27 сентября Православная Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день Церковь воздвигает Честный Крест как орудие победы Спасителя над адом и смертью, как источник жизни и особо чествует его.
В отличие от других двунадесятых праздников, событие праздника произошло много позже тех священных событий, которые описаны в Евангелии. Причиной установления праздника стало обретение царицей Еленой Древа того самого Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Спаситель. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить языческое капище.
Император Константин, содействием Божиим одержавший победу в трех войнах, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, император направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец один старый еврей по имени Иуда сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвый ожил. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили свт. Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хоть издали, созерцать его.
Это торжественное событие произошло в 326 г. Равноапостольный император повелел возвести в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм был освящен 13 сентября 335г. На следующий день, 14 сентября (27 сентября по н.ст.), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602-610) Персидский царь Хозрой, опустошив Палестину и Иерусалим, увез в плен Животворящий Крест. По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628г. после победоносной войны под предводительством Византийского императора Ираклия, христианам была возвращена их святыня. Император Ираклий сам внес Древо Креста в город.
Однако в текстах праздничного богослужения редко упоминаются эти исторические события. Автор канона, прп. Косма, еп. Маиумский, чаще останавливается на крестных страданиях, смерти и тридневном Воскресении Спасителя. Праздник Воздвижения подобен Страстной седмице: он так же посвящен усиленной молитве и строгому посту. Поэтому некоторые песнопения напоминают песнопения служб Великого Пятка.
Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и Воскресения Спасителя, и, собранные воедино, они лучше всякого учебника объясняют и показывают прообразовательное значение Ветхого Завета.
В службе праздника Крест рассматривается и как вселенский символ. Он неоднократно называется здесь Древом. В ирмосе 9-й песни канона он именуется «насажденным на земли живоносным Древом», которое сопоставляется с древом жизни, насажденным Богом в раю, и противопоставляется древу преслушания.
«Если такова сила в образе, – говорит прп. Феодор Студит, – то какая же сила должна быть в самом Первообразе, то есть в Иисусе Распятом?» Слава и Крест, орудие позора и уничижения, – какие несовместимые понятия! Но именно в Кресте заключена слава Христова. Свт. Иоанн Златоуст, много потрудившийся над раскрытием учения о тайне Креста, говорил: «Если кто-либо спросит меня, что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскрешение многих мертвецов и прочие сотворенные им чудеса … и укажу только на Крест, который славнее прочего».
«Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство». Так прославляем мы Крест Христов и Самого Распятого на нем Господа, поклоняясь и лобызая Честное Древо, в конце утрени праздника изнесенное из алтаря на средину храма. Мы славим Крест Христов как престол, на котором Искупительная Жертва принесена за каждого из нас.
Архиепископ Херсонский Иннокентий отмечает: «…Крест спасает, но не поклоняемый токмо, а и носимый, не на одной выи телесной, но на выи души». Свой крест есть у каждого человека: одним Господь посылает болезни, другим – материальную нужду. Необходимым условием несения человеком своего креста является терпеливое и благодушное несение скорбей, так как путь крестоношения – всегда скорбный и требует терпения.
«Днесь Неприкосновенный существом прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождая мя от страстей». В этом личном отношении каждого из нас ко Кресту и Распятому на нем Спасителю и заключается тайна Креста.