Быть с Богом или без Бога? – отвечая на этот вопрос, человек делает выбор, который определяет его жизнь и в этом мире, и в вечности. Неверный выбор может приводить к тяжелым последствиям. Примеров тому много в истории человечества. Мы беседуем об этом с клириком Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).
Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя (Втор. 30, 15; 19–20).
Добро и зло. Из истории грехопадения
«Человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией»
(блж. Августин).
– Библейское повествование о сотворении мира и человека заканчивается словами: И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Но как часто это «хорошо весьма» не согласуется с тем, что происходит и в окружающем нас мире, и в нас…
– Я бы поменял слова местами: не «хорошо весьма» не согласуется с нами, а мы не согласуемся с этим «хорошо». И не Бог тому виной, что живем мы в мире «после грехопадения», где всё (включая человека) больно грехом и смертью. Обратимся к истории. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Сотворив человека безгрешным и чистым, Бог наделил Его свободной волей, разумом, любовью, творческими способностями. По словам св. Макария Великого, пока Адам пребывал в раю, «в Адаме пребывало Слово и имел он в себе Духа Божия, Божиим был подобием».
Если Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), то откуда тьма взялась в Его подобии – человеке? Ведь по учению Церкви, Бог не может не только творить, но и желать зла. Это не следует понимать как ограничение возможностей Бога – безусловно, Он может творить всё что хочет и как хочет. Но в силу Своей любви и милосердия Он хочет и творит только добро. Добродетель Бога является результатом Его свободного выбора, и к такому же добровольно избираемому благочестию был предназначен человек. Мог ли Бог вменить Адаму добродетель в безусловную необходимость? Конечно, мог. Только тогда благие дела и поступки Адама были бы не добродетельными, а всего лишь безгрешными, поскольку совершались бы они безотчетно по заложенной в него «программе». По этому поводу св. Василий Великий говорит: «Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости».
Бог зла не творил, и, следовательно, оно не имеет сущности, самобытности и существует только благодаря злой воле его «носителей». Подобно тому, как тьма есть полное или частичное отсутствие света, так и зло – это отсутствие или искажение добра. По сути, наши грехи, страсти являются искаженными добродетелями. Об этом очень выразительно сказал св. Исаак Сирин: «Гнев – это то неотъемлемое, необходимое, прекрасное свойство человеческой природы, благодаря которому человек может отсекать всякое зло, как пес на страже дома». Так что и гнев, и ненависть могут способствовать прохождению пути к совершенству, к спасению, но лишь тогда, когда они направлены на сам грех. Но если мы переносим их на образ Божий, на человека, то и гнев, и ненависть становятся нашим грехом.
Ко времени сотворения человека в мире уже присутствовало зло. Носителями этого зла были (являются и сейчас) вышедшие из послушания Богу и отпавшие от Него ангелы. Для достижения человеком добродетели, потребности делания добра не по причине или необходимости, а по движению души, Бог установил заповедь, запрещающую человеку вкушение плодов с древа познания добра и зла (см.: Быт. 2, 16–17). Св. Григорий Богослов назвал ее «законом для упражнения в свободе», т.к. она давала человеку возможность упражнять свою свободную волю в добровольном выборе того, что богоугодно, и избегании того, что Богом запрещено. Следуя этой заповеди, Адам, постепенно обретая навык к деланию добра, пришел бы в состояние истинной, Богоподобной свободы, к решимости постоянного исполнения воли Божией, к твердому неприятию греха. Испытания свободой наши прародители не выдержали: по диавольскому соблазну и по своей свободной воле они нарушили заповедь, верность Богу и пошли за диаволом. Катастрофические последствия этого выбора, повлекшие повреждение человеческой природы и нарушение гармонии всего мироздания, мы сейчас и ощущаем (и усугубляем своими личными грехами). Отказавшись от Бога, источника жизни, праотцы наши обрекли себя, своих потомков – весь человеческий род, и всё земное творение на плен греха и смерти. Для освобождения их из этого плена приходил на землю Господь Иисус Христос, открывший путь спасения для всех желающих по нему идти.
Что можно усвоить из этого (поистине вселенского значения) урока? – То, что самым главным в жизни человека является послушание Богу, подчинение своей воли воле Божией. Не забывая при том, что есть еще и третья воля – диавольская, которая хочет нас не спасти, а погубить.
У людей остался великий дар Божий – свобода воли, возможность определять себя по отношению к добру и злу. Замечательно сказал блж. Августин: «Велика свобода – быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить». К обретению этой величайшей степени свободы мы и должны стремиться.
«Да будет воля Твоя» – «Чего Бог хочет, того и я хочу»
«Воля Божия есть самый совершенный устав и закон» (св. Иоанн Дамаскин). «Что закон Божий? Это воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в делах, зависящих от произвола их» (св. Игнатий Брянчанинов).
– Закон и заповеди… Как они соотносятся? Или это одно и то же?
– Созданный Богом мир существует и развивается по установленным Им законам. Человек не является исключением из общего правила, но кроме природных законов ему даны еще и нравственные законы и заповеди. Эти законы вместе с данной ему свободой выбора (исполнять или нарушать) дают человеку возможность духовного роста, совершенствования. В Священном Писании слова «закон» и «заповедь» зачастую применяются для обозначения схожих событий, ситуаций, что вызывает желание определиться – так что же такое закон и что такое заповедь? Обратимся к первоисточнику: И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения их (народа) (Исх. 24, 12). Можно сказать, что закон – это свод заповедей, но и каждая заповедь – тоже закон жизни, который Бог дал человеку.
Объясняя 118 псалом, отцы Церкви (свв. Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский и др.) говорят, что всякий из 176-ти стихов его повествует что-нибудь о законе Божием, только называя его по-разному: заповеди, оправдания, свидения, словеса, судьбы, пути, советы, стези и др. И если есть похожие один на другой стихи, то в каждом из них указывается какая-либо особая черта закона или какой-либо оттенок этой черты (Псалтирь в святотеческом изъяснении). В Толковом словаре В. Даля закон определяется как предел, поставленный свободе воли или действий, а заповедь – как повеление, приказание, нерушимое наставление. Закон, данный Богом избранному народу через Моисея, как бы состоит из 2-х частей: десяти заповедей, написанных на скрижалях Самим Богом: скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии (Исх. 32, 16); и из того, что Бог передал Моисею на словах, повелев: И вот законы, которые ты объявишь им (народу) (Исх. 21, 1). И написал Моисей закон сей (Втор. 31, 9). То, что написал Сам Бог на скрижалях, – это вневременные, т.е. вечные, вненациональные, внегосударственные, универсальные принципы нравственности. Подчеркивая это, Бог повелевает: Сделайте ковчег… И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе (Исх. 25, 10–16), и в дальнейшем в ковчеге лежали только скрижали (см.: 2 Пар. 5, 10). Закон, записанный Моисеем, предназначен в основном для применения в конкретных условиях и обстоятельствах жизни избранного Богом народа. Книга со словами этого закона была положена одесную ковчега завета (см.: Втор. 31, 24–26), но не в сам ковчег.
Так был заключен завет (союз) между Богом и избранным народом, состоявший в том, что Бог обещал народу Свои милость и покровительство, народ же обещал Богу жить в праведности и послушании Ему.
Ветхий Завет содержит множество высоконравственных заповедей, правил, поучений, не утративших значения и в наши дни. Но можно ли, даже полностью исполнив их, спастись? Нет – потому что невозможно спасение без Христа. Поэтому назначение Ветхого Завета, смысл его состоит в том, чтобы подготовить человечество хотя бы в лице одного народа к способности принятия Богочеловека Христа и Его дара – спасения от греха и смерти. Поэтому апостол Павел называет закон Ветхого Завета детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24).
Во времена Нового Завета Господом Иисусом Христом даны евангельские заповеди, в их числе Нагорная проповедь (или заповеди блаженства). Можно сказать, что и весь Новый Завет, пример жизни Господа Иисуса Христа, – это единая заповедь, путеводствующая людей ко спасению. «В Евангелии всё сводится к тому, как человеку обеспечить бессмертие и жизнь вечную. Это основное благовестие Богочеловека» (св. Иустин Сербский).
Об «общечеловеческих ценностях»
«Только в свете Вечного и Богочеловечного открывается настоящая ценность всего временного. И только через вечность и богочеловечность временное обретает свой истинный смысл и свою настоящую ценность» (св. Иустин Сербский).
– Существуют ли без Бога общечеловеческие ценности?
– Общечеловеческие ценности: что к ним относится? Постоянны ли они или изменяются в историческом развитии общества? Применимы ли в жизни каждого человека или это философский научный термин?
Практически общечеловеческой ценностью не может быть то, что касается только меня, моей семьи, моей страны. Эта ценность должна быть ценностью для каждого человека земли и ни у кого не должно быть права отнять ее у человека. На вопрос – что же это такое, как правило, отвечают: жизнь, любовь, семья. Иногда добавляют: свобода, равенство, братство… Казалось бы, возразить против этого нечего. Они, эти ценности, должны быть в жизни каждого человека, и никто не вправе посягнуть на них. А как обстоит дело с этими «общечеловеческими ценностями» не в теории, а в реальной земной жизни?
Право на жизнь. Увы – не только на жизнь, но зачастую и на рождение у человека права нет, поскольку его еще до рождения могут вполне законно убить «любящие» родители. Да, аборт – это убийство, причем самое подлое, когда человеку не дают возможности ни спастись, ни попросить о пощаде.
Любовь. Завидую грекам – у них в языке порядка семи слов обозначают это понятие. Основных четыре: эрос – любовь физическая, плотская; стэрго – привязанность, родство; филео – братская любовь; агапэ – любовь чистая, жертвенная, наивысшая форма выражения любви. У нас слово «любовь» определяет отношение к чему угодно: к животному, к пиву с чипсами или воблой, к человеку, к Богу. Слово обесценилось, более того – опошлилось. Какая уж там «агапэ», когда человек тонет в потоках порнографии, извращений, жестокости, льющихся из всех средств информации, когда в школах вместо уроков «высоких чувств» вводятся уроки полового воспитания.
Семья. Еще недавно семья считалась ячейкой общества и основой государства. В наше время происходит разрушение традиционной семьи: введение ювенальной юстиции, разрешение однополых браков с заменой понятий «мама» и «папа» на «родитель № 1» и «родитель № 2» и т. д. К сожалению, всё это происходит не просто с ведома, но и при участии государственных структур.
Ну, а по поводу свободы и равенства в прошлом веке Н. Бердяев сказал, что они несовместимы, поскольку свобода, по сути, есть право на неравенство, а равенство – посягательство на свободу.
Вот так в реальности обстоят дела с общечеловеческими земными ценностями.Так возможно ли человеку своими силами построить на земле справедливое, высокоморальное, сознательное общество? Вся история человечества отвечает – нет. Причина одна – отпадение от Бога, повлекшее повреждение природы человека, приобретение им таких качеств, как гордость, жадность, трусость, подлость и т.п. И, самое главное, человек стал смертен. В современном обществе Бог «отодвинут» в сторону. На Его место воздвигнут идол – сам человек. В этом случае о какой любви, жертвенности, морали можно говорить? Человек начинает жить для себя и ради себя, пытаясь «взять от жизни всё», выжигая в себе всё человеческое, живя в вечном страхе смерти.
Сложившаяся ситуация не безнадежна, есть выход, есть другой путь. Св. Максим Исповедник сказал, что «человек может превратить землю в рай тогда, когда он будет носить рай в себе». Для этого нужно «немногое»: жить для Бога, по Его воле, во всем следуя Его заповедям, отдав Ему, как Он просит, свое сердце. И тогда общечеловеческие ценности станут ценностями, данными Богом, обретя истинный смысл: любовь станет жертвенной, когда стремишься больше отдать, нежели получить; семья станет установленным Богом союзом мужчины и женщины, малой церковью; свобода станет свободой от греха.
Если посмотреть на общечеловеческие ценности с точки зрения христианства, то станет очевидным, что все они давным-давно определены Евангелием. Указан и путь их воплощения в жизнь Господом Иисусом Христом, сказавшим: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
Рай или ад?
– Можно ли сказать, что свой «рай» или «ад» – свою будущую вечность, мы выбираем сами?
– Православная Церковь учит, что каждый человек призван ко спасению и предопределен к обожению. Оправданным и спасенным может стать любой, кто этого захочет. Однако Бог не спасает «автоматически» – без согласия и участия в деле спасения самого человека. В чем должно состоять это участие? Господь сказал: Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Ну а хотеть или не хотеть – это каждый определяет для себя сам.
Действительно, свободный выбор добра в согласии с Богом и свободный выбор зла в отказе от Бога определяют нашу участь в вечности. Об этом говорят отцы: «Когда начинается человеческий рай или ад? С его свободного выбора Божиего добра или диавольского зла, Бога или диавола. И рай, и ад человека начинаются еще на земле, чтобы после смерти продолжаться вечно в той жизни и на том свете… Можно сказать, что на земле и рай, и ад по-земному относительны и ограниченны, но и тот и другой уводят человека после смерти в свои вечные царства, в Царство Божие и в царство диавола. На земле и человеческое добро, и человеческое зло – это введение и приготовление человека к вечной жизни или в Царстве вечного Божиего добра – в раю, или в царстве вечного диавольского зла – в аду… Человеку дана безмерная созидательная сила, сила созидать вечность, какую он желает» (св. Иустин Сербский).
Так что – выбираем сами.
Беседовала Людмила Кузнецова, 4 ноября 2019 г.