнен частично.
  2. Требование комиссии о перетирке и обивке старой штукатурки на верхней террасе не выполнено и побелка произведена поверх старой окраски.
  3. Фасадная часть здания от старой краски не освобождена и не окрашена вновь.
  4. Покраска оконных переплетов, дверей и полов с очисткой старой штукатурки не произведена.
  5. В нижнем этаже внутренная побелка не произведена, в верхнем этаже снятие старой облупившейся масляной краски и побелки не было.
  6. Очистка дымоходов и ремонт печей не произведен.
  7. В верхнем этаже произведена ликвидация только временной печи, а голландской печью не заменили.
  8. Мелкий ремонт по исправлению оконных переплетов и дверных полотен не произведен.
  9. Остекление фасада не произведено и окна до сего времени стоят без стекол.
  10. Ремонтное исправление крыши и водостоков произведено частично. Покраска крыши не произведена.
  11. Охрана здания отсутствует и охраняется имущество исключительно внутри самими верующими.
  12. Обнаружено расхищение кирпичной кладки ограды.
  13. Разрушается кладка стен.
  14. Имеется наличие трещин в арочных перемычках и колонках.
  15. В течение двух месяцев между верующими идут раздоры, оканчивающиеся драками между старо-церковниками и обновленцами, в результате чего ключи неизвестно у кого находятся, что свидетельствует о бесхозяйственном состоянии Старого Собора.

Комиссия считает, что в целях охраны исторического памятника, построенного с созданием г. Саратова, здание Троицкого собора от коллектива верующих необходимо изъять и передать Краймузею для охранения, так как благодаря бесхозяйственному содержанию и разрушению его в дальнейшем потребует колоссальных средств на реставрацию».

Этот документ подписали представитель горсовета Алексеева, ГорФО Натанзон, «за проф. Рыкова научный сотрудник по учету и хранению памятников А. Леонтьев», инженер Гелейних [16, Л. 119-119 об.].

Трагической датой в истории старейшего и любимого многими поколениями саратовцев храма останется 13 сентября 1934 г. В этот день прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского городского Совета депутатов постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушение кирпичной кладки стен, оград и наличие трещины в арках колонн, невыполнение обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей» [16, л. 119].

13-го же сентября ответственный исполнитель по культам Губисполкома Алексеева, инспектор по госфондам ГорФО Натанзон, сотрудники Краймузея проф. Рыков и тов. А. Леонтьев, а также от ХОЗО НКВД Юшинков составили акт, что «согласно постановления Сар. Горсовета от 13/IХ с. г. о закрытии старого собора в г. Саратове и передаче его под Краймузей антирелигиозного познания, явившись в здание старого собора, выявили, что печати горсовета все на месте, но ключи исполнит[ельным] органом в 3-й раз не представлены комиссии, по объяснениям председателя исполнительного органа, ключи забраны обновленцами, пытавшимися захватить церковь.

За отсутствием ключей дверь в присутствии исполнительного органа была взломана и снята печать Горсовета, после чего был осмотрен собор….

От исполнит. органа старого собора: Черчинцева.

Зам. председателя исполнит. органа: Перебейносова» [16, л. 123].

 

В своем объяснении представители Исполнительного органа Религиозной общины Троицкой церкви (Старого Собора) (председатель – Перебейносова Агафья Романовна, казначей – Черчинцева Марья Петровна, секретарь – Никитина, от коллектива верующих: Пастухова, Голубева и Шолохов Иван Николаевич) 18 сентября 1934 г. сообщили подробности «осмотра» собора комиссией: «Дополнительно сообщаем 13/IХ — с.г…., когда состоялось расторжение договора к нашему храму явилась комиссия Горсовета, взломала замки дверей, вошла в храм, там взломала 2 сундука с церковным имуществом, взяла 3 иконы и 3 серебряных копия и не дала нам расписки, и 14, 15, 16 сентября верхняя церковь подверглась разграблению; иконы были сброшены на пол, рамы окон поломаны, подсвечники изуродованы и взято церковное имущество без составления акта.

На основании изложенного просим немедленно приостановить дальнейшее разрушение храма и изъятие имущества, признать постановление Саргорсовета 13/IХ — с. г. неправильным и возвратить храм в наше пользование, а также привлечь к ответственности лиц незаконно действовавших.

Со своей стороны мы обязуемся продолжить ремонт с перенесением части его на следующий строительный сезон 1935 г….» [14, л.  126-126 об.].

Реакция на эту обоснованную жалобу была в постановлении Президиума Саратовского городского Совета от 25 сентября 1934 г.:  «за незаконные действия, выразившиеся в взломе замка 1-го этажа (Старого. – Авт.) Собора» объявлялся «а) строгий выговор членам Комиссии, исполнительнице по культам т. Алексеевой, представителю ГорФО – т. Натанзон, представителю музея – т. Леонтьеву, от ХОЗО НКВД – т. Юшинкову; б) исполнительницу по культам Алексееву с работы снять. 3. Просить Прокурора по спецделам провести следствие по данному делу» [14, Л. 169-169 об.].

В течение 1934-1935 гг. община верующих пыталась опротестовать решение о закрытии Свято-Троицкого собора. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина.

Показательно заявление, отправленный Марией Харитоновой лично и «от множества верующих г. Саратова» в Центральный Исполнительный Комитет. (Москва. Кремль) 29 декабря 1934 г. Это документ большого гражданского мужества.

Документ времени

«Заявление.

По декретам верующие пользуются свободой вероисповедания, никаких гонений на них нет. На самом деле на местах царит самое возмутительное и нетерпимое отношение к верующим, подрывающее уважение к Советской власти.

… Верующие преследуются, их гонят и держат в заключении… Все делается под видом раскрытия несуществующих контрреволюционных идей, …создают искусственные дела, (гонят) в ссылки.

Не было во все прошедшие века такого поругания народных святынь, как теперь. Этого ли ожидал народ, когда его ставили на пути Революции?

Работник НКВД … сначала требуют сдать храм добровольно, а при сопротивлении (людей) хватают и высылают. Многие приходы лишились своих храмов и священников… Храмы облагают огромными налогами, священников в селах – деньгами, мясом, маслом, шерстью и т. д., чтобы только изгнать их и был повод к закрытию церкви.

Все это заставляет верующих убедительно просить и умолять Правительство дать ему законную свободу вероисповедания и прекратить недопустимые гонения. Они ходатайствуют о возвращении им Старого собора, имеющего историческую ценность со дня основания Саратова, Крестовоздвиженского храма, Князь-Владимирского, Серафимовского и др. Люди ждут этого, желая иметь мирную и покойную жизнь под охраной Советской власти. Ведь только та страна процветает и может хвалиться хорошей жизнью, где существуют добрые порядки.

Вера христианская существует уже почти 2 000 лет. Она видела в языческие времена катакомбы, костры и т. д. Стыд и срам стране, когда и теперь на нее поднимаются гонения!

Пусть работники НКВД охраняют законность, … но они не должны вмешиваться в церковную жизнь и создавать вымышленные Дела вокруг церковников.

Тысячи граждан Саратова обращают внимание на то, что город, имеющий около 360 тысяч жителей, из коих 80 % верующих, остался при 2-х храмах и пяти священниках (остальные все высланы, или просят милостыню наряду с нищими). И эти 2 храма на окраинах г. Саратова.

К сему от множества верующих Мария Харитонова, г. Саратов, ул. Садовая, № 88…» [17].

 Постановление Президиума Саратовского городского совета от 25 сентября 1934 г. разъясняло: «(2-й этаж, изолированный от 1-го, был закрыт еще решением оргкомитета от 21 марта 1934 г.).

Президиум Городского Совета счел целесообразным удовлетворить просьбу Музея и закрыть 1-й этаж Собора, передав весь бывший Собор Краевому Музею для научных целей…» [14, л. 169-169 об.].

Но музейщики не сразу заняли реквизированное здание. В мае 1936 г. начальник Рязано-Уральской железной дороги тов. Кавтарадзе [18] попытался перехватить здание собора и превратить храм в клуб железнодорожников. Из протокола № 51 заседания Президиума Саратовского городского совета от 7 мая 1936 г. следует, что товарищи решили «ходатайство Начальника Дороги, партийной и профессиональной организаций и депутатской группы железной дороги» нужно «удовлетворить», и передать «старый собор под клуб железнодорожников» [17, л. 172].

Но еще 20 февраля 1936 г. на заседании Президиума ВЦИК (выписка из протокола № 35) было заслушано «Постановление Президиума Саратовского Крайисполкома ор 20/Х – 34 года о закрытии Троицкого собора в гор. Саратове» и вынесено окончательное решение: «… собор закрыть. Здание передать краевому музею. Секретарь ВЦИК А. КИСЕЛЕВ [19].» [17, л. 173 об.]. В Саратовском краевом исполнительном комитете совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов этот документ был получен 19 марта, а в Горсовет пришел 20 марта 1936 г. [17, л. 173].. На каком основании рассматривалось обращение руководства РУЖД 7 мая 1936 г. остается бюрократической загадкой.

Таким образом, с 13 сентября 1934 г. «собор сей затворен бысть» и его здание было передано краевому музею. Именно этот собственник фактически спас старейший в Поволжье храм от уничтожения. Ведь с середины 1930-х годов большинство саратовских храмов, после их закрытия были разрушены.

Намеченное размещение в соборе самостоятельного музея Отдела истории религии и атеизма в 1939 г. (слава Богу) не состоялось. Хотя средства на его создание были выделены в первом полугодии 1941 г. – 60 тыс. руб. [20].  В здании после косметического ремонта и переоборудования поместили хранилище фондов музея. А одно время там квартировало и Главное архивное управление НКВД СССР.

Остается не выясненным вопрос: кто в этот период времени был настоятелем Свято-Троицкого собора? Мемориальная записка А.А. Соловьева позволяет ответить на него.

В 1934 г. саратовские обновленцы продолжили попытки захватить здания храмов с помощью «оборванцев с кладбища» (выражение А.А Соловьева), т. е. люмпенов, которые группировались в районе Воскресенского кладбища. Набеги таких агрессивных ватаг отбили сначала прихожане Серафимовской церкви, затем – Спасо-Преображенской. Настоятель Покровской церкви отец Леонид Поспелов, поняв, что такая провокация может быть расценена властями, как повод для закрытия храма, во избежание вторичного нападения временно закрыл Покровскую церковь и прекратил службу в соборе. «Так же поступил и отец Владимир Знаменский, бывший тогда настоятелем старого собора» [9, С. 114] – записал в своих воспоминаниях А.А. Соловьев. Он же авторитетно засвидетельствовал, что в 1922-1923 гг. протоиерей Владимир Знаменский, будучи священником Маминской церкви сразу же занял «резко отрицательную твердую позицию по отношению к «живоцерковникам» и «неизменно сохранял ее» наряду с о. Михаилом Сошественским, о. Павлом Соколовым, о. Леонидом Фиалковским» [9, С. 95].

Это очень ценное свидетельство человека хорошо знавшего протоиерея Владимира Знаменского, который и осенью 1934 г. как настоятель Свято-Троицкого собора противодействовал захвату храма обновленцами «Живой церкви». Это воспоминание опровергает утверждение И.И. Лежниной, что после ареста в 1930 г. священник В.П Знаменский был приговорен к высшей мере наказания [21]. Если и был приговорен, то этот приговор не был приведен в исполнение.

По данным историко-просветительского общества «Мемориал» Владимир Петрович Знаменский в 1937 г. проживал в Куйбышеве. Арестован 23 октября 1937 г. Тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. 21 декабря 1937 г. обвинялся по ст. ст. 58-10 и 58-11, приговорен к расстрелу. Расстрелян 13 февраля 1938 г. Место захоронения – г. Куйбышев. Реабилитирован в январе 1956 г. военным трибуналом ПриВО [22].

Основную канву биографии возможно последнего настоятеля Свято-Троицкого собора до «затворения» храма опубликовала И.И. Лежнина в «Биографическом очерке священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII–ХХ вв.»: «Знаменский Владимир Петрович родился 14 декабря 1871 г. в селе Таруново Буинского уезда Симбирской губернии. Окончил Симбирскую семинарию. Окончил курс в Казанской Духовной Академии со степенью студента. В октябре 1892 г. принят на службу в Самарскую епархию и определен на должность псаломщика к Ставропольскому Троицкому собору. В июне 1894 г. перемещен к церкви села Резалово Ставропольского уезда. В октябре 1894 г. рукоположен во священника к Ставропольскому Троицкому собору на 2-й штат. С ноября 1894 г. член и казначей Уездного Отделения г. Ставрополя Самарской епархии. С 1894 г. законоучитель Ставропольской ЦПШ. С 1895 г. заведующий школы грамоты деревни Ново-Троицкой Покровского прихода. В 1897, 1901 гг. назначен катехизатором. В июне 1897 г. перемещен к церкви села Земляники Бузулукского уезда на 2 штат с поручением заведовать второклассной школой села Алексеевки Землянок. В октябре 1897 г. вследствие болезни уволен на лечение и приписан сверх штата к причту Успенской церкви г. Самары.

В апреле 1898 г. перемещен к церкви села Липовка Самарского уезда. С октября 1898 г. заведующий и законоучитель Липовской ЦПШ и законоучитель земско-общественной школы. С 1903 г. член Благочиннического Совета. С 1912 г. законоучитель Саратовской частной гимназии женской гимназии С.Н. Штокфиш. Определением Саратовского епархиального начальства от 16-18 октября 1912 г. за № 1418/8779 причислен к Саратовскому кафедральному собору сверх штата. В ноябре 1912 г. назначен наблюдателем церковно-приходских школ Саратовской епархии.

С 1918 г. – священник Маминской Богородицко-Владимирской церкви г. Саратова. Награды: набедренник (1900), благословение Св. Синода с грамотой (1904), скуфья (1905), благодарность епархиального начальства (1913), камилавка (1913), наперсный крест (1916) …

Жена – Нина Николаевна (родилась в 1885 году)…» [21] Там же сообщается, что отец В.П. Знаменского служил священником.

Протоиерей В.П. Знаменский подвергался арестам в 1920 и 1923 гг. по обвинениям в антисоветской деятельности. Согласно выписке из протокола Комиссии НКВД по административным высылкам от 7 декабря 1923 г. он был лишен права проживания в Саратовской губернии сроком на два года . [9, С. 123].

«Де-юре» Саратовский собор Живоначальной Троицы был закрыт 20 февраля 1936 г. решением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета, «де-факто» собор был изъят у верующих 13 сентября 1934 г. (второй этаж был закрыт еще 21 марта 1934 г.) постановлением Президиума Саратовского Крайисполкома. Здание храма было опечатано и больше года по выражению еще одного архивного документа «находилось под государственной охраной совсем без охраны».

После окончательного закрытия Духосошественского собора 17 июня 1939 г. в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства или находилось в лагерях и ссылках, или было расстреляно. С 1937-го по 1941 год «архиерейская кафедра вдовствовала».

С началом Великой Отечественной войны церковно-правительственные отношения изменились, и 9 декабря 1941 г., после шестилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей – архиепископ Андрей (Комаров) [23], который из Куйбышева ходатайствовал перед городскими властями Саратова об открытии именно Свято-Троицкого собора, хорошо понимая его историко-культурную ценность.

Первая церковная служба в Свято-Троицком соборе состоялась «при огромном стечении народа» 8 октября 1942 года [24].

Список использованной литературы и источников

  1. Цит. по: Филиппов Б.А. Очерки по истории России. ХХ век: Учебное пособие. М., Изд-во ПСТГУ, 2009. 720 с.
  2. ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 308. Л. 41 об. — 42.
  3. ГАСО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 767. Л. 107.
  4. Священник Кирилл Краснощеков. Голод 1921–22 годов в саратовском Поволжье и зарождение обновленческого раскола // Труды СПДС. Вып. 1. Саратов, 2007. С. 104-132.
  5. Савельева Е.К. К истории церковно-художественного отдела Саратовского Губмузея (на правах рукописи). С. 5-6.
  6. ГАСО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 1. Л. 56.
  7. Соловьев Александр Александрович (род. 15. 01. 1898, Казань) окончил 1-ю саратовскую гимназию (1916), учился на юридическом факультете Саратовского университета, в 1923 г. работал научным сотрудником кабинета гражданского права факультета общественных наук СГУ. Активный участник церковной жизни Саратова 1920-1930 гг.. После третьего ареста в 1934 г. Особым совещанием при НКВД СССР 9 мая 1935 г. был приговорен к 3-м годам лишения свободы.

Воспоминания А.А. Соловьева о борьбе с «живоцерковниками» в Саратовской епархии в 1920-е – 1930-е годы хранятся в архиве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

  1. «Сергиевская (церковь. – Авт.), храм при женском монастыре, храм при киновии, Старо-Покровская, Маминская и крестовая, перешедшая в небольшую старинную единоверческую церковь Михаила Архангела».
  2. Саратовская епархия в 1917-1930 гг. Мемориальная записка А.А. Соловьева. Публикация и примечания И.И. Ковалевой и Н.А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4. (37). С. 88-125. (Электронная версия по адресу: http://pstgu.ru/download/1294750610.pub3.pdf).8.
  3. 18 марта 1923 г. в Казанском Николо-Тихоновском скиту при Саратовском Спасо-Преображенском мужском монастыре епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов) тайно рукоположили Петра Соколова во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. В том же году Патриарх Тихон утвердил его хиротонию и подписал назначение епископом Вольским, викарием Саратовской епархии.
  4. Саратовскую кафедру с 1928 по 1933 г. возглавлял митрополит Серафим (Александров) (19. 10. 1866 – 2 декабря 1937). Архиереи на Саратовской кафедре в 1930-е гг.: Афанасий (Малинин) (11 августа 1933 – 30 сентября 1935); Серафим (Силичев) (30 сентября 1935 – 1936); Вениамин (Иванов) (23 сентября 1936 – 22 октября 1937); 1937-1941 – кафедра вдовствовала.
  5. ГАСО. Ф. 461. Оп. 2. Д. 340. Л. 238.
  6. От Казанской церкви осталась только часовня на углу ул. Челюскинцев и Лермонтова, которая используется под жилое помещение
  7. ГАСО. Ф. 461. Оп. 2. Д. 1 а.
  8. Рыков Павел Сергеевич (1884-1942) – советский археолог, краевед и организатор музейного дела. Выпускник историко-филологического факультета Московского университета и археологического отделения Московского археологического института. Директор Саратовского областного государственного музея (1922-1937). В 1935 г. возглавил деканат вновь открытого исторического факультета СГУ. Арестован 14 августа 1937 г., приговорен к 10 годам лагерей. Умер в заключении 26 марта 1942 г. Реабилитирован в 1956 г.
  9. ГАСО. Ф. 461. Оп. 2. Д. 341. (Машинопись, правописание по оригиналам документов. – Авт.).
  10. ГАСО. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1483 Лл. 21-22.
  11. Кавтарадзе Григорий Давыдович (1895-1938), образование среднее, член ВКП (б) с октября 1916 г., с 1918 по 1928 г. состоял на службе в разных должностях по линии ГПУ, затем был зам. директора Закавказской ж. д., директором Омской ж. д., приказом наркома путей сообщения № 48/Ц 7 марта 1934 г. назначен начальником Рязано-Уральской железной дороги. 4 апреля 1936 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. 31 июля 1937 г. освобожден от занимаемой должности. Расстрелян 29 августа 1938 г. Реабилитирован 22 июня 1955 г.
  12. Киселев Алексей Семенович (1879-1937) в автобиографии о своем образовании написал откровенно: «С большим трудом окончил церковно-приходскую школу». С 1924 г. и до своего ареста в сентябре 1937 г. работал секретарем ВЦИК, был членом его президиума. Расстрелян 30 октября 1937 г. Полностью реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР 4 апреля 1956 г.
  13. См: [Гришанина О.В.] Господь нам дарует победу. Саратов, 2006. С. 3.
  14. Лежнина И.И. Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII-ХХ вв. // https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2922/ (дата обращения 27.09.2022).
  15. Информация любезно предоставлена В.В. Тепловым.
  16. Архиепископ Андрей (Комаров) вторично назначен на Саратовскую кафедру 13 июня 1942 г., прибыл в Саратов только в сентябре, а 14 октября 1942 г. он уже стал архиепископом Казанским.
  17. См. подробнее: Воронихин А.В., Воронихина И.В. Свято-Троицкий собор г. Саратова в годы Великой Отечественной войны // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Материалы IХ Международной научно-практической конференции (14-17 октября 2020 г.). Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. С. 41-49.